УДК 343.825

Кружковая и творческая деятельность осужденных как средство их исправления

Закирова Карина Ринатовна – студент магистратуры Юридического факультета Московского университета имени С. Ю. Витте.

Аннотация: Статья посвящена изучению кружковой и творческой деятельности осужденных как средству их исправления. Актуализируется значимость эффективной организации данной деятельности в контексте процедуры исправления. Рассматривается текущая практика реализации кружковой работы в исправительных учреждениях. Рассматриваются проблемы, затрудняющие повсеместное применение и внедрение кружковой работы в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: исправительные учреждения, кружковая работа, творческая деятельность, средство исправления, ресоциализация.

Процедура исправления осужденных к лишению свободы чрезвычайно многогранна и разнообразна. Она включает в себя различные средства и методы, которые, в совокупном сложении и применении, должны достигать фундаментальной цели – исправить осужденного и вернуть его к нормальной и законопослушной жизни в социуме. От эффективности исправления осужденного в период отбывания наказания зависит вероятность возобновления им преступной деятельности после освобождения. Учитывая стабильно высокие ежегодные показатели рецидивной преступности, процедура исправления осужденных в её современной формации в полной мере не соответствует критерию эффективности, следовательно, она нуждается в совершенствовании, развитии и качественных изменениях, способных изменить негативную тенденцию.

В современной научной литературе высказываются различные точки зрения относительно различных средств исправления осужденных, продуктивный потенциал которых еще не исчерпал, что обуславливает необходимость их дополнительного рассмотрения и изучения на предмет практического претворения. Некоторые специалисты справедливо указывают, что одним из наиболее эффективных направлений социально-культурной реабилитации осужденных в местах лишения свободы является организация их досуга, реализуемая посредством предоставления возможности участвовать в кружковой и творческой деятельности [1, с. 61]. Указанное средство исправления вполне обоснованно рассматривается в качестве важнейшей составляющей воспитательной работы в пенитенциарном учреждении. Ощущая давление социальной изоляции, обусловленное нахождением в местах лишения свободы, многие осужденные объективно сталкиваются с трудностями адаптации, испытывают психологические проблемы, связанные с потерей социальных связей, становятся замкнутыми, агрессивными, приобщаются к «тюремной субкультуре». Очевидно, что в подобных условиях говорить об эффективном исправлении личности не представляется возможным. Именно поэтому нельзя недооценивать организацию кружковой и творческой деятельности осужденных, рассматривая её в качестве средства их исправления.

В настоящий момент культурный досуг в пенитенциарных учреждениях организуется посредством кружковой работы. Кружок представляет собой группу людей, объединенных творческими интересами на добровольных, самодеятельных началах. В рамках работы кружка осужденные не только объединены общим делом и результатом, они восполняют нехватку общения, реализуют личностный потенциал в едином трудовом механизме в конкретной сфере коллективной занятости. Другими словами, кружок выполняет сразу несколько важнейших функций: он способствует объединению, помогает осужденным восполнить нехватку социальных связей, занимает и увлекает их общим делом и результатом, учит дисциплине и прилежности в трудовой деятельности сквозь призму творчества. Всё это в конечном итоге при соответствующей поддержке со стороны администрации исправительного учреждения существенно повышает шансы на исправление личности и социально-культурную реабилитацию.

Как справедливо отмечают некоторые исследователи, занятия осужденных в кружках создают условия для нравственной переориентации личности; расширения социально полезных умений и навыков; ознакомления с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта; формирования умений применять полученные знания в жизненной практике; развития потребности в самовоспитании и самообразовании; формирования здорового образа жизни [2, с. 79]. С точки зрения нормативного правового регулирования деятельность кружков регулируется внутренними актами исправительных учреждений, чаще всего приказами. Координация кружковой работы осуществляется заместителем начальника исправительного учреждения, в ведении которого находится воспитательная работа. Как правило, план кружковой работы составляется на календарный год, где подробно указывается время и место проведения занятий, состав участников и прочие детали. Для обеспечения контроля и систематичности кружковой работы руководство отдельными кружками осуществляется сотрудниками исправительного учреждения.

Преобладающими направлениями кружковой работы являются физкультурно-спортивное, творческое и декоративно-прикладное [3, с. 57]. Как показывает практика, в мужских пенитенциарных учреждениях наибольшей популярностью пользуются физкультурно-спортивное и декоративно-творческое направления, где осужденные соревнуются по различным спортивным дисциплинам, занимаются художественной ковкой, резьбой по дереву, делают сувениры из натурального камня. В женских пенитенциарных учреждениях пользуются популярностью творческое и декоративно-прикладное направления, где осужденные поют в хоре, участвуют в театральных постановках, занимаются живописью, читают стихи, в том числе собственного сочинения, вяжут на спицах, плетут украшения из бисера, изучают искусство создания настенного декора из бисера. Помимо несомненной пользы для исправления, что является основной целью подобных активностей, многие осужденные получают возможность реализовать свой творческий и личностный потенциал в различных сферах, после чего их увлечение становится не просто элементом досуга и хобби, а частью жизни, которым они будут увлечены и после освобождения.

Безусловно, при организации кружковой работы в исправительном учреждении в обязательном порядке следует учитывать, что все граждане, отбывающие наказание, оказались в нём не случайно, а за совершение преступлений различной степени тяжести. Поэтому подобная деятельность не должна расхолаживать и дезорганизовывать осужденных, превращая их повседневность в праздные будни. В данном контексте речь идёт об использовании творчества в качестве успокаивающего средства при агрессии, направляющего осужденных на путь исправления сквозь призму различной занятости [4, с. 127]. Ведь если при организации исправительно-воспитательной работы руководствоваться исключительно карательными методами и средствами, то рассчитывать на успешную ресоциализацию осужденных крайне затруднительно. Так как для одних это будет являться поводом к проявлению встречной агрессии и неповиновению, а для других поводом замкнуться в себе, зарубив на корню все имеющиеся предпосылки к потенциальному исправлению.

Существенную помощь в организации и реализации кружковой работы способны оказывать представители общественных организацией и прочих институтов гражданского общества. Они являются субъектами внешнего воздействия, принимающими, по согласованию с администрацией исправительного учреждения и по её приглашению, непосредственное участие в воспитательном процессе. Очевидным преимуществом подобного взаимодействия является то, что многие осужденные охотнее и смелее идут на контакт с людьми, которые не являются штатными сотрудниками исправительного учреждения, проявляют к ним больший уровень доверия. Этими субъектами являются члены учреждений культуры, работники библиотек и образовательных организаций различного профиля, члены спортивных и благотворительных организаций, священнослужители.

К сожалению, далеко не во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы современной России организации кружковой работы уделяется должно внимание и придаётся существенное значение. Среди наиболее часто встречающихся проблем, являющихся причинами подобного положения дел, следует выделить:

  1. Отсутствие материально-технической базы и инфраструктуры (отсутствие помещений, нехватка спортивного, музыкального и иного инвентаря);
  2. Нехватка кадров среди сотрудников исправительных учреждений, способных взять на себя руководство и организацию кружковой работы;
  3. Отсутствие желания у администрации исправительного учреждения выделять средства и ресурсы под данные нужды;
  4. Ограниченность кружковых направлений, способных заинтересовать осужденных на активное участие в занятиях, являющаяся следствием вышеперечисленных проблем;
  5. Недостаток мотивации осужденных, вызванный недоверием к мероприятиям, организуемым администрацией и иными причинами.

Таким образом, проведённое исследование позволило подтвердить заявленный тезис о том, что кружковая и творческая деятельность осужденных является одним из эффективных средств их исправления. Чтобы данная деятельность соответствовала критерию эффективности, она должна быть подконтрольна администрации исправительного учреждения, организована и систематизирована в соответствии с планом на календарный год. Для её полноценной реализации и получения положительных результатов в рамках воспитательной работы администрации исправительного учреждения необходимо обладать материально-технической базой, располагать соответствующим кадровым составом, грамотно распределять режимное время, использовать имеющиеся ресурсы и мотивировать осужденных на активное участие в данном процессе. Исследование показало, что по многим из вышеуказанных аспектов организации в настоящий момент наблюдаются трудности, которые необходимо устранять. Следует отметить, что движение в сторону позитивных изменений уже наблюдается. В некоторых исправительных учреждениях кружковая работа уже сегодня является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности. И есть надежда, что данная тенденция будет принимать все более устойчивый и направленный характер.

Список литературы

  1. Емельянова О.С. Творческая деятельность как средство исправления осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2017 – № 12. – С. 61-64.
  2. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. – 792 с.
  3. Зауторова Э.В., Панова О.Б. Кружковая работа как средство ресоциализации осужденных в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019 – Т. 24, № 1(76). – С. 55-61.
  4. Серебряник Е.В. Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных // Пенитенциарная наука. – – № 1. – С. 124-130.

Интересная статья? Поделись ей с другими: