УДК 342.9

Особенности сочетания принципа законности и справедливости в административном судопроизводстве

Борисенко Никита Сергеевич – студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению принципа законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел. В ходе подготовки был осуществлен анализ научной, учебной, литературы, норм действующего законодательства относительно определения содержания данного принципа в административном судопроизводстве. Сделан вывод о том, что совместное закрепление принципа законности и справедливости, позволяет осмыслить их ценность самих по себе, вне зависимости от их сочетания.

Ключевые слова: административное судопроизводство, принципы, законность, справедливость, содержание принципов.

В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации [1] (далее – КАС РФ) закреплена система принципов осуществления административного судопроизводства. Содержание принципов устанавливает основные положения и идеи, в соответствии с которыми сформулированы и законодательно определены правила осуществления процессуальной деятельности. С учетом особенностей указанного вида судопроизводства, некоторые принципы имеют специфическое содержательное наполнение и особенности реализации, в том числе принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел.

 Для раскрытия сущности данного принципа, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Профессор А.В. Мелехин [2] определяет «законность» как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов органов публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

В современных правовых представлениях справедливость выступает в качестве идеала судопроизводства, движение к достижению которого представляется вектором развития всей правовой модели государства. При этом следует особо отметить, что все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены, так, например, гарантией реализации законности и справедливости является принцип гласности, который, как правильно замечено, может быть обеспечен посредством использования различных цифровых технологий в судопроизводстве [3]. К понятию справедливости относится, в том числе получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод. 

Отметим, что в КАС РФ принцип законности закрепляется одновременно со справедливостью, что является препятствием к формализации раскрытия содержания принципов справедливости и законности. Вместе с тем использование различных методов научного исследования, в частности сравнительно-правового, системно-структурного, формально-юридического методов, делает возможным выделить положения, которые относятся к содержанию как принципа законности, так и принципа справедливости.

Законодатель в статье, закрепляющей данный принцип четко ограничивает внутренне содержание принципа законности как правильное толкование и применение нормативных актов.

В соответствии с позицией академика О.Ф. Скакун [4] в качественном построении норм, наличии научно обоснованных и соответствующих праву законов заключается внутренняя составляющая принципа законности. В то же время внешняя составляющая характеризуется обязательностью выполнения норм законов и подзаконных правовых актов всеми субъектами правоотношений.

Применительно к административному судопроизводству составляющими принципа законности являются, положения Конституции РФ, в которой провозглашено, что органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и иные нормативно-правовые акты. Согласно положениям основного закона судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Таким образом, законность как основа судопроизводства возлагает на суд обязанность решать судебный спор, в частности административный, на основании закона с учетом его целей и в установленном им порядке.

Принцип законности обеспечивается путем соблюдения нормативно закрепленных правил судопроизводства, которые находят свое выражение в нормативно закрепленном порядке осуществления административного судопроизводства.

У суда имеется право обратиться в Конституционный суд РФ. Если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле, Конституции РФ, он обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. В таком случае производство по административному делу приостанавливается.

 Не менее важной составляющей принципа законности в административном судопроизводстве является нормативное закрепление процессуальных действий суда в случае отсутствия закона, регулирующего спорные правоотношения. Подобная ситуация может возникнуть в случае наличия правового пробела.

Говоря о содержании принципа справедливости, верной следует признать позицию И.Н. Спицина [5] и рассматривать его с учетом материально-правовой и процессуально-правовой составляющих.

 Взаимосвязь и взаимообусловленность, а также гарантии действия принципа справедливости с материально-правовой составляющей обеспечиваются действием ряда процессуальных принципов, в частности, принципами объективной истины и законности. Законодатель формально не рассматривая принцип справедливости представляет его в качестве принципа судопроизводства и требования к разрешению административных дел, определяя его как точное и правильное толкование и применение нормативных правовых актов.

Процессуально-правовая составляющая принципа справедливости судопроизводства обеспечивается действием всей системы принципов процессуального права и задачами судопроизводства и являются элементами системы принципов и административного судопроизводства.

В науке высказываются мнения о необходимости выделения справедливости как самостоятельного принципа, что вызывает определенные сомнения. Сопоставление возможного содержания принципа справедливости с принципом законности и анализ возможности их раскрытия через особенности рассмотрения и разрешения административных дел показывают, что материальная и процессуальная составляющие такого «нового» принципа будут являться частями либо принципа законности, либо принципа равноправия сторон. Таким образом, совместное закрепление принципа законности и справедливости, позволяет осмыслить их ценность самих по себе, вне зависимости от их сочетания.

Множество вопросов в современной науке возникает при обсуждении проблемы использования искусственного интеллекта в судопроизводстве, и, в частности, возможно ли вообще обеспечить законность и справедливость в процессе вынесения искусственным интеллектом судебных постановлений? [6] На наш взгляд применение соответствующих технологических программ в ходе административного судопроизводства, требуют, прежде всего, дальнейшего всестороннего теоретического осмысления и оценки практической готовности судебной системы к данному шагу.

Список литературы

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. ¹ 21-ФЗ (в ред. от 24.07.2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – ¹ 10, ст. 1391. – 2018. – 49, ст. 7523.
  2. Мелехин А.В. (ред.) Административное право Российской Федерации. М.: Юстиция, 2016. 490 с.
  3. Зеленская, Л. А. Использование информационных технологий в судопроизводстве в целях обеспечения реализации принципа гласности / Л. А. Зеленская // Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии : Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г., Краснодар, 12 мая 2023 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2023. – С. 895-897. – EDN MQMPZA.
  4. Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс). Харьков: Эспада, 2005. 840 с.
  5. Спицин, И.Н. Содержание принципа справедливости в административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. – 2018. – ¹ 7. – С. 28–34.
  6. Косиненко, Н. Н. Отдельные вопросы использования искусственного интеллекта в гражданском судопроизводстве / Н. Н. Косиненко, Л. А. Зеленская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 8. – С. 125-129. – DOI 10.23672/SAE.2023.27.49.012. – EDN YZPDDW.

Интересная статья? Поделись ей с другими: