УДК 347.1

Актуальные вопросы проведения торгов, в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства)

Иваник Дмитрий Николаевич – магистрант Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования и практического применения торгов, в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства). Автор анализирует особенности электронных торгов, а также выявляет проблемы и риски, связанные с их проведением. В заключении автор делает выводы и предлагает рекомендации по совершенствованию законодательства и практики в данной сфере.

Ключевые слова: процедура несостоятельности, банкротство, организатор торгов, торги в электронной форме.

Торги, в электронной форме являются одним из наиболее эффективных и прозрачных способов реализации имущества должников в процедурах несостоятельности (банкротства). Электронные торги позволяют расширить круг потенциальных покупателей, увеличить конкуренцию и цену имущества, сократить затраты и время на проведение торгов, а также обеспечить контроль и отчетность по результатам торгов.

Однако, несмотря на очевидные преимущества, электронные торги также имеют ряд недостатков и рисков, которые требуют специального правового регулирования и контроля.

В связи с этим, целью данной статьи является исследование актуальных вопросов практического применения торгов, в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства). Для достижения этой цели автор поставил следующие задачи: изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие проведение электронных торгов в процедурах несостоятельности (банкротства); выявить проблемы и риски, возникающие при проведении электронных торгов в процедурах несостоятельности (банкротства); предложить рекомендации по совершенствованию правового регулирования и практики в данной сфере.

Правовое регулирование электронных торгов в процедурах несостоятельности (банкротства) осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 23 июля 2015 г. № 495 «Об утверждении порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве». 

Проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства) включает в себя следующие этапы:

  • ознакомление с имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами;
  • заключение договора о задатке;
  • представление заявок на участие в торгах;
  • определение участников торгов;
  • проведение торгов (первые торги на повышение; повторные торги на повышение; торги на понижение (публичное предложение));
  • подведение итогов торгов.

В рамках данной стадии возникают правоотношения, в результате реализации которых достигается итоговая цель торгов в электронной форме в процедурах банкротства − определение цены продажи имущества должника и/или стороны сделки, поэтому стадию проведения торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства) по праву можно считать главной стадией организации и проведения торгов в электронной форме.

О необходимости разработки оптимальной правовой модели торгов в электронной форме в процедурах банкротства свидетельствует анализ статистических показателей, которые демонстрируют невысокую эффективность существующей модели (системы) торгов и необходимость концептуальных изменений. Статистические данные показывают низкий процент состоявшихся торгов, при этом продажа имущества должников осуществляется по цене, сниженной в среднем на 60-70% от начальной цены (по данным сайта Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности - https://fedresurs.ru).

1

Рисунок 1. Статистика торговых процедур: открытый аукцион.

2

Рисунок 2. Статистика торговых процедур: публичное предложение.

3

Рисунок 3. Статистика торговых процедур: среднее значение, %.

Главная причина низких показателей, заключается в том, что в настоящее время оценка, проводимая в рамках процедур банкротства для определения начальной цены продажи имущества должника, определяет рыночную стоимость такого имущества. В результате складывается ситуация, при которой на первых торгах, проводимых в форме аукциона (конкурса) на повышение, начальная цена продажи определяется в размере рыночной. Соответственно лица, заинтересованные приобрести данное имущество должника, должны в ходе проведения аукциона предлагать за имущество должника цену выше рыночной. Поскольку приобретение имущества должника по цене, превышавшей рыночную стоимость такого имущества, с очевидностью является экономически нецелесообразным, первые и повторные торги в электронной форме в процедурах банкротства, как правило, признаются несостоявшимися, что подтверждается статистикой.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о сроках проведения конкурсного производства. Как показывает статистика, основная масса состоявшихся торгов происходит в результате проведения всех трех торговых процедур (первые торги на повышение; повторные торги на повышение; торги на понижение), при этом общая продолжительность трех таких процедур согласно Таблице 1 превышает 6 месяцев, т.е. выходит за рамки общего срока, отведенного на процедуру конкурсного производства согласно п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве.

Таблица 1.

Мероприятия

Первые торги на повышение (аукцион/конкурс)

Вторые торги на повышение (аукцион/конкурс)

Торги на понижение (Публичное предложение)

Срок представления заявок на участие в торгах (данный срок поглощает срок опубликования сообщения о проведении торгов – за 30 календарных дней до даты проведения торгов) (в рабочих днях)

Не менее 25

Не менее 25

опубликование сообщения о проведении торгов – за 30 календарных дней до даты проведения торгов, далее срок приема заявок минимум 25 рабочих дней

Рассмотрение заявок на участие в торгах (в календарных днях)

5

5

Проведение торгов (в календарных днях)

1 и более

1 и более

Опубликование сообщений об итогах проведения торгов и о проведении повторных торгов (в рабочих днях)

15

15

Примерная общая продолжительность торговой процедуры (в календарных днях)

60

60

Более 60

Таким образом, существующая в конкурсном производстве система (виды, количество и последовательность торгов) не учитывает цели и сущность данной ликвидационной процедуры, а также влияние общих сроков процедуры на сроки проведения торгов, вследствие чего, как средство (инструмент) института несостоятельности демонстрирует неэффективность применения. Очевидно поэтому в науке и практике все чаще высказываются предложения о переходе к комбинированной схеме проведения торговой процедуры, которая позволила бы соединить в себе преимущества существующих видов проведения торгов в электронной форме в процедурах банкротства (аукциона/конкурса, публичного предложения) в одну торговую процедуру и нивелировать их недостатки.

Оптимальная единая модель торгов в процедуре конкурсного производства могла бы быть подобна той, которая описана в п. 5 ст. 23 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ, то есть, по содержанию «аукцион на понижение», а именно: при продаже осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на "шаг понижения" до цены отсечения. Победителем торгов является тот участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников аукциона. В случае, если несколько участников подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками продажи проводится Аукцион на повышение.

Конфигурация предлагаемой модели торгов восприимчива к наличию/отсутствию покупательского спроса на имущество, являющееся предметом торгов, учитывает изменения такого спроса и способна трансформироваться в режиме реального времени, позволяя провести торги на повышение, если участников несколько, заключить договор с единственным участником торгов, если подана только одна заявка на участие в торгах.

В результате представляется возможным отказаться от действующей системы торгов, состоящей из трех торговых процедур (первые торги, повторные торги, торги посредством публичного предложения) и заменить ее одной более эффективной торговой процедурой без ущерба для интересов кредиторов и должника, поскольку в ней сохранен механизм состязательности сторон, что способствует повышению начальной цены продажи имущества должника при проведении торгов. Более того, такая мера позволит в три раза снизить финансовые затраты на проведение торгов и втрое сократить сроки продажи имущества должника.

В заключении можно сделать следующие выводы: предлагаемая модель торгов будет эффективным инструментом как института банкротства в целом, так и процедуры конкурсного производства в частности, поскольку позволяет соблюсти баланс частноправовых и публично-правовых интересов при проведении торгов в ходе конкурсного производства, соответствует и способствует достижению целей и задач конкурсного производства, имеет потенциал для трансформации в зависимости от категории должника (в частности, может быть увеличено количество торговых процедур), соответствует общим срокам процедуры конкурсного производства.

Эти рекомендации, по мнению автора, способствуют повышению эффективности и законности проведения электронных торгов в процедурах несостоятельности (банкротства), а также укреплению доверия к данному институту.

Cписок литературы

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 04.08.2022 № 474-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. ст. 4190.
  2. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178 (ред. от 24.07.2023 г. № 370-ФЗ) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Р.Г. 2001. №16.
  3. Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (ред. от 28.10.2020) "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2016 N 41182).

Интересная статья? Поделись ей с другими: