УДК 342

Нормативно-правовые коллизии регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей

Будаков Темур Авдулбакыевич – аспирант Южно-Российского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Аннотация: В данной статье автором анализируются вопросы правового регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей. Автором актуализируется важность и значимость развития индивидуального предпринимательства в России. Подчеркивается необходимость использования процедуры финансового оздоровления и по отношению к индивидуальным предпринимателям.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, индивидуальный предприниматель, экономика, финансовое оздоровление.

На современном этапе социально-экономического развития России сформировалась ситуация, которая определяет значительное влияние предпринимательства, поскольку именно оно способствует экономическому росту, ускоряет модернизацию и может играть важную роль в стимулировании устойчивого развития и создания достойных рабочих мест.

Сформировавшаяся конъюнктура определяет основы функционирования индивидуальных предпринимателей из позиции правовых, административных, организационных, экономических и социальных основ и тем самым формирует предпринимательскую среду. Стоит отметить, что сформированная предпринимательская среда, оказывает положительное влияние на развитие предпринимательства, поскольку за последние несколько лет статус индивидуального предпринимателя присвоен значительному количеству лиц.

Однако, стоит отметить, что рост числа индивидуальных предпринимателей нельзя назвать стабильно-растущим, так как присутствует ряд негативных издержек, одним из которых является институт банкротства индивидуальных предпринимателей.

Исходя из анализа статистических данных за 2021 год количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые стали банкротами, возросло более чем на 60% и составило 192 846. За весь период существования потребительского банкротства, а именно с 2015 по 2021 год несостоятельными стали более 470 000 человек. По показателям граждане инициируют сами банкротство зафиксировано 94,9% случаев в 2021 году [1].

Последствия признания гражданина банкротом определены ст. 213.30 Федерального закона № 127-ФЗ. Для индивидуального предпринимателя, признанного несостоятельным, правовые последствия банкротства отчасти совпадают с перечнем правовых последствий для банкрота – гражданина и перечислены в ст. 216 закона.

К таковым относятся следующие:

  • утрата силы государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, аннулирование выданных лицензий для ряда видов предпринимательской деятельности;
  • невозможность повторной регистрации в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества либо прекращения производства;
  • невозможность осуществления предпринимательской деятельности и занятия руководящих должностей в организациях в течение пяти лет; для кредитных организаций – в течение десяти лет.

Следует отметить также и то, что несмотря на применение к индивидуальным предпринимателям установленных гражданским законодательством правил, предусмотренных для юридических лиц, что указывает на определенное сущностное сходство этих хозяйствующих субъектов, в отношении индивидуальных предпринимателей не предусмотрено процедуры финансового оздоровления, предусмотренной для организаций главой V Федерального закона № 127-ФЗ.

Как представляется, отсутствие такой процедуры в отношении индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта, не является в достаточной степени обоснованным. Данная процедура позволяет хозяйствующему субъекту восстановить свою платежеспособность, что должно быть приоритетным вариантом разрешения ситуации неплатежеспособности такого субъекта.

Кроме этого наблюдается правовая коллизия и со стороны конституционных норм, поскольку положения статьи 34 Конституции РФ гласят, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.». Вследствие этого, запрещая возможность осуществления предпринимательской деятельности, нарушается право свободного использования своих способностей.

Учитывая то, что индивидуальный предприниматель как хозяйствующий субъект вносит существенный вклад в развитие национальной экономики, создает рабочие места, уплачивает значительные суммы налогов и взносов во внебюджетные фонды, целесообразным представляется использовать процедуру финансового оздоровления и по отношению к индивидуальным предпринимателям.

В силу двойственности статуса индивидуального предпринимателя, который предполагает сочетание свойств статуса как специального (предприниматель), так и общего (гражданин), предусмотренные законодательством правовые последствия несостоятельности индивидуального предпринимателя также сформированы как сочетание специальных и общих последствий [3].

Следует отметить, что в отношении как лица со статусом индивидуального предпринимателя, так и гражданина в соответствии с п. 2 ст. 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ для возбуждения производства о признании несостоятельным необходимо наличие основания в виде суммы предъявляемых требований кредиторов, составляющей не менее пятисот тысяч рублей. Между тем, как представляется, данная норма вступает в некоторое противоречие с положениями п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которым по отношению к индивидуальному предпринимателю применяются правила, имеющие распространение на коммерческие организации, ввиду чего представляется необходимым привести сумму требований к индивидуальным предпринимателям к тождественности с суммой, установленной для организаций в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ. Таким образом, сумма требований составляла бы не менее трехсот тысяч рублей.

Итак, были сделаны выводы о том, что индивидуальный предприниматель, являющийся хозяйствующим субъектом, вносит существенный вклад в развитие национальной экономики, в связи с чем целесообразно предусмотреть возможность применения в его отношении процедуры финансового оздоровления, как в случае с юридическими лицами. Было установлено, что имеет место противоречие норм п. 2 ст. 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ и п. 3 ст. 23 ГК РФ, было предложено в контексте оснований несостоятельности привести сумму имеющихся требований к индивидуальным предпринимателям к тождественности с суммой, установленной для организаций в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ, снизив минимальный объем таковой до трехсот тысяч рублей. Было определено, что необходимо дополнить законодательство о банкротстве нормой, напрямую предусматривающей возможность обращения должником с заявлением о признании его несостоятельным исключительно в случае наличия долга, связанного с предпринимательской деятельностью.

Список литературы

  1. Банкротства в России: итоги 2021 года. Статистический релиз Федресурса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://download.fedresurs.ru/news/Банкротство%20статрелиз%202021.pdf. (Дата обращения 21.10.2023 г.)
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  3. Малименкова В.Г. Банкротство индивидуальных предпринимателей: правовое регулирование и судебная практика // Дневник науки. 2023. № 6 (78).