УДК 343.3/.7

Эвтаназия в российском уголовном законодательстве

Хритова Анастасия Сергеевна – магистрант Международного юридического института

Научный руководитель Угольникова Наталья Викторовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института

Аннотация: В современных условиях российского общества встаёт вопрос права человека не только на достойную жизнь, но и на достойную смерть, что, в свою очередь, создаёт конфликт существующих этических и правовых интересов. Не смотря на обозначенное негативное отношение государства к эвтаназии, выраженное прямым запретом на её осуществление, данная процедура не преследуется уголовным законом, в связи с чем будет целесообразным провести анализ правового регулирования эвтаназии и предложить вариант её криминализации в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовный закон, право на смерть, право пациента, медицинская этика, криминализация, эвтаназия.

Стоит обозначить, что с развитием общества и его мышления на протяжении всего периода истории, отношение к смерти как естественному спутнику жизненного цикла человека претерпевало изменения. На данном этапе, с расширением человеческих прав до, возможно, предела, смерть как биологическое явление отныне принято рассматривать как одну из составляющих естественного права человека. С принятием Всеобщей Декларации прав человека, которая прямо закрепляла, что «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность», постепенно общество начало задумываться о том, имеет ли человек такое же право на смерть. В XVI веке английский философ Фрэнсис Бэкон в своём сочинении «О достоинстве и преумножении наук» впервые употребил термин «эвтаназия», вместе с этим описав её так: «...долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, уже сама по себе является немалым счастьем...» [15, c. 592]. Уже тогда Ф. Бэкон в своём труде заложил не только основное понятие эвтаназии как «лёгкой смерти», но и обусловил её основные признаки: совершение данной процедуры врачом (либо, если быть точнее, человеком, обладающим необходимым медицинским образованием), наличие у пациента тяжёлого или неизлечимого заболевания (либо общее состояние, приносящее невыносимые страдания и муки), применение процедуры вне зависимости от того, является ли исцеление пациента возможным. Вместе с этим, Ф. Бэкон не даёт указания на наличие согласия пациента, что позволяет предполагать, что решение о прекращении жизни, и соответственно, страданий пациента ложилось на плечи самого врача. Несмотря на то, что Ф. Бэконом было сформировано самое базовое понимание такой процедуры, с течением времени она начинала варьироваться, что в итоге привело к появлению как минимум двух видов: эвтаназии пассивной и активной. Под активной эвтаназией принято считать умышленное причинение смерти неизлечимо больному человеку по его просьбе с целью избавления его от физических страданий по мотиву сострадания. Под пассивной формой эвтаназии понимается прекращение либо ограничение лечения тяжело больных или умирающих пациентов по их просьбе в связи с тем, что лечение продлевает их физические страдания без какого-либо улучшения состояния.

Вплоть до конца XIX века эвтаназия рассматривалась как положительный аспект медицины, которым человек может воспользоваться в связи с наличием у него такого права. Сообщество того времени не видело ничего аморального или противозаконного в оказании помощи другому человеку при его добровольном желании уйти из жизни. В связи с этим началась активная криминализация эвтаназии, которая продолжалась вплоть до ХХ века, когда отдельно взятыми государствами начались предприниматься попытки по контролю данной процедуры на законодательном уровне. Так, начиная с судебного прецедента в Королевстве Нидерландов в 1963 году, где в качестве обвиняемого был привлечён врач, который помог своей тяжелобольной матери уйти из жизни, по государствам западной Европы волной прошлись законопроекты по полному узакониванию, либо признанию одного из видов эвтаназии легальным и допустимым при определённых условиях. Тем не менее, Российская Федерация не поддержала такое движение, и по сей день остаётся одним из немногих государств, где эвтаназия если не преследуется уголовным законом напрямую, то запрещена на законодательном уровне в любой её форме. К.В. Дядюн считает, что наличие запрета на эвтаназию без прямого уголовного преследования влечёт развитие активной латентности данного деяния [2, c. 73].

Запрет на эвтаназию прямо выражается в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: так, согласно ст. 45 медицинским работникам запрещено ускорение процесса наступления смерти пациента вне зависимости от волеизъявления пациента и формы реализации данной процедуры, будь то активные действия либо же бездействие, выраженное прекращением процедур, призванных поддерживать жизнеобеспечение пациента. Данный федеральный закон в ст. 71 также закрепляет основы клятвы Гиппократа, указывая на обязанность проявления почтения по отношению к человеческой жизни, и запрещает применение эвтаназии в целом. Строгое табу на применение эвтаназии закреплено Этическом кодексе российского врача, согласно которому пациент имеет право на достойную смерть – врач в данном случае, даже при наличии согласия, либо активного волеизъявления пациента (или его родственников), не имеет права на преднамеренное лишение пациента жизни. Вместо этого, врач обязан до последнего облегчать страдания пациента всеми доступными законными способами [1].

Тем не менее, не смотря на прямо существующий запрет на проведение эвтаназии, ряд нормативных актов Российской Федерации технически косвенно допускает пассивную эвтаназию. Возвращаясь к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российский Федерации», положения ст. 20 предоставляют право пациенту отказаться от лечения (за исключением определённых случаев, перечисленных в этой же статье), возлагая ответственность за медицинское благосостояние непосредственно на гражданина. Можно сказать, что здесь усматривается коллизия ранее описанных норм – в частности, права человека на отказ от медицинского вмешательства (в том числе и на любой его стадии), что может повлечь наступление смерти, и обязанность врача поддерживать жизнь до последнего, категорически отказываясь от применения процедуры эвтаназии даже при наличии активного согласия пациента.  Отличие будет заключаться в том, что отказ от медицинского вмешательства – узаконенная процедура, которая, в отличие от эвтаназии, полностью исключает ответственность медицинского сотрудника в случае наступления летального исхода при отказе от лечения. Кроме того, человеком, отказавшимся от медицинского вмешательства, может не охватываться умысел наступления, либо ускорение собственной смерти. В случае эвтаназии, вне зависимости от выбранной формы,  медицинский сотрудник является участником данной процедуры – в частности, действия или бездействия медицинского сотрудника напрямую влекут наступление смерти пациента, выразившего прямое на то желание.

Ещё одним примером пассивной эвтаназии в российском праве Е.В. Пчелкина предлагает считать положения Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» [11, c. 55].  Так, согласно содержанию постановления, реанимационные мероприятия могут быть прекращены в случае их бесперспективности при констатации смерти головного мозга. Проблема данного положения заключается в том, что в медицинской практике существует разделение на смерть клиническую и биологическую. Смерть клиническая подразумевает, что, не смотря на остановку жизненных функций органов, данный процесс обратим во временном промежутке вплоть до 10 минут. В случае проведения реанимационных мероприятий и дальнейшего принятия решения по их прекращению, спорным становится вопрос о переходе смерти клинической в смерть биологическую. Получается ситуация, когда в случае неверного определения временного промежутка и продолжительности функционирования внутренних органов, реанимационные мероприятия могут быть прекращены тогда, когда человеческую жизнь можно было спасти.

Как следует из практики российского уголовного закона, применение эвтаназии принято квалифицировать по ч.1 ст.105 УК РФ. В зависимости от обстоятельств, также может применяться п.«д» ч.1 ст.61 УК РФ, то есть совершение данного преступления по мотиву сострадания. На данный момент существуют исследования, пытающиеся определить место эвтаназии в рамках уголовного кодекса Российской Федерации. Такие исследования имелись, например, у О.С. Капинус и Ю.А. Чернышевой, согласно которым эвтаназия подлежит криминализации и выделения в собственный привилегированный состав преступления, что, в свою очередь, способствовало бы устранению возникающих проблем при определении степени и размера назначаемого наказания. Данную мысль подтверждают уголовные кодексы, например, Молдовы (ст. 148), Грузии (ст. 110), Азербайджана (ст. 135) – в них существуют отдельные статьи уголовного закона, предусматривающие наказание за как совершение убийства по просьбе жертвы, так и за проведение процедуры эвтаназии.

Целесообразно сделать вывод, что эвтаназия - разновидность убийства, и, с учётом этого возможно выделить эвтаназию в качестве привилегированного состава. Так, объективной стороной будет выступать деяние, выраженное действием или бездействием, прямо направленное на лишение жизни другого человека, больного неизлечимым заболеванием и (или) испытывающего вследствие этого невыносимые страдания. Субъект -  член семьи и (или) медицинский сотрудник. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом на лишение жизни неизлечимо больного человека по его волеизъявлению. Помимо этого в качестве обязательного признака выступает мотив сострадания. На основании всего вышесказанного, можно предложить следующую редакцию: «Эвтаназия, то есть умышленное причинение смерти неизлечимо больному и (или) испытывающему физические страдания человеку по его волеизъявлению, совершенное медицинским сотрудником и (или) членом его семьи из сострадания, наказывается наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок». Данное решение, а именно выделение эвтаназии в качестве отдельного привилегированного состава, позволит устранить трудности, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при квалификации деяний и суды при определении вида и размера наказания.

Список литературы

  1. Воропаева И.В., Воропаев А.В., Блохина Н.Н., Исаев Ю.С. Кодекс медицинской деонтологии российского врача (проект-предложение к дискуссии) // Сибирский медицинский журнал. 2014. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kodeks-meditsinskoy-deontologii-rossiyskogo-vracha-proekt-predlozhenie-k-diskussii.
  2. Дядюн К.В. Эвтаназия: уголовно-правовые аспекты // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XLIX-L междунар. науч. практ. конф. № 5-6 (47). Новосибирск, 2015.
  3. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление: уголовно-правовые проблемы: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 27.
  4. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. М.: Букво-вед, 2006.
  5. Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека»
  6. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
  7. Приказ Минздрава России от 25.12.2014 № 908н «О Порядке установления диагноза смерти мозга человека» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
  8. Пчелкина Е.В. Оценка эвтаназии с позиций российского законодательства // Право и глобальный социум. 2016. № 3.
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
  10. Чернышева Ю.А. Причинение смерти лицу по его просьбе (эвтаназия): уголовно-правовое, уголовно-политическое, криминологическое и социально-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. Елец, 2009. С. 83.
  11. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – С. 592.

Интересная статья? Поделись ей с другими: