УДК 347.172

Некоторые особенности рассмотрения судами дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим

Сладкова Валерия Валерьевна – студентка направления Юриспруденции филиала Оренбургского института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

Научный руководитель Буянова Екатерина Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.

Аннотация: В статье рассматриваются основные условия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, затрагиваются процессуальные особенности рассмотрения дел данной категории в суде. Поднимается вопрос заинтересованности родственников в исходе подобных дел и случаи злоупотребления ими своими правами в этой области. Анализируются новеллы законодательства, связанные с участниками специальной военной операции. Формулируются предложения по совершенствованию норм материального и процессуального права в части, касающейся признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Ключевые слова: признание безвестно отсутствующим, объявление умершим, гражданин, заинтересованные лица, военнослужащие, местонахождение, срок.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим являются весьма распространенными в судебной практике. Связано это с тем, что безвестное отсутствие гражданина чаще всего затрагивает интересы его близких родственников и других лиц. Возникают трудности в управлении имуществом, в выполнении родительских, трудовых и прочих обязанностей гражданина, местонахождение которого невозможно определить.

Особую актуальность данная проблема получила с началом специальной военной операции на Украине, поскольку практически ежедневно родственники военнослужащих сталкиваются с тем, что не располагают информацией о местонахождении их близких, которые по тем или иным причинам не выходят на связь.

Законодательное закрепление данного вопроса мы можем найти в ст. 42-46 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1], где закреплен общий порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Помимо общего, существует и упрощенный процессуальный порядок. Стоит обратить внимание, что он распространяется на участников специальной военной операции.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], военнослужащий или участник специальной военной операции может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение шести месяцев нет сведений о месте его пребывания.

Умершими данные лица признаются в двух случаях:

если после признания гражданина в установленном процессуальном порядке безвестно отсутствующим прошло три месяца;

если известно, что гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание полагать, что его гибель наступила от определенного несчастного случая, и в течение шести месяцев с момента возникновения таких обстоятельств нет информации о его местонахождении [2].

Одной из главных проблем при рассмотрении судами дел анализируемой категории является правильное определение круга заинтересованных лиц, которые имеют право подать заявление в суд и непосредственно участвовать в разрешении дела.

Стоит отметить, что заинтересованными лицами могут являться не только родственники. Чаще всего после внезапного исчезновения человека в неопределенном положении остаются работодатель и кредитор.

В случае с работодателем это связано с необходимостью установления контакта с пропавшим сотрудником или с обеспечением продолжения работы в его отсутствие. Если говорить о кредиторах, то тут все немного сложнее. Самостоятельно узнать об исчезновении лица кредитору достаточно проблематично, а родственники пропавшего гражданина, осведомленные о его долговых обязательствах, могут избегать инициирования процедуры признания его безвестно отсутствующим. Это напрямую связано с нежеланием привлекать внимание к имуществу пропавшего. Ведь в отсутствие лица они могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться его имуществом, нарушая права кредиторов.

Как показывает практика, суд в большинстве случаев инициирует производство только по заявлению близких родственников, ставя других заинтересованных лиц в невыгодное для них положение.

В этой связи, представляется необходимым дать соответствующие разъяснения на уровне Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Нельзя не упомянуть о недобросовестности некоторых заявителей. К сожалению, из-за денежной и имущественный выгоды люди могут пойти на обман. Зная реальное местонахождения лица, заявитель может инициировать процесс признания гражданина безвестно отсутствующим и получить некоторую материальную выгоду. Ведь заявитель будет управлять имуществом на законном основании, а доказать недобросовестность с течением времени будет практически невозможно. Да и чаще всего люди, которые желают пропасть бесследно на некоторое время, имеют проблемы с законом, а значит, после появления не пойдут в правоохранительные органы и суд. Единственным решением будет особая внимательность судей и более тщательная проверка заявителя на добросовестность.

Отдельно следует остановиться на сроке. Так, в настоящее время установлен пятилетний срок для объявления гражданина умершим. Ранее он составлял три года. Увеличение срока было связано с тем, что граждане, которые судом были объявлены умершими, появлялись. И было весьма проблематично восстанавливать их в правах.

На сегодняшний день, в эпоху информационных технологий, когда почти повсеместно установлены камеры, на телефоне встроена функция GPS, существует возможность оплаты по терминалу, где сохраняются данные владельца карты, бесследно пропасть почти невозможно. И беспричинное отсутствие даже в течение трех лет может действительно свидетельствовать о смерти лица. В связи с этим предлагается вновь уменьшить срок для объявления гражданина умершим.

В продолжение предыдущего аспекта, следует упомянуть о другой важной проблеме, которая заключается в том, что некоторые обязанности имеют личный характер и их может нести только сам человек (например, выплата алиментов). При длительном отсутствии лица данные обязанности не исполняются. Ребенок, которому по закону положены алименты, не получает их. И срок, в течение которого один из его родителей будет признан судом безвестно отсутствующим или объявлен умершим, достаточно продолжительный. И, возможно, когда судом будет принято решение о статусе отсутствующего, ребенок уже достигнет совершеннолетия. Возникает вопрос: почему несовершеннолетний в данном случае остается не только без общения с родителем, но и без материальной поддержки?

Для разрешения создавшейся ситуации предлагается учредить государственный фонд, из которого по заявлению представителя ребенка будут выплачиваться денежные средства до того момента, пока алиментоплательщик не будет признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке.

Ещё одной актуальной проблемой является нежелание родственников следовать процессуальному порядку. Они на протяжении пяти лет не обращаются в органы правосудия, пользуясь имуществом лица без ограничений, имитируя наличие собственника (уплачивают налоги, выходят с его компьютера в интернет, платят ЖКХ, содержат имущество в надлежащем состоянии), а по истечении установленного срока подают заявление в суд об объявлении гражданина умершим. И по решению суда получают полное право распоряжения его имуществом. Для таких лиц не предусмотрено никакой ответственности в законодательстве, что является существенным пробелом.

И, наконец, хотелось бы обратить внимание на еще один аспект, который непосредственно касается участников специальной военной операции и их близких. На данный момент есть несколько предложений усовершенствовать процесс признания участника СВО безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Первый вариант подразумевает наличие реальных свидетелей (командира, сослуживцев), которые смогут подтвердить гибель определенного военнослужащего. На основании их заявлений родственникам погибших планируется выдавать единый специально утвержденный документ о смерти. Он будет выступать основой для государственной регистрации факта смерти военного.

Если данные лица отсутствуют, статус умершего может быть присвоен по упрощенной схеме на основании опосредованных фактов. Пример такого факта — пребывание военнослужащего в здании, машине, которая была взорвана, сгорела. Главным условием является наличие опасных для жизни событий, предшествующих пропаже человека.

Что касается статуса безвестно отсутствующего, то для его присвоения планируется разработать и утвердить специальный документ. Он будет выдаваться членам семьи военнослужащего, который отсутствуют более шести месяцев, для дальнейшего предъявления в суд. Судебная процедура по объявлению военнослужащих безвестно отсутствующими будет проходить по действующим правилам.

Таким образом, анализ некоторых особенностей рассмотрения судами дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим позволило поднять ряд важных вопросов. В основном, это недостаток доказательственной базы или недобросовестность заинтересованных лиц. Гражданин, местонахождение которого неизвестно, не может выполнять свои обязанности, связанные с содержанием семьи, управлением имуществом, что ставит близких в затруднительное положение. Однако даже при желании родственников в течение определенного времени невозможно признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим. Представляется, что предложенные варианты решения обозначенных проблем повысят эффективность защиты прав безвестно отсутствующих лиц, и лиц, объявленных умершими, а также всех иных лиц, заинтересованных в положительном разрешении указанного вопроса.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.010.2023) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 42.
  2. Федеральный закон от 14.04.2023 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"// http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.11.2023)
  3. Закаряева М.М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92) июль. 90-98 С.
  4. Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское процессуальное право России. М.: НОРМА, 2009. 448 С.
  5. Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М.: Юридическая литература, 1985. 80 С.
  6. Торосян, Н. К. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 60-63. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11780/ (дата обращения: 25.11.2023).