УДК 34

Современные вызовы и угрозы информационной безопасности России

Михаленко Никита Алексеевич – аспирант Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье изложены основные положения определяющие вызовы и угрозы информационной безопасности России на современном этапе. Автором проводится научное осмысление такого феномена, как характер взаимозависимости национальной и информационной безопасности. На основе стратегических документов России выявляются основные угрозы информационной безопасности, а также исследуются некоторые аспекты международной информационной безопасности. Автор приходит к выводу, информационная безопасность выступает в качестве одного из элементов многосложной системы национальной безопасности, которая вырабатывается в целях достижения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Ключевые слова: информация, национальная безопасность, информационная безопасность, вызовы и угрозы, системы национальной безопасности.

Жизнь в современных реалиях немыслима без информации. Она играет ключевую роль во всех сферах жизни общества и стала неотъемлемой его частью. С развитием информационных технологий появились не только новые возможности, но и новые проблемы, связанные с вызовами и угрозами информационной безопасности России, которая является неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности.

Сам термин «безопасность» присутствует во многих статьях Конституции РФ [13], затрагивая большинство сфер деятельности государства и общества, как безопасность Отечества, так и безопасность жизнедеятельности его граждан. Соответственно, на конституционном уровне защите подлежит национальная безопасность, выраженная в безопасности государства, общества, группы граждан и отдельно взятой личности.

При этом законодатель, особое значение придает информационной безопасности, закрепляя положения о ней в стратегических документах национального уровня. Новая Стратегия национальной безопасности РФ (далее Стратегия) [2], указывая на то, что информационная безопасность относится к стратегическим национальным приоритетам страны, содержит целый ряд вопросов посвященным необходимости обеспечения информационной безопасности, которые включены в отдельную главу. Таким образом, наблюдается тесная взаимосвязь национальной и информационной безопасности, поэтому можно говорить, что для них характерна взаимозависимость.

Научное осмысление такого феномена, как характер взаимозависимости национальной и информационной безопасности, необходимо начать с взаимосвязи и взаимозависимости таких понятий, как интересы, безопасность, потребности и право. Поскольку интересы являются первичной категорией, то они всегда определяют характер права, а также его содержательную часть.

Важно при этом подчеркнуть, что интерес выражается посредством осознания потребности государством, обществом, каждым человеком его прав на безопасное существование, как жизненно значимое. Это способствует формированию самого интереса, как на государственном уровне, так и индивидуальном. Именно осознание необходимости осуществления жизнедеятельности в безопасных для страны и личности условиях, как потребности в реализации данного интереса на правовом уровне, приводят к тому, что национальной и информационной безопасности придается особое значение.

Как представляется именно взаимосвязь таких ключевых понятий, как интересы - потребности - право на безопасность, способствуют выявлению взаимозависимости национальной и информационной безопасности. С одной стороны обеспечение национальной безопасности будет не полным, без обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, информационная безопасность не может быть надлежащим образом реализована без придания ей статуса приоритетного направления, который определен Стратегией, что позволяет концентрировать финансово-материальные, трудовые и иные ресурсы государства для достижения информационной безопасности.

Информационная безопасность выступает в качестве одного из элементов многосложной системы национальной безопасности, которая вырабатывается в целях достижения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Свое развитие положения, отнесенные к информационной безопасности, получили в Доктрине информационной безопасности РФ (далее Доктрина) [1]. В целом стоит отметить, что Доктриной подчеркивается ценность информации, которая связана с определением ее целей. Именно с практической (прагматической) точки зрения информация характеризуется полезностью, своим значением для конкретного субъекта, общества в целом и государства.

В Доктрине проводится не только анализ современного состояния информационной безопасности в России, но также определяются основные угрозы и средства, для обеспечения надлежащего уровня защиты информации.

Как представляется, под угрозами безопасности информации следует понимать совокупность условий и факторов, которые создают опасность несанкционированного доступа, включая как случайный доступ к информации, так и иные неправомерные действия.

Для обеспечения информационной безопасности необходимо четко представлять систему потенциальных и реальных угроз защищаемым ценностям, что, безусловно, предопределяет меры профилактики различных форм проявления вызовов, угроз и решения частных задач ее охраны.

Основные виды угроз, определяемые Доктриной, относятся к разным сферам, например, к оборонной, государственной и общественной безопасности, экономической, научно-технологической и образовательной, культурной, кредитной и финансовой, а также области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Основные виды угроз по своей направленности можно подразделить на следующие:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в сфере информационной деятельности в РФ;
  • угрозы информационного обеспечения, связанные с доведением достоверной информации, как до россиян, так и до международного сообщества;
  • угрозы развитию современных информационно-цифровых технологий;
  • угрозы несанкционированного доступа к информации и сформированным на ее основе информационным ресурсам.

Источники угроз информационной безопасности можно классифицировать по различным признакам.

По направлению воздействия на объект источники угроз информационной безопасности делятся на два вида - внешние и внутренние.

К внутренним факторам информационных рисков следует отнести, например, управленческие, производственные, кадровые. К внешним: финансово-экономические, научно-технические, политические, техногенные, конкуренцию, а так же криминал.

По происхождению субъекта, от которого исходит угроза, источники угроз информационной безопасности можно разделить на четыре вида – человек либо организованные структуры, силы природы, сбои технического характера.

Таким образом, предметная область регулирования защиты информации как объекта угроз включает совокупность общественных отношений, которые можно охарактеризовать следующим образом:

  1. принадлежность к информации;
  2. соотношение информации как объекта угроз с объектами информационных интересов личности, общества, государственных и предпринимательских структур, национальных государственных интересов;
  3. взаимозависимость проявления угроз и противодействия этим.

В условиях новых вызовов и угроз особое значение для России приобретает правовое регулирование, связанное с обеспечением информационной безопасности. Принятие ряда стратегических документов в данном направлении, свидетельствует о важности правового обеспечения и формирования системы информационной безопасности в данном аспекте [2, 3, 4, 6, 15].

Необходимо обратить внимание, что законодателем также осуществляется правовое регулирование в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Принятие Основ государственной политики России в области международной информационной безопасности (далее Основы) [4], подчеркивает необходимость определения основных угроз международной информационной безопасности.

В условиях цифровизации, многие информационные вызовы и угрозы имеют трансграничный (глобальный) характер [10, с.36]. В связи с чем, ответ на вызовы и угрозы должен быть наиболее эффективным, а этому в полной мере может способствовать международное сотрудничество. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, по данному поводу указывает на роль России, которая инициировала вынесение проблемы противодействия угрозам в информационном пространстве на уровень ООН, а также то, что Россия для решения проблем в рассматриваемом аспекте выступает за консолидацию действий государств [11, с.13].

В Основах, задействован термин «международная информационная безопасность», который отражает позицию российских ученых в области информационного права, выделяющих модули защиты информации и информационно-психологической безопасности в предмете обеспечения информационной безопасности [12, с.21], поскольку данный термин включает в себя, как наличие технических, так и политико-идеологических угроз.

Как отмечается в прессе и специальной литературе [7, С.37], Россия является инициатором создания универсального международного кодекса поведения в киберпространстве [16]. Как указывается С.В. Лавровым, современные вызовы и угрозы, а также опасное и масштабное противостояние в информационной среде приводит к необходимости создания единых правил и стандартов, касающихся трансграничного киберпространства [17].

Выработка совместных мер позволит государствам поэтапно создать необходимую и отвечающую современным реалиям международную правовую базу, с целью предотвращения вызовов и угроз информационной безопасности.

Выводы

  1. Информация служит удовлетворению потребностей любого из субъектов, общества, государства и международного сообщества. Информация как основной компонент единого мирового информационного пространства оказывает универсальное влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека, общества и государства. Информация в настоящее время в мире становится стратегическим ресурсом. Стремительное развитие информатизации в России, ее проникновения во все сферы интересов личности, общества и государства, в дополнение к очевидным преимуществам, вызвало появление ряда серьезных проблем, одной, из которых является необходимость защиты информации.
  2. Взаимосвязь таких ключевых понятий, как интересы - потребности - право на безопасность, способствуют выявлению взаимозависимости национальной и информационной безопасности. С одной стороны обеспечение национальной безопасности будет не полным, без обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, информационная безопасность не может быть надлежащим образом реализована без придания ей статуса приоритетного направления, который определен стратегией национальной безопасности, что позволяет концентрировать финансово-материальные, трудовые и иные ресурсы государства для достижения информационной безопасности.
  3. Информационная безопасность выступает в качестве одного из элементов многосложной системы национальной безопасности, которая вырабатывается в целях достижения защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность является состоянием защищенности информации от угроз.
  4. Под угрозами безопасности информации следует понимать совокупность условий и факторов, которые создают опасность несанкционированного доступа, включая как случайный доступ к информации, так и иные неправомерные действия.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» , 12.12.2016, N 50, ст. 7074
  2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, N 20, ст. 2901
  3. Указ Президента РФ от 17.03.2008 N 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»// «Собрание законодательства РФ», 24.03.2008, N 12, ст. 1110
  4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // «Собрание законодательства РФ», 14.11.2022, N 46, ст. 7977 и др.
  5. Указ Президента РФ от 12.04.2021 N 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности»//»Собрание законодательства РФ», 19.04.2021, N 16 (Часть I), ст. 2746.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года> // «Собрание законодательства РФ», 14.03.2016, N 11, ст. 1552;
  7. Артамонов В.А., Артамонова Е.В., Кулак Л.А. Безопасность информационно-коммуникационных технологий в контексте устойчивого развития социума // Цифровая трансформация. 2019. N 2. С. 36 - 45.
  8. Крутских А.В., Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность: подходы России. М.: МГИМО МИД России, 2021. С. 6.
  9. Кузнецов П.У. Информация как объект правоотношений в области обеспечения информационной безопасности // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. N 6.
  10. Модели правового регулирования обеспеения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: Моногр. / Под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2020. С. 36.
  11. Обращение к читателям Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова // Международная информационная безопасность: теория и практика: В 3 т.: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Крутских. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 2021. Т. 1. С. 13.
  12. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
  13. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 18.11.2023).
  14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 17.11.2023)
  15. «Концепция информационной безопасности в сфере здравоохранения» (утв. протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 10.03.2022 N 7). URL:// https://static-0.minzdrav.gov.ru (дата обращения 18.11.2023.)
  16. Лавров: США сознательно замалчивают необходимость принципа неделимости безопасности // Сетевое издание «РИА Новости».// URL: https://ria.ru/20220127/bezopasnost-1769766830.html (дата обращения: 18.11.2023).
  17. Лавров призвал выработать универсальный международный кодекс поведения в киберсфере // Сетевое издание «ТАСС». URL: https://tass.ru/politika/9567741 (дата обращения: 18.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: