УДК 34

Эффективность нормативно-правовых актов и правовые средства ее повышения

 

Никитина Татьяна Сергеевна – магистрант частного образовательного учреждения высшего образования Московского университета имени С.Ю. Витте.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности нормативных правовых актов, а также средства, которые могут применяться для решения этой задачи. При этом автор обращает внимание на проблематику базовой категории - «эффективность», содержание и критерии которой в отношение нормативно-правового акта определить достаточно сложно. В отечественной юридической практике существуют различные механизмы, например, «оценка регулирующего воздействия», однако с точки зрения эффективности как фундаментальной категории они являются локальными и не могут претендовать на статус всеобъемлющих средств повышения эффективности законодательства. Автор полагает, что в качестве средства повышения эффективности нормативно-правового акта следует использовать систему индикаторов (критериев), которая закреплена непосредственно в нормах самого закона или иного нормативного правового акта, иными словами, применят в законотворчестве методы, используемые при разработке и реализации государственных программ.

Ключевые слова: эффективность нормативно-правового акта, оценка регулирующего воздействия, антикоррупционная экспертиза, средства повышения эффективности законодательства.

Нормативные правовые акты, будучи призванными регулировать общественные отношения, оказывают определенное воздействие на социальную жизнь, и такое воздействие выступает качественной категорией, подлежащей оценке, в рамках которой, помимо прочего, должна определяться эффективность нормативно-правового акта, при необходимости – своевременно вноситься корректировки в закон и др.

При этом следует отметить, что само по себе понятие «эффективности» нормативного правового акта - сложный феномен, не получивший законодательного закрепления.

Если обратиться к науке, то здесь эффективность нормативных правовых актов понимается как достижение поставленных законодателем целей, иными словами, эффективный нормативно-правовой акт – это такой акт, который позволил решить ту или иную проблему, в связи с которой он был разработан и принят [1, с.89].

К средствам обеспечения эффективности нормативных правовых актов относятся:

  • качество нормативного правового акта с точки зрения юридической техники, внутренняя согласованность, отсутствие коллизий или пробелов понятийного аппарата и др;
  • законность, которая в первую очередь должна проявляться посредством соответствия норм правового акта общеправовым принципам, нормам вышестоящих нормативно-правовых актов;
  • научная обоснованность, которая реализуется на стадии разработки проекта посредством прогнозирования ученым сообществом результатов применения нормативно-правового акта, вероятность достижения поставленных целей и др;
  • своевременность изменений и дополнений нормативного правового акта на основании мониторинга и контроля его применения для устранения выявленных недостатков [2, с.32].

При этом, как отмечает Ю.А. Тихомиров, анализ результатов реализации законов не может ограничиваться сбором негативной информации. Его цель — дать оценку всем правовым результатам. Имеются в виду:

  • показатели позитивного использования закона для решения определенных задач, введения режимов деятельности субъектов права;
  • показатели нарушений законов (по видам и т.п.);
  • информация о благоприятных правовых последствиях, например создание стимулирующих условий деятельности, повышение правовой культуры и т.п.;
  • информация об отклонениях от норм законов ввиду их плохого качества, чрезмерной концентрации регулирования;
  • информация об отклонениях позитивного свойства — о пробелах либо новых явлениях, которые могут быть предметом правового регулирования;
  • информация о «теневом» праве как квазирегуляторе.

И тогда можно дать ответ на вопрос, какова же эффективность закона как меры соотношения между целями и результатами развития регулируемой сферы» [3, с.17].

Следует отметить, что четкое понятие такой «эффективности», критерии и способы ее определения можно было бы установить в соответствующем федеральном законе (например, ФЗ «О нормативных правовых актах Российской Федерации»), однако, несмотря на неоднократные попытки, такой закон до настоящего времени не принят, что, как отмечают многие исследователи, является существенным изъяном правотворческого процесса [4, с.39].

Законы о правовых актах существуют на региональном уровне, например, Закон «О правовых актах Москвы» [5], где предусмотрены некоторые нормы, которые сопряжены с оценкой эффективности нормативных- правовых актов, в том числе и общественные опросы, анализ мнения представителей предпринимательского сообщества и др.

Если вернуться к федеральному законодательству, то здесь существуют фрагментарные нормы, позволяющие оценивать и повышать эффективность правовых актов, например, в ст. 53 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [6] идет речь об «оценке регулирующего воздействия», однако такая оценка осуществляется лишь в отношение нормативных правовых актов, которые направлены на регулирование предпринимательской сферы.

Представляется очевидным, что легальное закрепление требуется не столько в отношение самой конструкции «эффективность нормативно-правового акта» (здесь в общем виде все понятно), сколько в отношение критериев (индикаторов) эффективности. При этом такие критерии целесообразно закреплять в конкретном законе. Например, в 2018 году принят федеральный закон, закрепивший статус т.н. «самозанятых» граждан и установивший основы их налогообложения [7]. Цель данного закона понятна и очевидна – вывести лиц, которые осуществляют мелкую предпринимательскую деятельность, из «тени». Соответственно, основной показатель эффективности данного закона - количество граждан, зарегистрировавшихся в статусе «самозанятых». Следовательно, для мониторинга эффективности закона и ее повышения в необходимых ситуациях, отдельной статьей было бы целесообразно закрепить показатели эффективности – абсолютный или относительный ежегодный количественных прирост «легализованных» самозанятых граждан (условно говоря, прирост столько-то самозанятых ежегодно или прирост + 10 % к предыдущему году) в течение, например, пяти лет. Такие критерии должны определяться при разработке законопроекта с обязательным участием научного сообщества, которое должно предоставить оптимальный прогноз прироста самозанятых, и именно его следует заложить в основу критериев эффективности закона. Таким образом, если, согласно информации Федеральной налоговой службы, за конкретный год предусмотренные показатели не запланированы, следует признать, что закрепленные законом механизмы стимулирования граждан, осуществляющих деятельности в «тени», к легализации своего предпринимательства, явно недостаточны и требуют совершенствования. Аналогичных подход применяется при разработке и реализации государственных программ, его целесообразно распространить и на правотворчество.

Список литературы

  1. Устинова М.О. Эффективность реализации нормативных правовых актов // Форум молодых ученых. – 2022. - № 7.
  2. Арзамасов А.Г. Эффективность законодательства: постановка проблемы, основные пути решения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2019. - № 4.
  3. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. – М.: Юрайт, 2017.
  4. Бошно С.В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы // Право и современные государства. – 2018. - № 5.
  5. Закон города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 (ред. от 28.12.2022) «О правовых актах города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2009. - № 41.
  6. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. - № 294.
  7. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход» // Российская газета. -2018. -№ 270.