УДК 796

Физическое воспитание в университете: повышение уровня активности и забота о здоровье

Лихачева Гульнара Таскировна – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спортивной борьбы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Ахметшин Данил Данисович – студент Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы

Аннотация: В данной статье рассматриваются инновационные подходы к физическому воспитанию студентов в университете с акцентом на повышение уровня активности и заботу о здоровье. Обсуждаются успешные программы и инициативы, направленные на формирование здорового образа жизни и социальную адаптацию. Подчеркивается важность интеграции современных методик и технологий для эффективного учебного процесса, способствующего гармоничному развитию студентов.

Ключевые слова: Физическое воспитание, университет, инновации, активность, здоровье, социальная адаптация, методологии, технологии.

В современном обществе возрастает актуальность и важность вопросов физического воспитания студентов. Занятия спортом и физической активностью не просто являются "модными трендами", а представляют собой ключевой элемент поддержания общего здоровья и благополучия нового поколения. В сфере высшего образования физическое воспитание выходит за рамки обычных тренировок, становясь неотъемлемой частью формирования целостной личности студента.

Резкие трансформации в образе жизни современных учащихся, сопряженные с повседневными стрессами и технологическими инновациями, подчеркивают важность уделять внимание физической активности в рамках образовательного процесса. В данной статье мы проанализируем роль и значение физического воспитания, а также выявим задачи, стоящие перед преподавателями физкультуры в свете современных вызовов.

Современное студенческое сообщество сталкивается с вызовами, связанными с сидячим образом жизни, увеличением учебной нагрузки и стрессовыми ситуациями. Научные исследования убедительно демонстрируют, что дефицит физической активности у студентов может отрицательно сказаться на здоровье и когнитивных функциях, влияя на общую успеваемость [1].

Физическое воспитание становится не просто средством поддержания телесного состояния, но и невероятно важной частью решения этих вызовов. Поддержание здоровья и физической формы помогает студентам эффективнее бороться с усталостью, повышать производительность и успешно справляться с повседневными стрессами.

С учетом растущего внимания к психологическому и физическому благополучию студентов, физическое воспитание становится важным компонентом их подготовки к будущей профессиональной деятельности, требующей высокой работоспособности и стрессоустойчивости. Таким образом, целенаправленное внедрение программ физического воспитания становится актуальным и стратегически важным направлением в обеспечении полноценного развития студентов.

В условиях активной учебной деятельности физическое воспитание становится неотъемлемым инструментом, направленным на решение нескольких ключевых задач.

  1. Поддержание и укрепление физического здоровья студентов

Физическая активность играет важнейшую роль в поддержании общего здоровья. Занятия спортом и физическими упражнениями способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, поддержанию нормального веса и улучшению иммунитета, что особенно ценно в условиях учебных нагрузок [5].

  1. Формирование спортивной культуры

Физическое воспитание способствует выработке спортивной культуры среди студентов. Участие в командных играх и тренировках не только способствует физическому развитию, но и формирует дисциплину, честность, командный дух и уважение к соперникам [4].

  1. Стимулирование социальной активности

Физическое воспитание способствует развитию социальной активности студентов. Совместные занятия создают положительную атмосферу и способствуют формированию дружеских отношений, что играет важную роль в социальной адаптации студентов [4].

Важно обеспечивать разнообразие и направленность занятий физкультурой для максимального влияния на физическое и психологическое развитие студентов.

  1. Теоретические аспекты обучения

Введение в основы физиологии, правильного питания и принципов физической активности становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя лучшему пониманию важности заботы о своем здоровье и влияя на образ жизни.

  1. Практические занятия и тренировки

Сбалансированная программа физического воспитания включает разнообразные виды активности, такие как аэробика, силовые тренировки, игры и элементы релаксации, способствуя развитию различных физических навыков и укреплению различных групп мышц.

  1. Внеклассные мероприятия и соревнования

Организация внеклассных мероприятий и соревнований среди студентов способствует укреплению командного духа, развитию соревновательного начала и предоставляет возможность применить теоретические и практические навыки, приобретенные в процессе физического обучения.

Дополнительные меры, такие как соревнования и внеклассные инициативы, также оказывают существенное влияние.

  1. Способствование формированию здоровой конкуренции и позитивного общения

Разнообразие физических занятий способствует созданию атмосферы здоровой конкуренции и способствует развитию позитивных взаимоотношений между студентами [4].

Комплексное содержание физического воспитания обеспечивает полноценное физическое развитие, помогает студентам освоить навыки для поддержания активного образа жизни и формирует позитивное отношение к физической активности.

Внедрение эффективных программ физического воспитания приносит осязаемые положительные результаты, оказывая воздействие на различные аспекты студенческой жизни [2].

  1. Увеличение уровня физической активности

Систематические занятия физкультурой способствуют повышению общей физической активности студентов, особенно в условиях интенсивной учебной деятельности.

  1. Улучшение общего физического и психического состояния

Физическое воспитание положительно воздействует на физическое состояние студентов, способствуя улучшению выносливости, силы и гибкости. Занятия также способствуют снижению уровня стресса, улучшению настроения и общему психологическому благополучию [3].

  1. Влияние на социальную адаптацию

Физическое воспитание создает платформу для формирования социальных связей. Участие в групповых занятиях, тренировках и соревнованиях способствует созданию дружеских отношений, что играет важную роль в социальной адаптации студентов.

Таким образом, физическое воспитание не только содействует улучшению физического состояния студентов, но и оказывает комплексное положительное воздействие на их психологическое и социальное благополучие.

Осуществление эффективных программ физического воспитания требует инновационных подходов и адаптации к особенностям студенческой среды. Давайте рассмотрим несколько успешных примеров таких программ.

  1. Университетские инициативы

Некоторые университеты разрабатывают специальные программы, интегрируя физическое воспитание в учебные планы. Это может включать в себя специальные курсы, посвященные физкультуре, или создание специальных физкультурных центров на кампусе. Такие инициативы стимулируют регулярные занятия физической активностью.

  1. Инновационные методики преподавания

Применение современных методик обучения, таких как использование технологий и интерактивных тренировок, делает физическое воспитание более привлекательным и эффективным для студентов [6]. Программы с использованием онлайн-ресурсов, мобильных приложений или виртуальных тренировок предоставляют студентам возможность заниматься физкультурой в удобное для них время.

  1. Опыт внедрения в образовательные учреждения

Проекты, направленные на внедрение эффективных программ физического воспитания, часто включают научные исследования и мониторинг результатов. Это позволяет анализировать эффективность программы, учитывать потребности студентов и корректировать подходы для повышения качества обучения.

Эти успешные примеры подчеркивают важность инноваций в области физического воспитания и позволяют учебным заведениям адаптировать свои программы к изменяющимся потребностям студенческого сообщества.

В заключении подчеркнем, что физическое воспитание студентов – неотъемлемый компонент современного образования, оказывающий важное влияние на физическое, психологическое и социальное благополучие молодого поколения. Важность сохранения и укрепления здоровья, формирования спортивной культуры и стимулирования социальной активности через физическое воспитание неоспорима. Положительные результаты, такие как повышенная физическая активность, улучшенное физическое и психическое состояние, а также развитие социальных навыков, подчеркивают актуальность внедрения качественных программ в учебные заведения.

Примеры успешных инициатив и инноваций в области физического воспитания подтверждают, что активное внедрение современных методик и технологий может сделать процесс обучения более интересным и эффективным [7].

В целом, интеграция физического воспитания в университетский курс не только способствует формированию здорового образа жизни, но и вносит существенный вклад в гармоничное развитие студентов, подготавливая их к успешной учебе, работе и общественной активности.

Список литературы

  1. Балькова Д.В., Савельева О.В. Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №4 (44). - С. 58-62.
  2. Наскалов В.М., Жернакова Н.И. Инновационные технологии в физическом воспитании студентов вузов как путь к здоровьесбережению // Актуальные проблемы медицины. - 2010. - №22 (93). - С. 36-44.
  3. В.Ф. Кошелев О.Ю. Малозёмов Ю.Г. Бердникова А.В. Минаев С.И. Филимонова ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. - ISBN 978-5-94984-498-4 изд. - Екатеринбург: АМБ, 2015. - 464 с.
  4. Юсупов Р.А., Акишин Б.А., Юсупова Л.М., Шакирова К.Т. Физическое воспитание студентов в техническом вузе. - ISBN 978-5-7579-2498-4 изд. - Казань: КНИТУ-КАИ, 2020. - 728 с.
  5. Чедов К. В. Физическая культура, спорт и здоровье молодежи. - ISBN 978-5-7944-3216-9 изд. - Пермь: ПГНИУ, 2018. - 191 с.
  6. Кирий Е.В. Применение интерактивных методов обучения на учебной дисциплине «Физическая культура» // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2017. - №1. - С. 1-4.
  7. А.Э. Страдзе, ред. В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, И.И. Столов и [др.] Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. - ISBN 978-5-9500067-0-8 изд. - Москва: ПИФКиС МГПУ, 2017. - 555 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: