УДК 35

Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Зимина Кристина Сергеевна – студент Южно-Уральского технологического университета.

Научный руководитель Гузова Елена Юрьевна – доцент кафедры Экономики и управления Южно-Уральского технологического университета.

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы заключается в анализе основных тенденций развития местного самоуправления в России на современном этапе. В данной статье рассматриваются ведущие принципы, а также организационная структура местного самоуправления, вопросы его взаимодействия с государственной властью.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, тенденции развития, организационная структура.

Основные направления деятельности и принципы организации местного самоуправления на территории муниципальных образований отражены в Конституции РФ. Согласно ее положениям, местное самоуправление сегодня – неотъемлемый элемент структуры управления отдельными территориями страны, которому государственная власть делегирует некоторые свои функции и полномочия. Такой механизм способствует лучшему контролю соблюдения прав личности, более полному учету интересов жителей отдельных регионов, не вступающих в противоречие с общими национальными целями и интересами.

Принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления отражают объективные законы развития иерархических властных структур, в системе которых рассматриваемая форма местной власти занимает особое место. Законодательно определен целый ряд принципов, положенных в основу муниципального управления, которые одновременно служат критериями эффективности и качества организации конкретных систем и органов территориального самоуправления граждан.

Правовое закрепление этих принципов в федеральном законодательстве и в уставах муниципалитетов служит гарантией их реализации, создавая базу для действенных методов и форм организации муниципальной работы [1]. К ведущим принципам функционирования местного самоуправления относят:

  • Принцип многообразности форм организации местного территориального самоуправления;
  • Принцип приоритетности личных и гражданских свобод и прав;
  • Принцип законности;
  • Принцип организационной обособленности;
  • Принцип самостоятельности;
  • Принцип сочетания представительной и непосредственной демократии;
  • Принцип соразмерности переданных госвластью полномочий тем финансовым и материальным ресурсам, которые находятся в распоряжении органов самоуправления;
  • Принцип действий органов самоуправления, выполняющихся в интересах местного населения;
  • Принцип гарантированности существования на местах территориального самоуправления.

Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» закрепляет формы организации местного управления, что отражено в его пятой главе. Все перечисленные организационные формы можно разделить на 4 группы. Проанализируем каждую из них более подробно:

  1. Формы организации деятельности местного самоуправления, отражающие ее прямые демократические начала. Они достигаются путем непосредственного выражения гражданской воли групп населения, которые проживают на территориях муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов, где осуществляется местное самоуправление. К таким демократическим формам относят общественные собрания, сходки, выборы, местные референдумы. Некоторые из этих способов волеизъявления граждан сами становятся элементом структуры местного самоуправления (например, конференции и регулярные собрания граждан).
  2. Формы организации в виде демократически избранных органов и институтов территориального самоуправления, отвечающих за повседневную работу и выполнение функций местного управления сельскими и городскими поселениями.
  3. Формы организации, обеспечивающие гражданскую территориальную автономию, то есть прямое участие граждан в деятельности местного самоуправления и проявление важных гражданских инициатив, которые отражают традиции и интересы устойчивых социальных групп населения конкретной местности. Активная практическая работа граждан в органах местного самоуправления способствует более полной реализации таких интересов.
  4. Формы организации, создаваемые для более эффективного разрешения каких-либо задач местного уровня (в виде ассоциаций граждан, акционерных обществ, партнерств).

Согласно Конституции РФ, органы местного территориального самоуправления являются самостоятельным способом выражения и воплощения народной власти, в силу этого все решения, которые они принимают в рамках взятых на себя и делегируемых государственной властью полномочий, признаются обязательными (в соответствующих муниципальных районах и городских округах) для всех должностных лиц, организаций, предприятий, общественных объединений, учреждений и отдельных граждан. При этом все решения и резолюции органов самоуправления выносятся на основе действующего федерального законодательства, кодексов РФ и подзаконных актов, исходящих от основных ветвей государственной власти.

Самоуправление любого территориального образования Российской Федерации имеет стандартную структуру, включающую перечень обязательных органов и должностных лиц наряду с различными формами гражданских инициатив [2]:

  1. глава муниципального территориального образования;
  2. представительный орган этого образования;
  3. его контрольно-счетный орган;
  4. администрация, выполняющая исполнительные и распорядительные функции;
  5. другие выборные органы, граждане и должностные лица, взявшие на себя функции территориального самоуправления и решающие задачи местного уровня в интересах местного населения.

Система и структура организации форм и органов местного самоуправления требует дальнейшего совершенствования в рамках положений Конституции РФ, что повысит эффективность и результативность его деятельности. В ее основу должны быть положены такие важнейшие ориентиры, как приоритет прав и свобод личности; более полная реализация принципов демократического управления; более активное участие граждан в этом управлении с использованием выборов, собраний, референдумов; развитие самостоятельности и инициативности местного населения при решении различных экономических и социальных региональных проблем [3].

Особенную роль в формировании местной автономности всегда играли сходки и собрания граждан, местные референдумы. Подобные формы автономной организованности способствуют участию самой сознательной, инициативной и активной доли местного населения в разрешении задач, которые относятся к компетенции местного территориального самоуправления. Законодательно определен порядок гражданского объединения в такие организационные структуры, как акционерные общества, строительные кооперативы, ас­социации, товарищества и другие с целью реализации интересов населения городских и сельских поселений [3].

К примеру, если жильцы кооперативного здания объединены в жи­лищный кооператив, то они имеют право на собственную печать, разработку собственного устава, заведения кооперативного расчетного счета, то есть могут выступать как юри­дическое лицо. Регулярно проводятся собрания жильцов, на которых выбирают председателя кооператива или товарищества, старост подъездов, ревизионную комиссию, казначея. Аналогичным образом могут действовать любые подобные объединения граждан, повышая свой общественный статус до уровня юридического лица.

Все подструктуры местного самоуправления подчиняются единой цели – наиболее полно удовлетворять потребности и интересы местного населения, причем население имеет возможность играть активную роль, напрямую формулируя и регулируя эти потребности.

Для максимально эффективной деятельности системы местного самоуправления требуется постоянная работа над следующими аспектами и вопросами: как обеспечить более активное гражданское участие в выработке решений, касающихся экономических и социальных процессов на территории муниципальных образований; как действенно распределить полномочия и функции государственных и местных властных структур. Помимо того, необходимо дальнейшее совершенствование механизмов сотрудничества и взаимодействия между государственной и местной властью, а также между всеми уровнями местной и муниципальной власти.

Список литературы

  1. Основные принципы местного самоуправления [электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/5662034/page:7.
  2. Структура органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/78baa7d72fd5278521eb98255f79ecb01dbe3428.
  3. Организационная структура местного самоуправления. Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/c66c9fc98703499481199dc22b7f612ca867f784.

Интересная статья? Поделись ей с другими: