УДК 347

Защита прав потребителей при оказании услуги перевозки легковым такси

 

Матвеева Ирина Владимировна – старший преподаватель кафедры гражданского права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета.

Аннотация: Одним из наиболее актуальных вопросов в сфере отечественного законодательства о защите прав потребителей является проблема защиты прав потребителей при оказании услуги перевозки легковым такси. Обусловлено это высокой популярностью сервисов по заказу такси в современных реалиях и отсутствием специализированного контроля в этой сфере деятельности предпринимателей.

В статье проанализированы основные аспекты защиты прав потребителей при оказании услуги перевозки легковым такси; представлен комплексный анализ существующих на данных момент научных взглядов на проблемы и правовые пробелы защиты прав потребителей в этой сфере; охарактеризованы основные теоретические и практические вопросы; рассмотрены авторские концепции решения указанных проблем.

Полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать комплексное юридико-научное представление о существующих проблемах защиты прав потребителей при оказании услуги перевозки легковым такси и подобрать их решение. Настоящая статья служит реализации ст. 3 Федерального закона «О защите прав потребителей», гарантирующей право потребителей на просвещение.

Ключевые слова: защита прав потребителей, легковое такси, перевозка пассажиров, право на безопасность, агрегатор такси, договор фрахтования, права человека.

Перевозка легковым такси является одной из наиболее распространенных услуг в современном мире. Каждый день миллионы пассажиров доверяют свою безопасность и комфорт профессиональным водителям такси. Зачастую поездка сопряжена с нарушением прав потребителей. Нарушение прав потребителей может негативно сказаться на репутации предпринимателей, работающих в этой отрасли, поэтому знание прав потребителей и вариантов их защиты актуально для всех участников изучаемых отношений.

 Важнейший закон в данной сфере - Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ, в главе 5 регулирует вопросы перевозки граждан легковым такси.

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" устанавливает правовую природу договора о перевозке пассажиров такси, определяет его как публичный договор, регламентирует правила оказания услуг такси, включая требования к тарифам, обязанности водителей и пассажиров, а также предусматривает юридически механизмы контроля со стороны государственных органов.

Федеральный закон "О защите прав потребителей», устанавливает базовые положения о защите интересов граждан как потребителей товаров, работ и услуг. Этим законом установлены основные права потребителей, включая важнейшее из них - право на безопасность, а так же право требовать компенсации убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.

 Кроме того, существуют региональные нормативные акты, которые дополняют федеральное законодательство по административным вопросам защиты прав потребителей. [9].

 Законодательная база для защиты прав потребителей в сфере такси является основой для обеспечения качественных услуг перевозки и защиты интересов граждан.

Итак, изначально необходимо определиться с терминологией. Такси - это транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования [7]. Такси не является общественным транспортом и не осуществляет регулярных перевозок.

Фрахтование является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК РФ) [2] и направлено на совершение перевозки груза или пассажира по отдельно и специально согласованному сторонами договора маршруту.

Необходимо определить саму правовую природу отношений, складывающихся по договору фрахтования, а также круг участников данного правоотношения. В настоящий момент наибольшей популярностью в сфере пользуются сервисы для заказа такси – по терминологии законодателя - агрегаторы информации, такие как «Яндекс такси» или «Uber».

На основании преамбулы и положений закона «О защите прав потребителей» агрегаторы - это «сервисы для заказа такси, которые не оказывают услуги по перевозке пассажира легковым такси непосредственно, а являются лишь посредником между лицом, желающим заказать автомобиль для пассажирской перевозки и индивидуальным предпринимателем/юридическим лицом (фактическим перевозчиком), осуществляющим непосредственно перевозку пассажиров при наличии соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке» [15].

Данные сервисы (владелец агрегатора) предоставляют пользователю мобильного приложения информационные сведения (размещают информацию о наличии соответствующего предложения/спроса, указывают рекомендованную стоимость услуг по перевозке такси Партнёрами (службы такси) и т.д.). Соответственно, как подмечает в своем исследовании Е. В. Воскресенская: «правоотношение возникает между клиентом такси и лицом, непосредственно осуществляющим перевозку – им может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо» [12].

Именно поэтому при нарушении прав потребителя пассажиру такси необходимо обращаться к непосредственному исполнителю, а не к агрегатору.

Вместе с тем, верховный Суд РФ в Определении от 09.01.2018 по делу N 5-КГ17-220 установил, что «отказывая в иске к агрегатору, судебные инстанции не учли положения пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ о том, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки» [11].

Потребителем услуг по договору фрахтования (т.е. пассажиром такси) является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При заказе и осуществлении поездки на такси пассажиры имеют установленные законодательством права и обязанности, которые должны соблюдаться как водителем, так и самим пассажиром. Знание этих прав и обязанностей помогает пассажирам защитить свои интересы и получить качественное обслуживание.

Водитель легкового такси обязан предоставлять безопасные условия для перевозки пассажиров. Право на безопасность является основополагающим, поскольку жизнь и здоровье человека и гражданина напрямую охраняется Конституцией РФ [1]. Каждый водитель должен иметь соответствующее разрешение на оказание такси услуг, а автомобиль должен быть в исправном состоянии и проходить регулярное техническое обслуживание. Пассажир имеет право требовать использования ремней безопасности, а также наличие детских автокресел для перевозки маленьких детей, что следует из статьи 7 ФЗ «О защите прав потребителей». Достаточно частым нарушением безопасности пассажира является использование водителем телефона во время поездки, не оборудованного соответствующей гарнитурой (т.н. гарнитура «hand free», позволяющая пользоваться телефоном без использования рук и, соответственно, без отвлечения от дороги). В соответствии с п.2.7 Правил дорожного движения, «водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук» [8]. Подобное деяние содержит в себе признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.36.1 КоАП РФ.

Важнейшее право пассажира - право на информацию, в т.ч. о маршруте и времени прибытия. Водитель обязан заранее предоставить пассажиру информацию о выбранном маршруте и ориентировочное время прибытия на место назначения, стоимость поездки, поскольку статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность исполнителя предоставить потребителю полную и достоверную информацию об оказываемой услуге.

Если права пассажира оказались нарушены, то в соответствии со ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», он имеет право требовать возмещения убытков, вреда, причиненного жизни и здоровью, а в соответствии со ст. 15 указанного закона также компенсации морального вреда. Для защиты нарушенных прав гражданин может обратиться непосредственно в суд в соответствии со ст. 11ГК РФ.

Как отмечает отечественный правовед О. В. Гарина: «В современных реалиях агрегаторами выработан достаточно эффективный подход к решению вопросов с нарушением прав клиентов такси. В случае поступления в агрегатор жалобы на водителя, клиентам часто предоставляются промокоды на бесплатные поездки в такси. Такое решение одновременно и обеспечивает реализацию прав пассажира, и минимизирует шанс возникновения конфликтных ситуаций» [13, с 20-22].

Если пассажира во время поездки что-либо не устроило или у него поменялись планы, то он вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В последние годы вопросы обеспечения прав и интересов потребителей услуг легкового такси стало предметом дискуссии в высших органах государственной власти. Государство принимает ряд мер, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и улучшить качество предоставляемых услуг.

Например, введен разрешительный порядок осуществления работы в такси. Выдача разрешений позволяет государству контролировать деятельность таксистов и организаций, предоставляющих услуги перевозки.

Кроме получения разрешения, для обеспечения безопасности перевозок автотранспортные средства, используемы как такси, проходят регулярный техосмотр, должен быть заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика пассажиров, водитель должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории, а также проходить предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля.

С 1.09.2023г. для водителей такси введено нормирование рабочего времени. Максимальное время работы водителя такси определено в 12 часов в день [10] (сюда включаются стоянки для посадки и высадки пассажиров, время ожидания нового заказа, время для устранения поломок автомобиля и пр.) Кроме того, п.26.1 Правил дорожного движения предписывает сделать 45 минутный перерыв для любого водителя, находящегося за рулем в течении 4.5 часов.

Еще одной мерой является создание специализированных органов контроля за соблюдением правил перевозки. Так, например, отечественный ученый Р. Х. Миннебаев предлагает создание в структуре Минтранса РФ обособленного подразделения, направленного на осуществления контроля в сфере услуг такси. Созданные структурные подразделения по замыслу автора должны осуществлять регулярные проверки транспортных средств и документации таксистов для обеспечения соответствия требованиям безопасности и качества. В случае нарушений, они могут применять административные меры вплоть до лишения разрешения [14, с.342 - 347].

Наконец, государство проводит информационные кампании о правах потребителей при оказании услуг перевозки такси, что является реализацией права на просвещение, установленное ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей». Цель таких кампаний - повышение осведомленности граждан о своих правах, а также обязанностях таксистов и компаний.

Одной из перспективных моделей развития системы защиты прав потребителей является создание специализированных органов или агентств, ответственных за контроль и надзор за оказанием услуг перевозки легковым такси. Такие органы могут осуществлять регистрацию и лицензирование таксистов, контролировать их деятельность, а также принимать жалобы от потребителей и разбирать конфликты.

Одной из функций специализированных органов может быть проведение обучающих программ для таксистов с целью повышения качества оказываемых ими услуг и соблюдения правил перевозки пассажиров. Такие программы могут включать в себя изучение нормативных актов, кодексов этики для таксистов, а также тренинги по общению с клиентами.

Важным аспектом развития системы защиты прав потребителей в сфере такси является использование информационных технологий. В настоящее время все больше компаний предлагает своим клиентам заказывать такси через мобильные приложения. Это позволяет не только упростить процесс заказа и оплаты услуг, но и создать эффективную систему обратной связи между клиентами и провайдерами услуг. Потребители могут оставить отзывы о качестве обслуживания, оценить работу таксиста и сообщить о нарушениях правил перевозки. Это помогает повысить ответственность водителей и улучшить качество услуг.

Таким образом, система защиты прав потребителей при оказании услуг перевозки легковым такси имеет большие перспективы развития. Важно создать специализированные органы контроля и надзора, проводить обучение таксистов, использовать информационные технологии и новые формальные методы разрешения споров. Только комплексный подход позволит обеспечить высокое качество услуг и защиту прав потребителей в данной сфере. Несмотря на вызовы, перспективы взаимодействия государства и бизнеса в области защиты прав потребителей в сфере такси остаются положительными.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023)
  3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (ред. от 24.07.2023)
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 04.08.2023)
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 24.07.2023)
  6. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (ред. от 24.07.2023)
  7. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"(ред. от 25.08.2021)
  8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (ред. от 02.06.2023)
  9. Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 18.09.2012 N 291/01-05 "Об утверждении Административного регламента Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Выдача, переоформление и выдача дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики»
  10. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2023 г. N 908 "Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, Правил учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством физическими лицами и о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"
  11. Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 по делу N 5-КГ17-220
  12. Воскресенская Е. В. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг такси и каршеринга // Colloquium-journal. 2019. №19 (43). С. 142-144.
  13. Гарина О. В. К вопросу о правовом регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №2.
  14. Миннебаев Р. Х. Некоторые вопросы правоприменения в области автомобильных пассажирских перевозок // Вестник Казанского юридического института МВД России. №3 (33).
  15. О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/7834-o-pravovom-regulirovanii-servisov-po-zakazu-uslug-taksi-25-12-2019