УДК 061

Глобальные и региональные вызовы АСЕАН как сообществу безопасности на современном этапе

Сотников Максим Андреевич – магистрант кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета.

Журбей Евгений Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли АСЕАН как сообщества безопасности в глобальных процессах на фоне противостояния США и КНР на современном этапе. В частности, в работе рассматриваются военно-политические, историко-культурные, религиозные факторы в процессе формирования сообщества безопасности в рамках АСЕАН. В то же время в рамках статьи наряду с концепциями «Soft Power» освещается зарождение новых инструментов в борьбе ведущих мировых держав за политическое, экономическое и культурное влияние в «сердце» Индо-Тихоокеанского региона. Безопасность – это только один из векторов развития АСЕАН, который позволяет частично оценить влияние, которое она оказывает на весь регион АТР.

Ключевые слова: АСЕАН, сообщество безопасности, США, КНР, конструктивизм, ядерный ренессанс.

С началом ХХI века Юго-Восточная Азия находится в фокусе теоретиков и практиков в сфере международных отношений. Это объясняется возрастанием роли региона в современных мировых политических и хозяйственных процессах, а также влиянием происходящих здесь событий на глобальную стабильность. В условиях интеграционных и субрегиональных процессов появилась тенденция к расширению рамок «азиатских регионов», в том числе и стран ЮВА, заметно расширивших количество программ развития отраслей атомной энергетики, в условиях концепции «ядерного ренессанса». Между тем, одним из факторов, возникшим на фоне данного процесса, явился расцвет террористической активности как внутри региона, так и за его границами. Наряду с этими событиями Юго-Восточный регион, оставаясь стратегически и политически значимой территорией, стал также и источником угроз для безопасности соседствующих стран, причинами возникновения которого, явился интенсивно развивающийся терроризм на территории государств ЮВА, а также опасность распространения ядерного оружия на фоне обострения китайско-американских противоречий.

Анализ литературы позволил выделить теорию конструктивизма, находящую свое место в современной науке между позитивистскими и постпозитивистскими парадигмами международных отношений. Представляется, что концепция конструктивизма позволяет рассмотреть региональные процессы в Юго-Восточной Азии с позиций выстраивания сообщества безопасности с «асеановской» спецификой. Конструктивистский подход представлен в современной науке работами зарубежных исследователей. Значительный вклад в изучение внес Николас Онуф. В частности, американский эксперт в своей программной книге «Мир, который мы сами и сделали» [4, С. 179] подчеркивает, что конструктивизм отличается тем, что миропорядок выстраивается согласно идеям, традициям и культурным партнерам. Поскольку регион сохраняет большое количество нерешенных проблем, территориальных споров, которые накладываются на сохраняющийся в Юго-Восточной Азии высокий уровень дифференцированности населения, АСЕАН выстраивает контуры нового сообщества безопасности с опорой именно на культурные и социальные аспекты, нежели на экономические.

При этом важным для исследования является положение о том, что за последнюю четверть века регион Юго-Восточной Азии совершил динамичный скачок в экономической сфере. Так, особое значение для анализа представляют труды экспертов по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в частности А.Д. Богатурова [1], где подчеркивается высокая роль интеграционных процессов в межгосударственных взаимоотношениях стран Востока, а также укрепление субрегиональных объединений, в том числе АСЕАН. Особенную значимость для исследования представляют работа В.Е. Петровского [2], российского автора, изучающего проблему международных режимов ядерного нераспространения.

На современном этапе Юго-Восточная Азия является одним из наиболее динамично развивающихся регионов, уверенно закрывая пятерку ведущих экономик мира. За последние десятилетия страны АСЕАН, оформив переход региона от «периферийного» к более экономически и политически устойчивому «промежуточному», демонстрируют амбиции на включение в состав «ключевых» регионов мира. Однако проблема безопасности по-прежнему служит сдерживающим фактором в ЮВА на пути к становлению равноправным партнером стран-гегемонов на международной арене. Очаги напряженности в регионе возникают ввиду активно развернувшейся деятельности транснациональных террористических, экстремистских, сепаратистских и других бандформирований, использующих фактор накопившихся нерешенных внутренних социальных, политических проблем, а также высокой доли дифференцированности населения стран ЮВА, относительно недавно вступивших в права независимых суверенных государств. Так, Малаккский пролив, являющийся вторым по величине в мире, выполняет роль крупнейшей нефтяной артерии в Азии. Воды пролива, соединяющие импортеров Персидского залива с азиатскими рынками, пролегают через Индонезию, Малайзию и Сингапур, обеспечивая им экономическое благополучие. Однако вкупе с стратегической важностью региона в энергетическом и логистическом ключе, Юго-Восточная Азия, обладающая протяженными морскими зонами, становится объектом деятельности морских пиратов, занимающихся торговлей людьми, наркотиками и оружием, способствуя процветанию терроризма, а также формируя подспорье для создания прямой угрозы распространения в условиях доктрины «ядерного ренессанса».

Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что с завершением холодной войны проблема ядерного нераспространения не была снята с повестки, а лишь укрепилась в качестве традиционного элемента международных отношений. Недолго продержавшееся геополитическое «однополярье» Соединенных Штатов, было стремительно прервано Китаем, демонстрирующим стремление участвовать в борьбе за глобальное лидерство. Таким образом, в условиях обострения отношений Вашингтона и Пекина весь Азиатско-Тихоокеанский регион оказывается в условиях наращивания военного присутствия, повышая значимость ядерной проблематики в Юго-Восточной Азии. Элементом, обостряющим проблему безопасности в регионе, является ярко-выраженный милитаристский подход администрации США, выразившийся в создании 15 сентября 2021 года военного блока AUKUS в составе Австралии, США и Великобритании [3]. В новом столетии правительство Соединенных Штатов направило значительные усилия на переоценку Стратегии национальной безопасности, поместив целый ряд новых пунктов, посвященных наращиванию влияния во всех регионах мира, включая АТР, в свой внешнеполитический портфель. Безусловно, события весны 2022 года, развернувшиеся на территории Украины, являются вызовом не только будущему российского и украинского обществ, но и перспективам развития международной системы нового порядка. Более того, указанные события становятся точкой пересечения интересов всей ядерной пятерки: США, Великобритании, Франции с одной стороны, России и Китая – с другой. Важно отметить, что о возрастающей ядерной угрозе в мире сигнализирует также решение в ООН о переносе Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия. Представляется, что нынешний кризис послужит фактором, усложняющим вопросы как региональной, так и международной повестки ядерной безопасности.

Проблемы безопасности в Юго-Восточной Азии не ограничиваются транснациональной преступностью в области терроризма, экстремизма и мореходства: в круг противоречий в отношениях АСЕАН-Китай входит Южно-Китайское море как зона территориальных претензий. При оценке стратегического значения указанной территории важно понимать, что через воды данного моря проходит порядка трети мировой морской торговли. Так, конфликт из-за островов в Южно-Китайском море получил существенный импульс, вызванный активизацией тихоокеанской политики США в АТР. Таким образом, АСЕАН придерживается политики «хеджирования рисков», основывающейся на принципах сохранения баланса в отношениях с Китаем и США в целях поддержания стабильного уровня безопасности и интеграционного сотрудничества в ЮВА, несмотря на весьма открытую позицию Вашингтона связать страны Юго-Восточной Азии против Китая, используя внутрирегиональные проблемные пункты. В связи с этим следует особо отметить тот факт, что с началом второго десятилетия XXI века Китай совершает принципиальный поворот в выстраивании в регионе системы стратегических партнерств, инициируя стремление зафиксировать ряд экономических интересов, в частности, претензии на ресурсоемкие территории Южно-Китайского бассейна.

Подводя итоги о развитии АСЕАН в качестве сообщества безопасности на современном этапе, стоит отметить, что, несмотря на значительные экономические успехи интеграционного объединения, в вопросах безопасности и политического маневрирования на международной арене «десятка» имеет по-прежнему малый дипломатический вес, проявляя пассивность при участии в решении чувствительных вопросов в регионе. Подобная ситуация позволяет судить о наличии в регионе большого количества очагов нестабильности, которые послужили причинами возникновения для рассмотренных в работе проблем терроризма и ядерного распространения. Более того, в настоящее время вопрос безопасности в регионе обусловлен обострением американо-китайских отношений, нестабильной ситуацией в акватории Южно-Китайского моря и в Мьянме, охваченной военным и гуманитарным кризисом, а также дестабилизацией Тайваньского вопроса, вернувшего на повестку угрозу ядерного конфликта.

Список литературы

  1. Богатуров, А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995) / А.Д. Богатуров / М. : Сюита, 1997. – 349 с.
  2. Петровский, В. Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»: эволюция, перспективы российского участия : диссертация … доктора политических наук : 23.00.04 / В. Е. Петровский. – М., 1998. – 333 с.
  3. Мосяков, Д. В. «Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему» / Д.В. Мосяков / Москва, ИВ РАН. – 2012г. – 220 с.
  4. Onuf, N. World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory and International Relations / N. Onuf // American Journal of International Law, 1992. – Vol. 86. – No. 1. – Pp. 179-181.

Интересная статья? Поделись ей с другими: