УДК 34

Окончание рассмотрения административного дела без вынесения судебного решения

Похилько Владислав Викторович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Аннотация: Судебное разбирательство оканчивается вынесением решения по делу, однако в процессе рассмотрения дела могут возникать обстоятельства, когда рассмотрение завершается без вынесения решения. Положения КАС РФ предусматривают две формы завершения судебного разбирательства без вынесения решения по делу: прекращение производства по административному делу, оставление административного искового заявления без рассмотрения. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные с основаниями прекращения производства по административному делу и основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения, а также последствия и влияние соответствующих форм на дальнейшее производства и реализацию судебной защиты права.

Ключевые слова: прекращение производства, оставление без рассмотрения, основания, последствия, КАС РФ, административное судопроизводства, административное

Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, административное производство, в результате которого суд не вынес решение, завершается двумя способами: либо судопроизводство полностью прекращается, либо принимается решение оставить иск без рассмотрения. Отличия между этими двумя вариантами заключаются в их обоснованиях и последствиях. Судебное производство завершается в случае, когда у истца нет права обращаться в суд, используется возможность мирового соглашения между истцом и ответчиком, или же существуют препятствия, которые делают невозможным решение дела в судебном порядке. Обстоятельства, изложенные выше, исключают возможность продолжения судопроизводства по текущему делу [6].

Административный иск остается без рассмотрения, когда у истца отсутствуют правомочия обращаться в судебные инстанции, а также не соблюдаются требования к условиям, в рамках которых реализуется данное право. Если истцу удается устранить выявленные несоответствия и нарушения, он может повторно подать иск по этому же делу [1]. Ст. 194 КАС РФ определяет перечень обоснований, по которым административное судопроизводство прекращается:

  1. Дело не относится к разряду административных, и должно рассматриваться в рамках уголовного либо конституционного судопроизводства, либо иск вообще не подлежит судебному разбирательству [7].
  2. Производство прекращается, если уже имеется и вступило в законную силу судебное решение, касающееся спора тех же самых сторон (истца и ответчика), по тем же основаниям административного характера. Кроме того, суд может определить объективную невозможность принятия иска от заинтересованной стороны.
  3. Административное судопроизводство подлежит прекращению, если истец сам отказывается от иска и его отказ принимается судом [2].
  4. Административное производство подлежит прекращению, если суд утвердил мировое соглашение между сторонами спора, которые обоюдно пришли к договоренности не доводить дело до судебного разбирательства.
  5. Следующее основание прекращения производства – смерть истца или ответчика, если содержание спора не допускает участие правопреемников;
  6. Также судопроизводство прекращается, если организация, являющаяся одной из сторон административного спора, ликвидирована, а сущность спорного вопроса не предусматривает участия правопреемников.

Следует особо обратить внимание на наличие судебного постановления, которое уже вступило в силу по тождественному исковому заявлению. При этом, как правильно отмечено в научной литературе, тождественность иска и тождественность спора – это не равнозначные понятия [4], что не всегда единообразно применяется на практике.

Кроме того, согласно ст. 214 КАС РФ, административное судопроизводство подлежит прекращению, если оспаривается нормативный акт или судебное решение, которые были отменены ранее или же их содержание на момент возникновения спора уже не затрагивает интересы и права истца. Также производство прекращается в случае, когда истец отказывается от выдвинутых требований, касающихся правового акта, а его содержание или деяния должностных лиц не затрагивают более ничьих интересов. Но надо учитывать, что даже при принятии подобного отказа иные лица правомочны обращаться в судебные инстанции, если рассматриваемый нормативно-правовой акт либо соответствующие деяния должностных лиц ведут к нарушениям их интересов [5].

Когда прекращается административное производство, суд обязан вынести определение, где перечислены обоснования такого решения, рассмотрен возврат госпошлины или поднят вопрос разделения имеющихся на момент окончания производства расходов между истцом и ответчиком. Когда судопроизводство прекращено из-за того, что рассматриваемый спор неподведомствен административному суду, его определение отражает информацию о том органе, куда следует обращаться истцу.

Определение о завершении административного судопроизводства обжалуется путем оформления жалобы. Такая жалоба от частного лица подлежит подаче в общем порядке. Суд обязан направить определение о завершении судопроизводства истцу и ответчику на следующий же рабочий день, а если они были на заседании суда, то данное определение должно быть вручено им там же под расписку.

После завершения административного судопроизводства всегда наступают официальные последствия данного акта. Основное из них – невозможность для того же самого истца опять обращаться в суд по уже рассмотренному спору, посвященному тем же обстоятельствам. Когда судопроизводство завершено, судебная работа по этому конкретному административному делу считается оконченной без вынесенного судебного решения.

Что касается иной ситуации – нерассмотрения в суде искового заявления, то она не становится препятствием для последующего обращения в судебные инстанции с такими же требованиями. Обоснования, по которым административный иск может быть оставлен без рассмотрения, перечислены в ст. 196 КАС РФ. Главное среди них: нарушение истцом правил досудебного регулирования спорных вопросов, предусматриваемых федеральным законодательством для подобного разряда судебных дел. Досудебное урегулирование предусматривается для следующего перечня административных дел:

- требование взыскать обязательные и страховые выплаты;

- требование взыскать налоговые задолженности физлиц;

- требование взыскать пени и штрафные задолженности [3];

- требование взыскать таможенные сборы, пошлины, платежи;

- оспаривание постановлений налоговых организаций;

- оспаривание правовых актов в области проектной стандартизации.

Кроме того, судебные инстанции не рассматривают иск, если он подается гражданином, не обладающим требуемым для участия в судебном процессе уровнем дееспособности; если в иске отсутствует подпись, или это подпись неправомочного лица. Иск не рассматривается и в случае, когда в другом суде уже ведется судопроизводство по спору тех же истца и ответчика, по аналогичному предмету. В ст. 125 КАС РФ перечисляются нарушения, наличие которых является препятствием к рассмотрению иска административной юрисдикции. Основное из них - непредоставление истцом документов, способных подтвердить обстоятельства, лежащие в основе исковых требований.

Еще одно обоснование для нерассмотрения административного иска предусматривает часть 2 ст. 248 КАС РФ. Она рассматривает ситуацию, когда предметная часть иска (оспаривающего итоги подсчета кадастровой стоимости) не согласуется с условиями, выдвигаемым Кодексом административного производства. В таких случаях истцу предлагается точнее сформулировать свои требования, а если подобное уточнение отсутствует, иск судом не рассматривается. Возможно обжалование судебного определения о нерассмотрении иска, инициируемое заинтересованной стороной. В вынесенном определении суд обязан раскрыть обстоятельства, служащие обоснованием нерассмотрения иска, и варианты, позволяющие устранить выявленные обстоятельства. Помимо того, судебное определение содержит информацию о разделении фактических расходов по суду между истцом и ответчиком. Если причины нерассмотрения иска устранены, истец имеет право на повторное обращение в судебные инстанции по аналогичному предмету и обстоятельствам спора.

Список литературы

  1. Августина И.Д. Особенности исковой формы защиты права в административном судопроизводстве // Российский судья. 2022. № 9. С. 47 - 50.
  2. Августина И.Д. Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства // Российский судья. 2023. № 9. С. 50 - 55.
  3. Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. Москва: Статут, 2021. 460 с.
  4. Зеленская, Л. А. К вопросу о соотношении понятий "тождество споров" и "тождество исков" / Л. А. Зеленская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 1. – С. 79-83. – DOI 10.23672/SAE.2020.1.53360. – EDN IAXBVO.
  5. Курочкин С.А. Актуальные проблемы теории административного судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2022. № 4. С. 293 - 312.
  6. Опалев Р.О. Предмет судебной защиты в административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 4. С. 18 - 22.
  7. Потапенко Е.Г. Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права // Вестник гражданского процесса. 2023. № 3. С. 284 - 325.

Интересная статья? Поделись ей с другими: