УДК 347

Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи

Язынина Ярослава Андреевна – студент Группы Юзм-215 Волгоградского государственного университета. 

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые вопросы защиты прав потребителей в рамках сделок купли-продажи. Выявлены проблемы защиты прав потребителей товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи. Проанализированы возможности защиты прав потребителей в условиях электронной коммерции, смарт-контрактов, системы электронного отслеживания товаров и грузов.

Ключевые слова: права потребителей, защита прав потребителей, гражданское право, договор купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи является на современном этапе одним из наиболее часто встречающихся в практике видов договора.

Практика защиты прав потребителей, в том числе, в части ответственности продавцов за поставку или продажу товара с истекшим сроком годности, а равно и за нарушение норм о соблюдении гарантийных сроков товара, является одним из наиболее противоречивых объектов исследования. Ввиду того, что требования к срокам годности и гарантийным срокам, порядку их учета в рамках договоров купли-продажи, сегодня отсутствуют на общегосударственном уровне, а нормативные акты – Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1] и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) [2] регулируют вопросы качества в достаточно общем виде.

На современном этапе в судебной практике споры о соблюдении законодательства о сроках годности товара, сроках гарантии на товар, возврате негодных или некачественных, а также опасных товаров, ответственности поставщиков и продавцов товара перед потребителями являются одними из наиболее распространенных.

Закон о защите прав потребителе в ст.ст. 4, 6, 10, 12, 13, 15, 18, 19, 20-24 регулирует права потребителя в части получения информации о качестве товара, требования к качеству товара, возможности устранения недостатков в области качества товара или замены товара в период гарантийного срока. На основании статей потребителю фактически предоставлено право требовать поставки (продажи) качественного товара, а продавцу установлена обязанность предоставить товар надлежащего качества, исправный, а в дальнейшем соблюдать гарантийные сроки.

Имущественная ответственность продавца товара строго ограничена суммой стоимости товара, а сама имущественная ответственность наступает в судебном порядке (за исключением случаев добровольного урегулирования сторонами в рамках договора) в том случае, если со стороны покупателя предприняты действия по предъявлению требований к продавцу о возврате товара, возмещении вреда, замене товара, то есть, если продавец не мог не знать о том, что его товар является некачественным. Однако установление данной обязанности продавца осуществляется в рамках не только института гражданско-правовой ответственности, но и административной ответственности – в рамках обращения покупателя в уполномоченные органы – Роспотребнадзор [3]. Дополнительно эта проблема осложнена тем, что регулирование прав, обязанностей и ответственности продавца регулируется также и видом и особенностями товара. Например, в отношении отдельных групп товаров (косметические товары, продукты питания, медикаменты, продавец дополнительно обязан установить и срок годности – то есть срок, после которого товар теряет свои потребительские свойства, становится негодным, и следовательно, теряет качество [3].

Нередко, защита прав потребителей по договору купли-продажи, требует обращения в несколько судебных инстанций. В особенности, это касается доказывания нарушений продавцом требований к качеству товара, его безопасности, что нередко требует проведения экспертизы, а также вопросов соблюдения гарантийных сроков. Так, в случае, если продавец устанавливает менее выгодные условия, чем те, которые предложены законодателем, суды, в том числе, в рамках административного производства, например, со стороны уполномоченного органа – Роспотребнадзора, обязывают его исполнить гарантийный срок, вне зависимости от того, окончился ли срок договора, в соответствии с которым производилась продажа (поставка) товара.

Примерами тому являются случаи из судебной практики. Например, по одному из договоров подряда, стороны, ввиду неисполнения условий договора, расторгли его, но гарантийный срок на выполненные работы не закончился [5].

Гражданско-правовая ответственность устанавливается, как правило, в рамках гражданско-правовых способов защиты прав для лиц, виновных в нарушении этих прав. ГК РФ в п. 2 ст. 11 указывает, что защита гражданских прав в административном порядке может быть осуществлена исключительно в случаях, предусмотренных законом. В иных случаях, защита осуществляется в суде. При этом, решение, принятое в административном порядке, также может быть оспорено в суде.

На современном этапе в рамках защиты прав потребителей товара по договору розничной купли-продажи является проблема отслеживания того «звена» в цепи движения товара, в котором был допущен некачественный товар, либо осуществлены ошибки при отгрузке товара, его задержке, что к примеру, привело к истечению срока годности [6]. Одним из способов решения данной проблемы является формирование более точных систем отслеживания товаров.

А.О. Иншакова, А.И. Гончаров отмечают, что система цифрового сопровождения товаров позволяет более эффективно отслеживать движение товаров в рамках внешнеторговых сделок [5]. Соответствующая система позволяет, в числе прочего, отслеживать контрафактные товары и грузы, и следовательно, более эффективно исключать из оборота контрафактные товары, а также выявлять тот этап движения товара, в результате которого потребителю попал контрафактный товар. Таким образом, «цифровое» отслеживание товаров позволит более эффективно выявлять субъектов гражданско-правовой ответственности по договору купли-продажи товара, например, определить, является ли таковым оптовый или розничный продавец либо производитель товара.

Также достаточно распространенным в рамках практики спором является такой вид спора, как спор о полном исполнении А.О. Иншакова отмечает постепенный переход системы заключения сделок в электронный формат [4]. В рамках системы защиты прав потребителей по договору купли-продажи это позволит также применять такой инструмент заключения договоров, как смарт-контракты, которые представляют собой компьютерные алгоритмы и позволяют отслеживать «автоматически» исполнение условий договора. В случае с договором розничной купли-продажи смарт-контракт позволяет, к примеру, «закрыть» сделку полностью, то есть посчитать договор исполненный после истечения гарантийного срока на товар. В рамках защиты прав потребителей использование подобных смарт-контрактов позволит детально разграничить ответственность продавца товара, производителя и покупателя, что существенно упрощает процесс защиты прав, как в административном порядке (посредством обращения в уполномоченные органы), так и в судебном порядке.

Таким образом, в рамках исследования проанализированы возможности применения цифровых средств в процессе защиты прав потребителей в рамках заключения и исполнения договоров купли-продажи.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 16.11.2023) // База Консультант http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2023) «О защите прав потребителей» // База Консультант http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
  3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №0100/2473-06-32 от 07 марта 2006 года «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства».// http://www.potrebitel59.ru/spravka/rospotrebnadzor/ob-ustanovleni-srokov-godnosti-na-tovary.html
  4. Иншакова А.О. Право и информационно-технологические преобразования общественных отношений в условиях индустрии 4. 0 // Legal Concept, Т. 18, №. 4, 2019, С. 6-17.
  5. Иншакова А.О., Гончаров А.И. Межгосударственное регулирование применения цифровых технологий индустрии 4.0 в ЕАЭС и БРИКС: правовые риски. Право и управление. XXI век. 2023 № 19(1) С. 15-22.
  6. Лихтер П.Л. Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия // Правоведение, Т. 62, №. 3, 2018, С. 518-530.
  7. Постановление ВС РФ от 14.07.2017 № 305-ЭС17-9453 по делу № А40-209914/2015 // Доступ из СПС Консультант.