УДК 342.536.12

Понятие и признаки президентского контроля в Российской Федерации и Республике Казахстан

Сидоров Евгений Сергеевич – аспирант Саратовской государственной юридической академии.

Научный руководитель Заметина Тамара Владимировна – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Конституционного права имени профессора И. Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии.

Аннотация: В статье рассматриваются понятие и признаки президентского контроля в Российской Федерации и Республике Казахстан. В статье приводятся мнения ученых, затрагивающих проблемы президентского контроля в сравниваемых государствах. Статья раскрывает содержание важность и специфику президентского контроля. Статья посвящена модели президентского контроля в Российской Федерации и Республике Казахстан.

Ключевые слова: Президент, Президентский контроль, публичная власть, конституционная система, контрольные полномочия, функционирование публичной власти, глава государства, субъекты президентского контроля.

Основная цель правового демократического государства заключается в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защиты основ конституционного строя, надлежащим исполнении законов и подзаконных актов. Такую цель можно достичь только при условии эффективного и согласованного взаимодействия органов публичной власти. Однако, учитывая широкий аппарат государственных органов, их многозадачность, сложность функционирования конституционной системы, необходим конституционный механизм предупреждения, выявления конституционных правонарушений, устранения разногласий в системе публичной власти. Президентский контроль является механизмом, направленным на выявление и предупреждение конституционных правонарушений, обеспечение согласованного функционирования всего государства. Президент РФ в Посланиях Федеральному Собранию РФ неоднократно отмечал важность государственного контроля. В Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 глава государства отметил, что контролировать нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений [3]. Следует отметить, что президентский контроль состоит в предупреждении конституционного кризиса, противостояния ветвей власти, разногласий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ. Президентский контроль является частью государственного контроля и представляет комплекс мер, осуществляемых специально уполномоченными субъектами, направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всей системы публичной власти.

В доктрине конституционного права существуют различные определения президентского контроля. Конструкция понятия президентского контроля, характеристика его признаков во многом зависит от места и роли Президента в системе публичной власти, нормативно-правового регулирования деятельности органов, осуществляющих президентский контроль.

Как отмечает А.М. Тарасов, президентский контроль является стратегическим видом государственного контроля с учетом того, что реализуется в основным главенствующих направлениях государственной деятельности [5]. А.М. Тарасов внес научный вклад в характеристику признаков президентского контроля. Такой контроль отличается независимостью субъектов президентского контроля от других государственных органов, самостоятельности определения целей и задач, предметов и объектов контрольной деятельности, исходя из конституционных контрольных полномочий Президентов. Президентский контроль можно обозначить как внешний вид государственного контроля. Президент РФ в силу особого конституционно-правового статуса взаимодействует со всей системой публичной власти, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Претворение этого конституционного положения невозможно без качественного механизма президентского контроля.

В Российской Федерации законодательно легальное определение президентского контроля не установлено, однако исходя из системного и взаимосвязанного толкования конституционно-правовых норм, можно выявить несколько статей устанавливающих субъектов президентского контроля, контрольные полномочия главы государства, механизм реализации контрольных полномочий. Институт президентского контроля установлен в ст. 11 Конституции, в которой указано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, ст. 83 Конституции, декларирующей статус и задачи главы государства [1]. Важно отметить, что Президент осуществляет меры по охране суверенитета, поддерживает гражданский мир и согласие в стране [1]. Анализируя контрольные полномочия главы государства важно отметить, Конституция устанавливает базовые начала президентского контроля. Детальное правовое регулирование президентского контроля установлено Федеральными законами и Указами Президента РФ. Так, в Указе Президента РФ от 13.05.2000 № 849 закрепляется статус и полномочия Полномочного Представителя Президента РФ в федеральном округе. [2] Институт Полномочных Представителей Президента в федеральных округах можно обозначить как элемент опосредованного президентского контроля. Исходя из конституционного статуса главе государства отводится роль досудебного посредника в разрешении разногласий между органами государственной власти. Таким образом, президентский контроль не ограничивается только контролем за функционированием и соблюдением законодательства органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, распространяется на всю систему органов власти. Кроме того, после проведения конституционной реформы 2020 года, глава государства обеспечивает функционирование всей системы публичной власти, в том числе органов местного самоуправления. В настоящее время требуется разработка нормативного акта, устанавливающего контрольные полномочия Президента РФ в сфере местного самоуправления.

В Республике Казахстан, учитывая сильную президентскую власть, сложилась схожая модель президентского контроля. Президентский контроль в Республике Казахстан исходя из анализа положений Конституции состоит не только в контроле за деятельностью органов исполнительной власти.

По мнению М. Кусаинова, президентский контроль представляет сложный государственный элемент, который состоит в обеспечении устойчивости механизма государственной власти и управлении государственными делами [4]. В данном случае основная задача президентского контроля заключается в бесперебойном и качественном функционировании государственной власти.

Как отмечает Прокофьев В.Н., президентский контроль в Республике Казахстан в качестве важнейшей функции государственного управления [6]. Кроме того, Президент Республики Казахстан обладает широчайшими полномочиями по назначению высших должностных лиц государства (Генерального прокурора, Государственного секретаря, Председателя Счетного Комитета, Председателя Национального Банка) [6].

В Республике Казахстан институт президентского контроля регламентирован Конституцией Республики Казахстан, специальным законодательством и актами главы государства (конституционный закон Республики Казахстан о Президенте Республики Казахстан, закон Республики Казахстан о местном самоуправлении, Указ Президента Республики Казахстан о статусе и полномочиях Государственного советника Республики Казахстан и др.) Характеризуя президентский контроль в Республики Казахстан следует отметить, что он наделен большим объемом контрольных полномочий в системе государственного аппарата. Президент Республики Казахстан наделен правом создания, реорганизации и упразднения государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных главе государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что президентский контроль в сравниваемых государствах имеет особое значение, что обусловлено активной ролью главы государства в обеспечении согласия и гражданского мира в стране, а также как должностного лица, гарантирующего эффективное государственное управление, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Однако, в сравниваемых государствах остаются нерешенными вопросы относительно понятия президентского контроля, определения границ президентского контроля, субъектов, осуществляющих президентский контроль. 

Важно отметить, что президентский контроль в Российской Федерации и Республики Казахстан не органичен предметом контроля исполнительной власти, а также характеризуется системой мер направленных на функционирование всей системы власти.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 26.06.2023) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"// "Российская газета", N 92-93, 16.05.2000.
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 "Послание Президента Российской Федерации" // "Российская газета", N 275, 04.12.2015
  4. Кусаинов М. Сравнительно-правовой анализ полномочий Президентов Республики Казахстан и Российской Федерации // Право и современные государства. 2014. №5. С 1-5.
  5. Тарасов А.М. Президентский контроль-стратегический вид государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4. С. 9-15.
  6. Прокофьев В.Н. Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан // Вопросы управления. 2017. №2. С. 7-12.

Интересная статья? Поделись ей с другими: