УДК 37

Возможности уроков окружающего мира в формировании экологических ориентаций младших школьников

Василенко Анастасия Дмитриевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Москвитина Наталья Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье дается современная трактовка понятия «экологические ориентации». Представлены особенности формирования экологических ориентаций младших школьников. Выявляются возможности уроков окружающего мира в формировании экологических ориентаций младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, педагогические условия, экологические ориентации, экологические представления, экологическое развитие.

Важность формирования экологических ориентаций подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), в котором в данное понятие включено развитие направленности личности ребенка на экологическую деятельность в природе при взаимодействии с ней, а также обучение экологически правильному поведению в природе [5].

Среди ведущих характеристик сформированности экологических ориентаций у младшего школьника в ФГОС НОО выделяется направленность на динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность ребенка.

Экологические ориентации учащихся начальных классов – это система отношения ребенка к природе как ценности, характеризующаяся наличием устойчивых экологических представлений, оптимального поведения в природе, способности к осуществлению экологической деятельности [2].

В 7-11 лет дети благодаря педагогическому руководству учебной деятельностью способны понять законы природы, определяющие жизнь человека, научится соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.

Целью формирования у детей младшего школьного возраста экологических ориентаций является организация педагогической работы по экологическому развитию учащихся, а также приобретение учащимися экологических знаний и умений применять их на практике, делать обобщения, развитие устойчивого интереса к природоохранной деятельности и убежденности в ее необходимости, активизация умения выбрать и реализовать необходимый метод природоохранной деятельности, осуществлять критическую самооценку своих действий.

В целом, экологические ориентации детей младшего школьного возраста представлены умением бережного, заботливого, познавательного, эстетического, ответственного, осознанно-правильного поведения ребенка в мире природы [1].

Эффективному формированию экологических ориентаций учащихся в начальной школе благоприятствует создание педагогом условий в учебной деятельности. Например, организация практико-ориентированной природоохранительной деятельности младших школьников, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения регуляции правильного поведения во взаимодействии с окружающим миром.

Уроки окружающего мира в начальной школе обладают большими педагогическими возможностями в формировании экологических ориентаций детей младшего школьного возраста.

Учебный предмет «Окружающий мир» соединяет воедино природоведческие, обществоведческие и исторические знания младших школьников. В ходе освоения курса «Окружающий мир» полученные обучающимися знания становятся фундаментом для формирования экологически грамотного отношения к окружающей среде.

Развитие экологических ориентаций на уроках окружающего мира в начальной школе подразделяется на два этапа. На первом этапе работы учащиеся знакомятся с теоретическим учебным материалом по предмету. На втором этапе, посредством практических методов работы изучают понятия и особенности дисциплины.

Т.А. Серебрякова подчеркивает, что на уроках окружающего мира в начальной школе решается важная цель обучения – всестороннее развитие ученика, формирование экологических ориентаций, выражающихся в стремлении младшего школьника к самостоятельному поиску информации об окружающем мире [4].

Традиционно урок окружающего мира в начальной школе по формированию у учеников экологических ориентаций строится с учетом фронтальной формы организации обучения. Парная, групповая и индивидуальная формы применяются педагогами реже. Фронтальная форма работы на уроке способствует формированию у ученика современной экологически ориентированной картины мира.

Основой преподавания в начальной школе уроков окружающего мира является применение педагогом проблемно-поискового подхода обучения, посредством которого организуется наблюдение за объектами и явлениями природы, проходит поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия с окружающим миром, решаются задачи практической деятельности ребенка в мире природы.

Эффективность формирования экологических ориентаций на уроках по окружающему миру в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

На уроках окружающего мира необходимо использовать различные педагогические условия формирования экологических ориентаций младших школьников. Например, проектно-исследовательскую природоохранительную технологию обучения [1].

Важное условие организации коллективных природоохранных проектов в начальной школе – поэтапность включения младшего школьника в коллективный природоохранный проект. Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, в течение учебного года.

На первом этапе (в первой учебной четверти) – доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира. Тема исследования должна быть представлена в занимательной форме.

На втором этапе обучения (во второй учебной четверти) целесообразно реализовывать следующие коллективные природоохранительные проекты: «Проблемы загрязнения природы», «Использование и охрана природных ресурсов». При совпадении интересов у нескольких младших школьников организовывают мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

На третьем этапе обучения (третья учебная четверть) появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Охрана леса», «Влияние человека нам природу», «Загрязнение воздуха», «Живые кондиционеры» и др. [3].

На последнем этапе обучения (четвертая учебная четверть) можно предложить младшим школьникам выполнить более сложные природоохранные проекты. Данные проекты представлены коллективным исследованием под руководством педагога. В коллективный природоохранный проект включают результаты проектно-исследовательской работы каждого школьника.

Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы.

В целях формирования экологических ориентаций младших школьников на уроках окружающего мира целесообразно реализовывать технологию проблемного обучения по развитию эмоционально-ценностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с окружающей средой, по формированию системы знаний об экологически целесообразной деятельности обучающихся в природе.

Эффективному формированию экологических ориентаций младших школьников на уроках окружающего мира также способствуют игровые технологии. Современные младшие школьники с удовольствием принимают участие в игровой деятельности экологического содержания, привлекающей их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации [1].

Таким образом, в ходе освоения курса «Окружающий мир» полученные младшими школьниками знания становятся фундаментом для формирования экологических ориентаций – экологически грамотного отношения к среде обитания, развития навыков и умений ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи. На уроках окружающего мира необходимо использовать различные технологии формирования экологических ориентаций младших школьников: проектно-исследовательскую природоохранительную технологию, технологию проблемного обучения, игровую технологию.

Список литературы

  1. Гринева Е.А. Экологическая культура младших школьников. - М.: Прометей, 2015. - 158 c.
  2. Демиденко М.А. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. - М.: Юрайт, 2019. - 467 с.
  3. Иванова Н.В. Экологическое образование и развитие в начальной школе. - М.: Юрайт, 2020. - 156 с.
  4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в младшем школьном возрасте. - М.: Книголюб, 2015. 189 с.
  5. Цветкова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Сфера, 2023. - 56 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: