УДК 347

Возмещение вреда жизни или здоровью военнослужащих и сотрудников МЧС России

Болдырев Владимир Анатольевич – профессор кафедры Гражданско-правовых дисциплин Забайкальского государственного университета

Черных Анастасия Михайловна – магистрант Забайкальского государственного университета

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащих. На основании действующего законодательства о социальной защите военнослужащих выделены общие и специальные начала возмещения соответствующего вреда. Порядок возмещения вреда определяется общими положениями гражданского законодательства о деликтных обязательствах. Специальные нормы размещены в законодательстве о порядке прохождения военной службе, а также в законодательстве о статусе военнослужащих и системы социальной защиты сотрудников данной категории государственной службы. Предложена классификация деликтных обязательств, в соответствии с которой выделены обязательства, связанные с возмещение убытков, и обязательства, связанные с возмещением вреда. Рассмотрен вопрос о возмещнии морального вреда при причинении вреда жизни и здоровью военнослужащего. В отношении сотрудников МЧС России отмечается проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда жизни или здоровью.

Ключевые слова: возмещение вреда, жизнь, здоровье, моральный вред, военная служба, обязательство, сотрудник МЧС России.

Вопросы возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы лиц рядового, начальствующего состава государственной противопожарной службы (далее – военнослужащих) приобретают особенно актуальный характер в свете роста числа рискогенных факторов прохождения военной службы, в том числе в условиях продолжающихся ныне военных конфликтов. Распространёнными стали иски о возмещении вреда жизни и здоровью, причинённого военнослужащим, а также иски о возмещении вреда в результате террористического акта, в результате незаконно и необоснованно выносимых различных актов органов власти, правоохранительных органов и суда.

Право на жизнь и право на охрану здоровья являются естественными, неотчуждаемыми, признанными не только на национальном, но и на международно-правовом уровне.

Охрана здоровья военнослужащих представляет собой единую систему, которая включает в себя самые разнообразные меры, в частности политического, социального, медицинского характера. Данные меры реализуются преимущественно органами государственной власти, а также местного самоуправления [6, с. 15].

Основная цель деятельности представленных субъектов – профилактика различного рода заболеваний, а также сохранение, а главное – укрепление физического (в том числе и психического) здоровья военнослужащих. Цели деятельности обозначенных структур включают в себя также и предоставление надлежащей медицинской помощи военнослужащим.

Для полноценной реализации военнослужащими права на охрану их здоровья, создаются определённые обеспечительные меры и условия. Меры, обеспечивающие реализацию военнослужащими права на охрану здоровья, поддерживаются также созданием безопасных условий труда. Осуществляя свою трудовую деятельность, каждый должен быть уверен, что в результате данного процесса его жизнь и здоровье не пострадают. Условия, при которых военнослужащий исполняет свои должностные обязанности, должны быть благоприятными, как и окружающий его быт. Лекарственная безопасность также выступает одним из элементов, обеспечивающих эффективную реализацию права на жизнь и охрану здоровья. Отмечается, что лекарственная безопасность является главным аспектом сохранения безопасности жизни и здоровья граждан, которые нуждаются в оказании им медицинской помощи. В основе лекарственной безопасности лежит непрерывное отслеживание, распознавание и реагирование на реальную проблему, возникшую в результате применения лекарственных средств.

Таким образом, как можно было увидеть, в российском государстве имеют своё действие достаточно большое количество разноуровневых правовых актов, целью которых является защита здоровья лиц, проходящих военную службу.

Обязательства, возникающие из причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего, регулируются общими и специальными нормами о соответствующей категории деликтных обязательств. Общие начала возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащего закреплены в нормах Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) [1]. Необходимо сказать и о том, что в цивилистике исследуемые обязательства очень часто именуют как «деликтные обязательства», «внедоговорные обязательства», «обязательства из правонарушения». Так или иначе, подразумеваться будут именно те обязательства, которые возникают вследствие причинения какого-либо вреда.

Специальные начала возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащего закреплены в нормативных предписаниях Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ №76) [4], в особенности в нормах статьи 18 данного закона. Прежде всего, необходимо отметить, что в отношении данной категории лиц устанавливается обязательное требование о государственном личном страховании, которое осуществляется за счет бюджетных средств. Если в ходе прохождения военной службы военнослужащему были причинены убытки, то они компенсируются за счет бюджетных средств. Для лиц, проходивших военную службу или находившихся на военных сборах, установлены государственные гарантии погребения.

Вред, причинённый жизни или здоровью военнослужащего, может проявляться в разных формах, например, как в смерти военнослужащего, так и в причинении ему каких-либо травм, повреждений, увечий, причинение которых непосредственным образом отражается на состоянии здоровья военнослужащего. Вполне очевидно, что такого рода вред, какой бы степени он не был, невозможно возместить в натуре. Однако, появившиеся при таких обстоятельствах потери, например: утрата предполагаемого заработка, появившиеся траты на лекарственные средства с целью восстановления утраченного здоровья, утрата финансовой основы для проживания в результате смерти кормильца, траты на захоронение, - могут быть возмещены (компенсированы) в материальной составляющей, то есть денежными средствами.

Многообразие обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего, можно классифицировать на две группы: обязательства, связанные с возмещение убытков, и обязательства, связанные с возмещением вреда. Возмещение вреда, в свою очередь, может быть связано с незаконными действиями органов военной администрации или иных управленческих органов; незаконными действия органов правоохранительной системы государства; с наступление негативных последствий форс-мажорных обстоятельств. Примером последнего может быть вред, наступивший вследствие чернобыльской катастрофы или вред, наступивший в результате ядерных испытаний и прочее.

К отношениям, касающимся возмещения вреда, в случаях, когда он был причин в период несения военной службы, применяется обязательное государственное страхование (речь идет о военнослужащих, работников правоохранительных структур и иных государственных органов). Для данных категорий граждан имеется также специальная правовая база, регламентирующая соответствующие вопросы, как, например и для тех лиц, которые пострадали в результате различного рода облучений, радиационных аварий. Или, например, сотрудники, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, а также члены их семей, приобретают право на получение соответствующих выплат и льгот, а также единовременных компенсаций в случае наступления смерти или причинения увечья [6, с. 16].

Страховая гарантия возмещения вреда в данном случае также декларирована в рамках специального законодательства. Военная служба предусмотрена во всех военизированных государственных службах и ведомствах, в частности, в МЧС России. Сотрудники МЧС России в значительной степени подвержены влиянию деструктивных факторов прохождения военной службы, сопряженной с высокими рискогенными обстоятельствами, угрожающими жизни или здоровью. Правоприменительная практика свидетельствует о наличии определенных сложностей в определении надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда жизни или здоровью сотрудника МЧС России [6, с. 18]. В большей степени это касается споров о взыскании страховой суммы, например, при смене страховой компании, заключавшей контракт с МЧС России. Примечательным является и то, что истцы по такого рода искам освобождаются от уплаты государственной пошлины, что является вполне оправданным и логичным законодательным положением, обусловленное тем, что истец, он же потерпевший и так несёт соответствующие материальные потери по причине причинённого ему вреда. После того, как сотруднику МЧС России был причинён какой-либо вред здоровью, его финансово-имущественные потери, как правило, выражаются в утрате заработка/дохода полностью или частично, под которым, в свою очередь, следует понимать все возможные виды оплаты его труда.

Сотрудник МЧС России также может утратить и возможность дополнительного заработка, который, несомненно, также необходимо учитывать. Стоит заметить, что утрата заработка или иного дохода, является не единственным негативным последствием причинённого здоровью сотрудника МЧС России вреда.

Ещё одним видом имущественных потерь, которые также подлежат возмещению, являются дополнительные расходы, о которых законодатель упоминает в ст. 1085 ГК РФ [2], а именно: дополнительное питание, покупка необходимых лекарственных средств/препаратов, протезирование, квалифицированный, профессионально-медицинский уход и т.д. Разумеется, что в реальной жизни могут возникнуть и другие, не названные выше расходы/затраты. В связи с чем, перечень дополнительных расходов в ст. 1085 ГК РФ не является исчерпывающим и закрытым, то есть подлежит расширительному толкованию.

Объем и характер возмещения вреда, нанесенного здоровью сотрудника МЧС России, определяются ст. 1085 ГК РФ. Анализ данной нормы показал существующие в ней пробелы. Вызывает недоумение отсутствие, как в данной статье, так и в остальных соответствующих нормативах норм, где официально регламентировалась бы ответственность за просрочку или умышленное затягивание сроков по выплате сумм возмещения причинённого здоровью вреда. Возможность компенсации морального вреда (при возмещении вреда жизни или здоровью военнослужащего) декларируется отечественным законодателем в рамках цивилистического законодательства, в частности в гл. 8 «Нематериальные блага и их защита», а именно в рамках ст. 151.

Подчеркнём, что о причинении морального вреда возможно говорить исключительно при наличии страданий, которые были причинены лицу действиями или бездействием третьих лиц. Моральный вред следует отличать от имущественного. Главным образом эти различия носят субъективный характер. Поэтому чётко определить признаки морального вреда на практике бывает достаточно затруднительно.

Моральный вред причиняется посредством, как действий, так и бездействия. Такие действия/бездействия могут причинять моральный вред принадлежащим от рождения нематериальные благам, в частности жизни и здоровью. Речь идет о таком явлении, как дискомфорт, при котором происходящие внутри человека переживания приводят к нарушению привычного стиля и восприятия жизни. Нередки ситуации, когда моральный вред может быть также связан и с физическими или физиологическими страданиями. Такие страдания проявляются в виде боли, а также в иных неприятных явлениях и ощущениях.

При причинении морального вреда военнослужащего суд возлагает на лицо, виновное в его причинении обязанность загладить вред посредством выплаты компенсации. Моральные и физические страдания носят исключительно и сугубо субъективный характер. Данный вывод обуславливается тем, что они непосредственным образом и напрямую связаны с особенностями психики, эмоциональной устойчивостью каждого конкретного военнослужащего. В связи с чем, такие показатели носят субъективный характер. Поэтому, в отличие от имущественного вреда, их крайне трудно оценить или измерить, чем и обусловлены сложности, возникающие в судебной практике. Суды начинают сталкиваться с затруднениями, обусловленными целесообразностью исследования фактических обстоятельств причинения вреда.

Исковое заявление о компенсации морального вреда формируется в общем порядке, предусмотренном ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса РФ [3], в частности, оно должно содержать информацию о причинителе вреда, обстоятельства, при которых вред был причинен, указание, в чем выражается причинение морального вреда, какие именно страдания испытал истец. Однако, не при всех обстоятельствах такие доказательства нужны, например, если речь идет о трудовых спорах, до достаточно самого факта причинения и договора, в котором предусмотрено условие о компенсации морального вреда.

Особым видом возмещения вреда могут быть ежемесячные выплаты, подлежащие индексации. Правовой основой для таких выплат выступают положения Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - ФЗ №306) [5]. В случае инвалидизации военнослужащий вправе получать ежемесячную компенсацию с ежегодной индексацией в период прохождения военной службы или после увольнения с нее. Компенсация направлена на возмещение материальных и социальных потерь вследствие вреда здоровью военнослужащего.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время следует констатировать полноту государственных гарантий в части, касающейся возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащего. В рамках соответствующих правовых актов содержатся положения о реализации права получения сотрудниками или членами их семей компенсационных выплат денежных средств в случае гибели или получения сотрудником увечья, а также указываются условия наступления права реализации данных социальных гарантий. Данному обстоятельству имеется логичное объяснение: в пределах деликтных обязательств гарантируется более высокий уровень защиты прав и интересов пострадавших лиц.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.05.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 10.01.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №5. Ст. 410.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 ноября 2002 № г. 138-ФЗ (ред. от 20.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.
  4. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №22.  Ст. 2331.
  5. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: федер. закон от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №45. Ст. 6336.
  6. Ткачев П.А., Меньшиков А.В. Актуальные вопросы судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников МЧС России // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 4 (41). С. 15-20.

Интересная статья? Поделись ей с другими: