УДК 323.174

Трансрегионализм Латинской Америки: вызовы и перспективы

Павлова Екатерина Витальевна – магистрант кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета.

Паначëва Анна Сергеевна – кандидат политических наук, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению различных проявлений латиноамериканского трансрегионализма, обусловленных учреждением общих институтов, форумов, постановкой долгосрочных целей, формированием общих целей, а также определению основных факторов трансрегионализма1 Латинской Америки с учетом выявленных интеграционных и субрегиональных процессов. Появление ряда организаций международного сотрудничества, в том числе «G20» стало шагом к более плюралистичному дискурсу, готовности к созданию и развитию коридора экономического и политического сотрудничества, поиска консенсуса по вопросам безопасности в новых условиях.

Ключевые слова: Латинская Америка, США, КНР, трансрегионализм, интеграционные процессы.

Актуальность. В последние годы в Латинской Америке отмечается укрепление тенденции к деконструкции концепций, теорий, традиционных уровней международного взаимодействия и одновременно наблюдается выстраивание новых мегатрендов, которые учитывают «трансрегиональный» этап развития миросистемы.

Влияние на эволюцию регионализма в Латинской Америке оказывал приход к власти либерально-консервативных сил, что послужило импульсом к формированию таких структур, как Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) или Союз южноамериканских наций (УНАСУР). С началом нового периода интеграции, обусловленным поляризацией вокруг столкновения интересов крупных мировых держав в условиях раздела зон влияния в регионах «глобального юга», а также повышением степени конфликтогенности влияния США и КНР на региональную повестку, важную роль сыграл «правый поворот».

Представляется, что прошедшая встреча «Группы двадцати» в ноябре 2022 года выдвинула всех участников, включая Аргентину, Бразилию и Мексику, в «эпицентр» совместной работы по формированию ответов на новые глобальные вызовы. В условиях обострившегося противостояния западных государств с Россией и КНР возникает процесс разворота глобализации и борьбы стран «глобального севера» за влияние в странах «глобального юга». В данном контексте итог предстоящего саммита G20 продемонстрирует способность данной площадки к решению глобальных проблем и ответит на вопрос получится ли участникам объединиться под лозунгом «Восстанавливаться вместе, восстанавливаться сильнее» в условиях столкновения интересов.

На современном этапе именно регион Латино-Карибской Америки приковал к себе взгляды политиков и ученых различных областей науки со всего мира. Все большее число отечественных и зарубежных исследователей принимаются за изучение и анализ проблем, посвященных интеграционным процессам с участием КНР и США в регионе. Источниковую базу исследования можно разделить на несколько проблемных групп.

Первая группа посвящена рассмотрению теоретико-социологических подходов к изучению проблематики в контексте политической науки международных отношений. В частности, опираясь на методологию постмодернизма целесообразно выделить критическую теорию в качестве наиболее подходящей в рассмотрении в работе факторов столкновения интересов крупных мировых держав в условиях раздела зон влияния в регионах «глобального юга». Рассмотрение теорией «гегелевской диалектической пары» гегемон-сателлит позволяет провести анализ построения странами Латинской Америки архитектуры взаимоотношений с ведущими «партнерами» в контексте новых глобальных вызовов. Критический дискурс обуславливает существование в современных политических условиях доминирующей «гегемонистской реальности». Согласно Р. Коксу, критическая теория соответствует принципу установления отношений между государственными акторами, траекторию которым задают единицы или блоки, обслуживающие глобальную буржуазию [12]. Обращает на себя внимание наличие значительного числа работ на английском языке. В частности, достойны упоминания труды последователя неограмшизма в международных отношениях Стивена Гилла [13]. Так, в одном из своих исследований Гилл применяет понятие гегемонии в критической теории с опорой на изыскания итальянского философа Антонио Грамши [14].

Другая группа представлена материалами, посвященными обзору исторических, культурных, политических процессов в Латинской Америке и сотрудничеству с Соединенными Штатами на современном этапе. Особого внимания заслуживает В.П. Сударева [8], работа которого отличается комплексным методом в рассмотрении проблематики латиноамериканской повестки.

Влияние на Латинскую Америку феномена трансрегионализма как однонаправленного с глобализацией процесса можно оценить в разных измерениях. В этой связи стоит отметить присутствие в регионе США и КНР как основных полюсов силы, стягивающих традиционные регионы в макрорегиональные комплексы. Предпочтительнее проводить анализ роли ключевых стран Латинской Америки в международных организациях сотрудничества с опорой на критическую теорию Международных отношений. Данная теория представляется наиболее подходящей в рассмотрении в работе факторов столкновения интересов крупных мировых держав в условиях раздела зон влияния в регионах «глобального юга».

Наряду с вопросом экономической интеграции, исследованием затрагивается также политическая сторона сотрудничества, которая с позиций критической теории позволяет провести анализ построения странами Латинской Америки архитектуры взаимоотношений с ведущими «партнерами» в контексте новых глобальных вызовов с учетом «гегелевской диалектической пары» гегемон-сателлит. Критический дискурс обуславливает существование в современных политических условиях доминирующей «гегемонистской реальности». Рассмотрение внешнеполитических проблемных пунктов в регионе Латинской Америки позволяют оценить трансрегиональные процессы более всесторонне. Анализ открытого регионализма в рамках таких инициатив как БРИКС, МЕРКОСУР, ЮСМКА вбирает в себя исторический научный подход, позволяющий создать более полную картину при исследовании потенциала акторов, вовлеченных в данные процессы. Для облегчения такой оценки необходимо провести систематический обзор существующей литературы, посвященной вопросам реализации трансрегиональных проектов.

Как отмечалось рядом специалистов (Хейфец, Коновалова), интеграционные процессы были скоординированы в соответствие с перераспределением сил и руководства в регионе, и, если обратиться к понятиям неореализма, формированием для государств очередных организационных ограничений в латиноамериканской подсистеме.

Для Бразилии положение центрального государства и главы интеграционных процессов в Южной Америке связана с принципом трансформации в великую державу, но с приходом к власти Ж. Болсонару эта связь оказывается нарушенной. Колумбия и Чили традиционно играли в латиноамериканских взаимоотношениях роли игроков «второго эшелона», но на этапе президентства И. Дуке и С. Пиньеры они выступили локомотивами форматов интеграции.

На современном этапе характерным становится процесс смещения центров относительного политического влияния от одних стран к другим, который имеет очень глубокие корни и причины исторического характера. Этот процесс находит свое отражение в появлении новых ведущих игроков, будь то страны, компании, потребители или работники, и все они будут искать свое местов условиях глобальной экономической конкуренции и международных торговых переговоров.

В данном случае фактором, определяющим перспективы и роль стран Латинской Америки в процессе построения регионального географического пространства, является нарастающее перераспределение влияния в мире, то есть вовлеченность в многополярную международную действительность.

Таким образом, представленный в статье анализ позволяет констатировать наличие общего стремления к взаимодействию между странами Латинской Америки с ключевыми партнерами на международной арене, а также объективный и долгосрочный характер этой заинтересованности в рамках южноамериканских трансрегиональных процессов как очередного этапа глобализации.

Было также установлено, что странам Латино-Карибской Америки необходимо вписать в свой внешнеполитический портфель основные темы, которые включены в современную международную экономическую повестку. Тем самым, принятие участия ключевых стран региона в саммите G20 способствует запуску новых инициатив обмена с иными международными организациями, а именно ООН, ВОЗ, ОЭСР, МВФ. Данный процесс ускорит преодоление латиноамериканскими странами сложившегося неравенства в обладании интеллектуальными ресурсами, опытом трансрегионального взаимодействия по сравнению с державами глобального Севера.

Список литературы

  1. Гвоздарев, Б.И. Латиноамериканская политика США: 80-е годы. / Б.И. Гвоздарев. - М., 1990. — 129 с.
  2. Головлев, М.В. Финансовые аспекты панамериканской экономической интеграции: автореф. дис. на соиск .учен. степ. канд. экон. наук [Моск. гос. ин-т междунар. Отношений (Ин-т) МИД России]. - Москва, 2007. — 35 с.
  3. Сох, R. Social Forces, States and World Orders: Beyond International Relations Theory / R. Cox // Millennium 10: Journal of International Studies, 1981. — Vol. 10. — № 2. — Pp. 126-155.; Сох, R. The Political Economy of a Plural World: Critical Reflections on Power, Morals and Civilization / R. Cox, M. Schechter. Routledge: London and New York, 2002.
  4. Gill, S. American Hegemony and the Trilateral Commission / S. Gill // Cambridge Studies in International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. — 318 p.
  5. Gramsci, А. Historical Materialism and International Relations / A. Gramsci // Cambridge: Cambridge University Press, 1993.; Gramsci, A. Hegemony and International Relations: An Essay in Method // Millennium. — Vol. 12. — 1983.; Gramsci, A. Hegemony and International Relations: An Essay in Method // Millennium 12. 1983.

1 Трансрегионализм по Ролланду – процесс институционализации сотрудничества между представителями различных регионов, где стороны могут быть представлены как региональным интеграционным объединением, так и отдельным государством.

Интересная статья? Поделись ей с другими: