УДК 34

Временное осуществление полномочий органами местного самоуправления в России как мера конституционно-правовой ответственности

Газизов Рустем Миннизарович – студент/магистр юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте.

Аннотация: Автором в статье анализируется нормативно-правовое регулирование, юридическая природа и процедура применения санкций конституционно-правовой ответственности. Автором проанализировано содержание и новинки правового регулирования этой меры конституционной ответственности (защиты) в Российской Федерации Сделан вывод о важности процедуры применения данной меры конституционно-правовой ответственности, с обязательным участием судебных органов и установлением четких законодательных критериев ее введения.

Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, органы местного самоуправления, конституционно-правовая ответственность, временные полномочия.

Временное осуществление полномочий органами местного самоуправления (далее – ОМС) в России может рассматриваться как мера конституционно-правовой ответственности в определенных ситуациях. Это возможно при приостановлении или отстранении руководителей муниципальных образований (далее – МО) или ОМС в связи с допущенными нарушениями или иными обстоятельствами, затрагивающими интересы общества и граждан.

В ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131 [2] закреплены полномочия ОМС: они могут осуществляться на временной основе ОМС в ряде определенных случаев:

  • если правительственные органы муниципальных и местных администраций не существуют и (или) не могут быть созданы по причине стихийных бедствий, различных катастроф и иных всевозможных чрезвычайных ситуаций;
  • если в результате принятия решения, действия (бездействие) ОМС, просроченная задолженность МО по исполнению долга и (или) бюджетных обязательств превышает порядка 30% собственных доходов муниципального бюджета за отчетный период и (или) просроченная задолженность МО по исполнению бюджетных обязательств, то в связи с бюджетами данных образований в нашем государстве, в непосредственной зависимости от исполнения бюджета федерального значения он превышает более 40% бюджетных ассигнований на отчетный финансовый период;
  • если при реализации определенной переданной государственной власти посредством предоставления субсидий местному бюджету в том случае, если местный автономный орган совершает неправомерное использование бюджетных средств или существенно нарушает положения Конституции РФ и иных нормативных документов, которые определены соответствующими судебными органами.

В рамках первого упомянутого выше случая, порядок временной реализации муниципальной власти осуществляется следующим образом: основываясь на решении, которое вынесено соответствующим представительным ОМС или законодательным органом власти субъектов нашего государства, Губернатор РФ принимает определенное временное решение на реализацию данных полномочий органами государственной власти (далее – ОГВ) субъектов страны.

Указ Президента РФ требует установления ряда отдельно взятых полномочий местных автономных органов, которые временно реализуются органами государственной и исполнительной власти или соответствующими уполномоченными лицами, которым поручено реализовывать данные полномочия. При этом принятие подобного Указа, формирование структуры муниципалитета, а помимо этого изменение границ данного муниципалитета и реализация полномочий муниципалитета по преобразованию муниципалитета также не являются возможными.

В рамках второго упомянутого выше случая по ходатайству главы субъекта РФ и (или) представительного органа МО, главы МО по решению вынесенного арбитражным судом субъекта страны внедряется временная финансовая администрация (далее – ВФА) на срок, который ни в коем случае не может превышать более чем один год. В должностные полномочия указанной администрации входят следующие: принятие мер, направленные на реструктуризацию просроченной задолженности МО; разработка изменений и дополнений в бюджет на текущий отчетный временной период; формирование проекта бюджета на будущий отчетный год; обеспечение соответствующего контроля за исполнением бюджета; реализация иных должностных полномочий [5].

В рамках третьего упомянутого выше случая, решение о временной реализации органами исполнительной власти (далее – ОИВ) субъекта РФ определенного ряда полномочий местными автономными органами принимается высшими ОИВ субъектов РФ с одновременным снятием определенных подведомственных мероприятий.

Подобные договоренности о применении исследуемой санкции до 2021 года существовали также и в отношении ОГВ субъектов, закрепленных в Федеральном законе № 184-ФЗ [4] (исключение – субъекты применения данной санкции: государственные органы и арбитражный суд субъекта, а помимо этого сокращенный ряд оснований для того, чтобы ввести ВФА). Но после принятия Федерального закона № 414-ФЗ [3], указанный аспект правового регулирования был несколько изменен. Согласно ст. 49 Федерального закона № 414-ФЗ, отдельные полномочия ОГВ субъекта страны временно могут возлагаться на федеральные органы власти и (или) уполномоченных должностных лиц, которые назначаются федеральными органами в ряде таких случаев:

- если ОГВ субъекта РФ отсутствуют по причине стихийного бедствия, катастрофы и любой иной чрезвычайной ситуации, а помимо этого, если они не способны быть сформированы на основании положений настоящего ФЗ;

- если возникшая в результате решений, действий (бездействия) ОГВ субъектов нашего государства просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, который установлен нормами БК РФ, превышает порядка 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом периоде [7].

На сегодняшний день, порядок применения ответственности за исследуемое правовое нарушение несколько изменился. Отныне данное правонарушение выделено в отдельную норму закона – ст. 45 указанного выше закона. Помимо этого, если отозваны исключительно полномочия, которые ранее реализовывались определенными федеральными органами от имени органов исполнительной власти субъекта РФ, то текущая редакция законодательства определяет ряд иных дополнительных санкций. К данным дополнительным санкциям относятся: право давать соответствующие указания (показания) высшим ОИВ субъекта РФ об устранении всех выявленных нарушений, которые были обнаружены в рамках реализации переданных (назначенных) должностных полномочий при условии их обязательной всесторонней проверки в течение 30 календарных дней; право вносить высшему должностному лицу субъекта РФ представления об освобождении от занимаемой должности руководителей ОИВ субъекта страны, которые являются ответственными за надлежащее исполнение всех переданных полномочий при их ненадлежащем исполнении, подлежащих обязательному исполнению высшим должностным лицом субъекта РФ в срок, который составляет десять дней [8].

Помимо этого, согласованы определенные основания и соответствующий порядок отмены актов, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ при реализации, возложенных на них должностных полномочий. Во всех остальных аспектах, механизм применения упомянутой меры по двум оставшимся основаниям остался без каких-либо корректировок и изменений [6].

Кроме того установлен еще и перечень различных ограничений по реализации должностных полномочий ОГВ субъектов органами федеральной власти. Так, на последние упомянутые органы власти не могут возлагаться полномочия органов государственной власти субъекта РФ по принятию устава данного субъекта и различных поправок к нему, а помимо этого по определению системы органов государственной власти субъекта РФ, по изменению статуса субъекта и по изменению границ между субъектами нашего государства [9].

В последнем упомянутом случае, на территории субъекта РФ вводится временный финансовый контроль на срок, который не может превышать один календарный год. Следует особо отметить, что ВФА ни в коем случае не вводится в действие на протяжении одного года, начиная со срока полномочий законодательного органа субъектов РФ.

Для восстановления платежеспособности субъекта нашего государства, ВФА на основании ст. 168.1-168.6 БК РФ [1] принимает определенные меры, направленные на реструктуризацию просроченной задолженности субъектов РФ, а помимо этого разрабатывает проект закона субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ на текущий и плановый финансовые периоды данных субъектов. Подчеркивается, что указанный орган еще формирует проект бюджета на плановый год и представляет данные законопроекты в законодательный орган власти, если подобное предусмотрено нормами и положениями БК РФ, и правительству нашего государства. Помимо этого временное финансовое управление реализует и обеспечивает контроль за исполнением бюджета субъектов страны и реализует ряд иных должностных полномочий, которые закреплены в нормах БК РФ.

В завершении следует отметить, что подобные меры применяются, учитывая основополагающие принципы конституционности, законности и справедливости. Помимо этого упомянутые меры направлены на соответствующее обеспечение непрерывности работы ОМС и защиту прав граждан и интересов общества.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru (документ утратил силу)
  5. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2014 № Ф03-564/2014 по делу № А16-99/2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.consultant.ru
  6. Горный, М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России: учебник и практикум для вузов / М. Б. Горный. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. 
  7. Кондрашев, А. А. Временное осуществление полномочий как мера конституционно-правовой ответственности, применяемая в отношении органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в России: теоретические проблемы и новинки законодательного регулирования / А. А. Кондрашев // Baikal Research Journal. – 2023. – Т. 14, № 3. – С. 1212-1224.
  8. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
  9. Пешин, Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: механизмы встраивания местного самоуправления в систему государственной власти / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 8. – С. 24–30.