УДК 34

Концепция санкций в учении Ганса Кельзена  (11.10.1881-19.04.1973 гг.): к 50-летней годовщине со дня смерти ученого

Рыжкова Ирина Дмитриевна – кандидат юридических наук, доцент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В статье рассмотрены основные жизненные этапы австро-немецкого ученого-правоведа Ганса Кельзена. Излагается взгляд ученого на санкции в праве.

Ключевые слова: санкция, учение о праве, чистое учение о праве.

50 лет назад, 19 апреля 1973 года, ушел из жизни австро-немецкий правовед, ученый, Ганс Кельзен, известный своими  государственно-правовыми исследованиями, в частности, концепцией конституционного суда.

Ганс Кельзен родился в Праге в 1881 году. Через несколько лет после его рождения семья переехала в Вену, где он прожил достаточно долго, до 1930  года. В Вене Кельзен окончил гимназию и поступил на юридический факультет венского университета. Особый интерес Кельзен проявляет к теории и философии права, в студенческие годы проводит исследование учения итальянского поэта и политического деятеля Данте Алигьери о государстве. По окончании университета молодой Кельзен дает частные уроки, работает в судебной канцелярии. Также подрабатывает помощником адвоката. Через два года, в 1908 году, Ганс Кельзен уезжает в Гейдельберг, где ему удалось получить стипендию и продолжить начатые им государственно-правовые исследования. По возвращении в Вену молодой ученый начинает преподавать, а еще через год уезжает на вторую стажировку, на этот раз в Берлин [2, с. 5].

В 1911 году Г. Кельзен становится преподавателем венского университета, работает в данной должности до начала Первой мировой войны. Будучи призванным на военную службу, служит в министерстве обороны, занимается вопросами помилования по военным преступлениям. В 1917 году Кельзен возвращается в венский университет. Как консультант Кельзен участвует в разработке австрийской конституции. В этот же период вокруг ученого формируется круг его учеников и последователей [2, с. 7].

Ганс Кельзен становится известным в юридических кругах, однако эта известность не всегда радует. По вопросам государственно-правового характера он вступает в спор с известными учеными своего времени, также сказывается факт еврейского происхождения Кельзена. Его постепенно вытесняют с занимаемых им позиций, в том числе по политическим мотивам. Это вынуждает Кельзена переехать в Германию, где он становится профессором кельнского университета [2, с. 12].

Но и на новом месте его ждут потрясения. Он еврей, и с приходом к власти фашистов евреев начинают увольнять с ведущих должностей. Кельзен возвращается в Австрию, потом перебирается в Швейцарию, а затем, с началом Второй мировой войны, в 1940 году в Соединенные Штаты. И здесь, в возрасте почти 62 лет, начинает свою карьеру с нуля [3], работая в другой стране на другом языке. Также на английском он начинает публиковать свои научные работы.

Одной из самых известных работ исследователя является «Чистое учение о праве». В ней Г. Кельзен изложил свою неопозитивистскую теорию. Правоведение должно быть чистым, «очищенным» от этики, психологии, политической теории, социологии и всех других наук, которые не являются правовыми. С помощью нормативистского метода Г. Кельзен изучает и описывает правовые нормы.

В системе норм Кельзен видит восхождение к высшей норме. В этой иерархии норм последующая норма выступает как более высокая норма, а вся система норм в целом восходит, в конечном счете, к основной норме [3].

Особый интерес представляет подход Ганса Кельзена к санкциям в праве.

По Кельзену все нормативные порядки содержат присущие им санкции. Именно в них заключается различие между этими нормативными порядками (правопорядком, религиозным порядком, моральным порядком и т.д.). Но только право  в отличие от других порядков использует механизм принуждения [1]. Особыми являются и санкции для поддержания правопорядка.

Санкции, по Г. Кельзену, имеют различную сущность. Во-первых, это акты принуждения, «предусмотренные правопорядком в качестве реакции на определенное действие или бездействие (т.е. правонарушение), например: тюремное заключение в качестве наказания за воровство» [4, с. 51]. Или это акты принуждения, не имеющие такого характера, например, как считает ученый, принудительное помещение в специальные заведения индивидов, которые поражены болезнями, опасными для общества, или которые признаются социально вредными вследствие политических или религиозных убеждений; а также принудительное уничтожение или изъятие собственности в публичных интересах.

Санкции – в специфическом смысле слова – внутри государственных правопорядков выступают в двух различных формах: в форме наказания (в узком смысле) и в форме принуждения иного характера (например, принудительного взыскания) [4].

Принудительное взыскание по Кельзену имеет сходство с  наказанием имущественного характера. Принудительное изъятие подразумевает передачу денежных сумм государству (в публичный фонд), а принудительное взыскание подразумевает передачу их пострадавшему. Термины «взыскание» и «изъятие» на русском языке имеют схожее значение, и это может несколько затруднить понимание.

Санкции понимаются автором достаточно широко. Они отличаются от наказаний (это не синонимичные понятия), поскольку имеют более широкое значение. Также и цели санкций шире в сравнении с целями наказания.

Санкции – это акты принуждения, соотносящиеся с действующим в государстве правопорядком. Такой акт принуждения может восприниматься как реакция общества на любое социально вредное явление, и, если такое явление заключается в социально вредном поведении человека, то тогда акт принуждения будет толковаться как санкция.

В различных правопорядках существуют различные условия применения актов принуждения, при том, что их основания относительно сходны [4, с. 58]. В своем развитии как важный элемент правопорядка санкции проходят путь к централизации применения. В первобытных правопорядках санкции уже выступают реакцией на совершенное нарушение, однако их применение децентрализовано. И только по мере развития общества реакция на правонарушения с помощью санкций всё больше централизуется. И механизм установления состава правонарушения, и механизм применения санкций возлагаются на органы, уполномоченные государством.

При этом не все акты принуждения имеют характер санкций. В ходе развития государства от судебного к административному увеличивается круг фактических составов, которые обусловливают акты принуждения. «Теперь сюда относятся не только социально нежелательные действия или бездействия, но также и явления, не имеющие характера противоправных деяний» [4, с. 56].  В современном понимании это меры пресечения, принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества.

В тоталитарных государствах имеются свои акты принуждения, не относящиеся к санкциям, но, казалось бы, имеющие общую с ними природу. Например, правительства тоталитарных государств лишают свободы лиц с нежелательным образом мыслей, могут принуждать их к выполнению любой работы и даже уничтожать их, – пишет Г. Кельзен [4, с. 56]. Сегодня это звучит особенно актуально. Мы наблюдаем, однако, что государства, позиционирующиеся себя правовыми, максимально приспосабливаются к текущей действительности и включают в свое законодательство новые законы, позволяющие интерпретировать нежелательные поступки политического характера как правонарушения и запускать механизм санкций, а не только иных актов принуждения.  

Спустя годы интерес к трудам Г. Кельзена не утрачен. Его взгляды, мысли и идеи будут долго оставаться актуальными и требовать своего осмысления.

Список литературы

  1. Антонов, М.В. Об основных элементах чистого учения Г. Кельзена о праве и государстве / М.В. Антонов // Труды Института государства и права Российской академии наук. № 4. 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-elementah-chistogo-ucheniya-g-kelzena-o-prave-i-gosudarstve/viewer.
  2. Антонов, М.В. Ганс Кельзен (1881-1973): основные вехи интеллектуального пути / М.В. Антонов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 3-15.
  3. Кельзен, Ганс (Ханс): материал Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Кельзен,_Ганс
  4. Кельзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кельзен. 2-е изд / пер. с нем. М.В. Антонова и С.В. Лёзова. – СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2015. – 542 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: