УДК 37

Разработка проекта по применению лакокрасочных материалов в процессе изучения курса химии в средних общеобразовательных учреждениях

Габитова Нурзиля Батыровна – магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Научный руководитель Якупова Лилия Рафиковна – кандидат химических наук, доцент кафедры Генетики и химии Естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим проект как один из приемов решения вопроса применения лакокрасочных материалов при проектировании содержания курса химии.

Ключевые слова: лакокрасочные материалы, проектная деятельность, проектирование содержания курса химии.

Актуальность темы использования лакокрасочных материалов при изучении курса химии обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего, связана с профориентационной направленностью общеобразовательной программы. Работа по формированию профориентации выпускника школы считается главной задачей управления качеством образования в средних образовательных учреждениях.

Современная концепция педагогической деятельности признает ценность для личности и социума ее практической направленности, позволяющей учащимся овладевать жизненно необходимыми навыками. Технологическое развитие ведет к появлению новых профессий и, соответственно, государство нуждается в специалистах высокой квалификации, которые хорошо ориентируются в новом информационном пространстве и способны непрерывно совершенствовать необходимые знания и умения.

В последние годы учащиеся старших классов зачастую выбирают специальность самостоятельно, так как лучше понимают и осознают собственный потенциал, тенденции и векторы технического развития нынешнего постиндустриального общества. Родители, несомненно, оказывают влияние на выбор, однако такое взаимодействие вызывает определенные проблемы, поскольку родительское доминирование может привести к ошибочному профессиональному выбору либо к конфликту с ребенком.

Родители учеников средних общеобразовательных учреждений определяются прежним Законом «Об образовании» в качестве полноправных «участников образовательного процесса», а в новом законе - как «участники образовательных отношений». Так что они были и остаются статусными полноправными лицами с законными правами и обязанностями, но, тем не менее, сегодня актуально более точное определение обновленной социально-педагогической роли родителей и дифференцирование их функций в процессе образования: родители как потребители и заказчики образовательной услуги; родители – эксперты качества образования; родители – общественные наблюдатели; родители – социальные партнеры; родители – соуправленцы процесса школьного образования.

Вопросу подготовки старшеклассников к выбору профессии посвящены работы В. И. Беловой, М. М. Врублевской, Е. В. Гуровой, О. В. Зыковой, Л. Т. Павловой, Е. Ю. Пряжниковой, Л. Д. Столяренко. Проблемой сотрудничества учителей и родителей школьников занимались Л. В. Байбородов, Г. И. Вергелес, Н. И. Дереклеев, Л. Н. Кутергин, Л. И. Маленков, М. И. Рожков, Н. Е. Щурков и другие.

Разумеется, только грамотный подбор приемов, форм и методов работы с выпускниками школ предоставляет возможность формировать их осознанную профессиональную направленность, готовность контактировать с учителями и родителями. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к химии и к приобретению соответствующей профессии достигается путем высокого уровня преподавания, демонстрации достижений современной химической науки.

Таким образом, для решения вопроса использования лакокрасочных материалов в курсе химии мы решили разработать проект, нацеленный на создание условий для формирования профессиональной направленности учеников. Проект «Лакокрасочные материалы» обеспечивает также содружество детей и родителей в условиях активных социальных перемен.

Цель проекта – сформировать у учащихся устойчивый интерес к химии и к труду по химической специальности. Участники проекта: учащиеся 11 классов, помощники (родители), наставник (учитель). Класс делится на 4 группы, а руководителем проекта является сам учитель.

1-ая группа получает задание – найти и изучить информацию о лакокрасочных материалах. Участники данной группы должны создать презентацию о составе лакокрасочных материалов.

2-ая группа участников проекта проводит лабораторные работы на изучение свойств лакокрасочных материалов, представляет результаты исследования в виде схем и диаграмм.

3-я группа учащихся изучает требования, предъявляемые упаковке, маркировке и хранению ЛКМ. Результатом такой работы является самостоятельное дизайнерское оформление конкретной тары и упаковки.

4-ая группа разрабатывает буклет, который рассказывает, как получить профессию, связанную с производством ЛКМ.

Таблица ниже представляет план учебной проектной работы по рассматриваемой теме и содержит требования, выдвинутые учителем, которые должны быть соблюдены. Учащиеся выполняют проект в соответствии с изложенными в таблице этапами исследования:

Этапы проектной работы

Результаты, которых нужно добиться

1.

Этап подготовки и организации

1.1.

Формулирование тематики работы, ее главной проблематики

- определиться с ведущей проблематикой работы

1.2.

Формулирование основной проектной цели

- поставить цель учебного исследования, исходя из изучаемой проблематики;

- сформулировать основные шаги по решению поставленных задач

2.

Этап разработки проекта

2.1.

Знакомство с информационной базой по теме исследования

- определить ключевые запросы для поиска информации по поставленной проблеме;

- с помощью персонального компьютера эффективно находить и применять информацию, требуемую для разработки учебного проекта

2.2.

Анализ и переработка имеющихся данных

- уметь перевести сложносоставные данные из текстовой формы в графическую (рисунки, графики, таблицы), либо наоборот

2.3.

Разработка алгоритма работы над проектом

- определить собственные пошаговые действия по выполнению проекта

2.4.

Проверка того, полностью ли выполнен изначальный план работы

- описать опыт пошагового выполнения проектной работы, оформить его в качестве технологии для достижения поставленных задач;

- сделать выводы, проанализировав различные взгляды на проблему, подтвердить их обоснованными аргументами и полученными сведениями об изучаемом вопросе;

- установить связь между описываемыми в проекте явлениями, фактами, процессами

2.5.

Заключительные поправки проекта

- определить ошибки в достижении практической цели работы, устранить их

3.

Этап защиты

3.1.

Разработка презентации проектной работы

- договориться об обсуждаемых группой аспектах выполненного проекта;

- изложить изученные сведения, интерпретировав их как того требует основной контекст рассматриваемой работы

3.2.

Представление презентационных материалов

- построить доказательную базу, используя прямую и косвенную аргументацию;

- отстоять свой взгляд на проблему, обоснованно дискутируя и выдвигая собственные доказательства, четко формулируя сделанные выводы и владея терминологией;

- следить за нормами речевых оборотов, соблюдать время, отведенное для презентации и обсуждения

4.

Этап вынесения оценки

4.1.

Рассмотрение итогов выполненного исследования

- оценить результат исследования, исходя из поставленных вначале целей

4.2.

Оценивание качества проектной работы и его практической пользы

- оценить проектную работу, выявляя, насколько достигнуты ее первоначальные задачи и какую практическую пользу несут полученные результаты;

- определить причины собственного успеха или просчеты в разработке проекта, найти варианты исправления ошибочных действий

Учащиеся разрабатывают проект в течение двух недель, затем представляют готовые работы и обсуждают достигнутые проектные цели и итоги работы. Таким образом, подобная проектная работа помогает объединить в общий образовательный процесс: профориентацию в специальностях, связанных с химией; просвещение учеников в области производства лакокрасочных материалов; формирование у них интереса к этой сфере деятельности.

Список литературы

  1. Волкова С. А., Пустовит С. О. Проектная деятельность школьников по химии как фактор обеспечения преемственности основного и дополнительного образования // Инновации в преподавании химии: сборник научных и научно-методических трудов V Международной науч.-практ. конф., Казань, 27-28 марта 2014г. / Под. ред. С. И. Гильманшиной.
  2. Зарецкая Ю. В. Педсовет в интерактивной форме на тему «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество» / Ю. В. Зарецкая // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 55-60.
  3. Литарова Н. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения. / Н. Литарова, В. Аксюченко // Воспитание школьников – 2003. – № – С. 16-17.
  4. Макаров В. К., Борисова Е. А. Факторы выбора профессии старшеклассниками [Электронный ресурс] / В. К. Макаров, Е. А. Борисова. – Режим доступа: www. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vybora-professii-starsheklassni.... (дата обращения: 12.12.2023) .
  5. Рожков М. И. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 4. – С. 8-12.

Интересная статья? Поделись ей с другими: