УДК 347.28

Правовые основы создания, действия и прекращения ОЭЗ в Российской Федерации

Давудов Давуд Ахмедович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета.

Алиев Али Насрудинович – магистрант кафедры Гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются правовые условия существования особых экономических зон, порядок их функционирования и прекращения деятельности. Проанализирована нормативно-правовая база и комплекс научных исследований. Выявлено, что в формирование особых экономических зон может реализовываться двумя путями – по инициативе государства в лице органов государственной власти или по инициативе частного капитала. Мировая практика показала, что наиболее эффективным является первый путь, что напрямую связано с самой природой ОЭЗ, которая предполагает наличие льготного и налогового режимов. В Российской Федерации образование ОЭЗ происходит по инициативе Министерства экономического развития.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, льготный режим, налоговый режим, таможенный режим, предпринимательские отношения.

Анализ международного опыта формирования и функционирования особых экономических зон и их аналогов показал, что выработано два основных подхода к созданию ОЭЗ [5].

Согласно первому подходу создаются особые зоны исключительно путем государственной инициативы за счет бюджетных средств. Соответственно, ответственность за функционирование, а также за разработку программы и дорожной карты развития лежит полностью на уполномоченном органе государственной власти [4].

В соответствии со вторым подходом, инициатива создания ОЭЗ принадлежит частным компаниям и органам региональной власти. В данном случае органы государственной власти берут на себя обязательство сформировать соответствующую инфраструктуру, в том числе правовую для эффективного взаимодействия акторов ОЭЗ и стимулирования их предпринимательской деятельности.

Анализ отечественного опыта позволяет сделать вывод о том, что для российской действительности характерен именно первый подход, в соответствии с которым Министерство экономического развития полностью координирует деятельность экономических субъектов и обеспечивает формирование соответствующей инфраструктуры.

Исходя из подхода, приведенного в законодательство РФ А.В. Гасумянова [1] условно определяет, что подходы к созданию ОЭЗ делятся на формирование «сверху» и «снизу». Автор указывает, что согласно первому подходу ОЭЗ создается за счет бюджетных средств путем реализации специальных государственных программ. С целью управления экономической деятельностью в рамках ОЭЗ создаются ведомственные структуры, которые не только контролируют соответствующие процессы, но и обеспечивают приток инвестиций в разрешительном порядке. Во втором случае, с целью управления ОЭЗ создается управляющая компания. Учредителями такой компании являются частные лица или она создается совместно частным капиталом и государством. Соответственно, компания обеспечивает заключение гражданско-правовых договоров между акторами (резидентами) ОЭЗ. В свою очередь инвестиционная деятельность ведется в уведомительном порядке.

Как указывалось ранее, в РФ формирование ОЭЗ осуществляется Министерством экономического развития в соответствии с критериями, установленными в законодательном порядке на основе соответствующего Постановления Правительства РФ [2].

Критериями формирования ОЭЗ признаются условия, необходимые для принятия положительного решения уполномоченным органом для создания особой экономической зоны. Следует отметить, что, по мнению исследователей данной тематики, перечень критериев, указанных в нормативно-правовой базе, представляется достаточно жестким [6]. Основанием для такого утверждение является указание, например, на такой критерий, как наличие положительного опыта реализации инвестиционных проектом на территории субъекта РФ или муниципального образования, что исключает возможность участия малых предприятий, в том числе инновационного характера. Данное положение, в свою очередь, противоречит основной логике создания ОЭЗ, как формы стимулирования инновационных процессов в отечественной экономике. Также достаточно высокие требования предъявляются к объему частных инвестиций, которые ОЭЗ предполагает привлечь, в частности, данный объем должен быть не менее объема инвестиций, предоставленных резидентами ОЭЗ.

Основной причиной прекращения существования ОЭЗ на сегодняшний день является отсутствие потенциальных резидентов, что особенно актуально для ОЭЗ туристско-рекреационного типа [2]. Причиной подобной ситуации может являться недостаточная формализация статуса резидентов и отсутствие понятного приоритета нахождения в ОЭЗ. В качестве альтернативного варианта ОЭЗ Министерство экономического развития применяет режимы кластера, территории опережающего развития и территории опережающего социально-экономического развития. Однако у каждой из данных форм существуют свои специфические черты для решения конкретных социально-экономических вопросов. Представляется, что это может свидетельствовать о недостаточности проработки законодателем вопроса о необходимости создания ОЭЗ определенного типа на конкретной территории, что является причиной несовершенства методики отбора проектов.

Предпринятые государством меры позволили обеспечить стимулирование предпринимательской деятельности в отдельных регионах. Так на 2023 год на территории Российской Федерации функционирует 50 ОЭЗ, (31 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 18 лет работы в ОЭЗ зарегистрировано 1128 резидентов, из которых более 123 компаний с участием иностранного капитала из 36 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил порядка 6 трлн. рублей, вложенных инвестиций – более 989 млрд. рублей, было создано более 66 тысяч рабочих мест (заявлено к созданию 184 тысяч рабочих мест), уплачено порядка 368 млрд. рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.

Список литературы

  1. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах. СПб. 2010. С. 60.
  2. О досрочном прекращении существования особых экономических зон : постановление Правительства Рос. Федерации от 28 сент. 2016 г. № 978 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 41. Ст. 5826.
  3. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны// Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 апр. 2012 г. № 398 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19. Ст. 2423.
  4. Павлов, П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации // Журнал российского права № 8. 2008. С. 49-60.
  5. Серебрякова, Е.Е. Особенности функционирования технико-внедренческих особых экономических зон как формы государственно-частного партнёрства в инновационной сфере // Региональная экономика: теория и практика. №40 (175). 2010. С.31-36.
  6. Цыганков, Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности // СПС «Консультант Плюс».

Интересная статья? Поделись ей с другими: