УДК 349.422.3

Особенности развития правового положения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

Борисенко Никита Сергеевич – студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей развития правового анализа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Проанализирована история развития данного института в отечественном праве, рассмотрены различные нормативно-правовые акты органов публичной власти. Сделан вывод о необходимости внесения изменений в акты, регулирующие деятельность и меры поддержки личных подсобных хозяйств.

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, меры поддержки, развитие, субсидии, сельское хозяйство, право.

В последние годы просматривается тенденция на активное развитие правового института (далее-ЛПХ). Рассмотрим историю появления ЛПХ как как правового института. Принятый в 30 годы прошлого века «Примерный устав сельскохозяйственной артели» предписывал ее членам (семье) оставлять приусадебные участки до 20 соток, небольшое количество мелкого продуктивного скота. Последовавшее за ним постановление Совета Министров устанавливало, план того чтобы колхозы и совхозы стали преобладающими производителями молока и мяса. Перелом в развитии ЛПХ наступил в начале 50-х голов, а после устранения недостатков в налоговой политике, а также дополнительного снижения норм поставок продукции с приусадебного хозяйства. В 1958 г. натуральное обложение сельских жителей было полностью отменено. Вскоре произошло резкое уменьшение роли ЛПХ

в обеспечении сельских жителей продуктами питания. Ограничение размеров ЛПХ продолжалось вплоть до 1964 г. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР 1981 г. о дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах федеральным органам исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РСФСР, разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

В последующие годы происходило поступательное развитие ЛПХ. ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В соответствии с действующим законодательством личное подсобное хозяйство ведется гражданином или (и) совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства .

Отличительной особенностью ЛПХ является, то что произведенная и переработанная при ведении ЛПХ сельскохозяйственная продукция, остается собственностью граждан ведущих эту деятельность. Исходя их чего дальнейшая реализация такой продукции, не является предпринимательской деятельностью. Также необходимо отметить, что целью использования земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, является удовлетворение личных потребностей гражданина и совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи. Граждане сами определяют доли, причитающейся каждому из них по соглашению всех участников или в судебном порядке или без определения своих долей.

Для ведения деятельности используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок (далее - З/У) бытовые и иные здания, строения и сооружения, а также сельскохозяйственные животные, сельскохозяйственная техника и иное имущество, принадлежащее лицам, ведущим ЛПХ. Для ведения этой деятельности гражданам могут быть предоставлены З/У. Земельный участок может находиться как в границах населенного пункта так и за его пределами. Предоставление З/У осуществляется в порядке установленным законодательством. Гражданином должно быть подано заявление о предварительном согласовании предоставления З/У. Если его только предстоит образовать, то должна быть подготовлена схема расположения З/У. Далее предстоит принятие решения о предварительном согласовании предоставления З/У. Заинтересованному гражданину в предоставление ему З/У, необходимо обеспечить проведение кадастровых работ в целях образования З/У. Далее идет постановка З/У на кадастровый учет в соответствующем государственном органе. После лицо заинтересованное в получении З/У соответствующие заявления о его предоставлении. В случае одобрения данного заявления, далее последует заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования.

Поддержка ЛПХ осуществляется путем создания соответствующий технической инфраструктуры обслуживания и правового обеспечения данной деятельности. Закон не вводит ограничений на поголовье и количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел, которых разрешено содержать в ЛІХ. Господдержка является важным фактором в деятельности ЛПХ. Поддержка осуществляется путем освобождения полностью или частично от налогов, отчислений во внебюджетные фонды и выплат по федеральным законам. Земельный налог на З/У ЛПХ в несколько раз меньше, чем у дачников или собственников З/У для индивидуального жилищного строительства, а в пределах городских населенных пунктах за ЛПХ земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога.

Оказание помощи в развитии ЛІХ является приоритетной задачей России. Для этого предоставляются различные субсидии, гранты и льготные условия кредитования. Субсидии для один из важнейших способов оказания помощи лицам ведущим эту деятельность, состоящей в выделении им денежных средств для дальнейшего развития ЛПХ.

Поддержка развития сельского хозяйства в рамках общегосударственной федеральной программы развития этой отрасли осуществляется и на территории Краснодарского края. Финансовое обеспечение реализации данной программы осуществляется как за счет федерального так и регионального бюджета. ЛПХ в рамках этой программы могут получить субсидии, целью которых является возмещение им части процентов по займам и кредитам, взятым на развитие Агропромышленности. Региональная власть поддерживает малые формы хозяйствования, ведущие свою деятельность в различных направлениях сельского хозяйства растениеводстве, овощеводстве, животноводстве, садоводстве, и др. Постановлением главы администрации Краснодарского края установлен порядок предоставления субсидий гражданам, ведущим ЛПХ. В соответствии с ним, муниципальными образованиями региона, приняты соответствующие акты регулирующие порядок получения региональной поддержки.

Таким образом, можно сделать вывод о возникшей необходимости урегулирования отношений собственников ЛПХ при реализации, переработке, продукции животноводства и растениеводства и т.д. Также необходимо укрепить взаимодействие лиц, осуществляющих ЛПХ, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также внутренних отношений между лицами, осуществлявшими ЛІІХ. Необходимо доработать на федеральном и региональном уровне, соответствующие акты по регулированию деятельности, разработке и выполнению мер и программ по развитию и поддержке ЛПХ.

Список литературы

  1. О личном подсобном хозяйстве : федер. закон № 112-Ф3 от 07.07.2003 (ред. от 04.08.2023) // C3 Ф. 2003. № 28. CT. 2881
  2. Колиева, А. Э. К вопросу регулирования фидуциарных сделок / А. Э. Колиева // Аграрное и земельное право. – 2014. – № 6(114). – С. 46-50.
  3. Куджева Е. К. Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179).
  4. Колиева, А. Э. Развитие сельскохозяйственных отношений в Краснодарском крае / А. Э. Колиева // Правовое обеспечение агропромышленного комплекса: современное правовое регулирование и перспективы развития законодательства : Сборник статей II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (симпозиума), Краснодар, 25 марта 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 7-14.

Интересная статья? Поделись ей с другими: