УДК 94(37).06

Педагогические идеи в учении Луция Аннея Сенеки о нравственности

Пидшморга Юлия Владимировна – ассистент кафедры Философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Луговцева Ангелина Павловна – студент Педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Попова Анна Игоревна – студент Педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Статья направлена на исследование жизни и деятельности римского философа-стоика, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки в контексте политической обстановки Рима в I в. н.э. Особое внимание авторов посвящено времени правления Нерона: в статье проводится детальный анализ политической карьеры философа и его роли в качестве первого советника императора, что позволяет сформировать выводы о важности Сенеки в политической жизни Рима. Также в статье представлен подробный обзор философских идей и произведений Сенеки, что помогает выявить особенности его стоического мировоззрения, его отличия от ортодоксального учения в контексте времени.

Ключевые слова: Луций Анней Сенека, жизнь и учение Сенеки, политическая обстановка в Риме в период правления Нерона, политическая карьера, советник императора, философские идеи Сенеки, произведения о стоическом мировоззрении.

Луций Анней Сенека (с 4 г. до н.э. по 65 г. н.э.) – философ и оратор эпохи Римской империи, поэт-моралист, драматург, государственный деятель и нравственный наставник – он был воспитателем императора Нерона и известным стоиком. Будучи весьма образованным представителем своего времени, Сенека был увлечен философией, и со свойственной ему пристрастностью он вовлекся в изучение актуального в тот исторический период стоицизма. Важно при этом отметить, что социальное и культурное развитие Римской империи осуществлялось медленнее, чем государственное и правовое, тогда философия и литература были настолько популярны, что стали предметами для преподавания. Следствием этого стала не только популяризация у римлян греческого языка и воззрений греческих ученых. Особое место при этом отводилось этике: уже оформившееся правосознание римлян остро реагировало на нравственные проблемы. Не списывалось в данную ситуацию то обстоятельство, что почитаемая в философии греческих мыслителей такая ценность как «нрав предков» у римлян уже была сформирована, и никакие философские воззрения не должны были посягать на эту ценность и ставить ее незыблемость под сомнение. Таки образом, стоическая этика с провозглашаемыми ею «деяниями праведными» и «жизнью по природе» поспособствовала выкристаллизовывание в самостоятельное учение римского стоицизма. Его отличали понятность и простота, доступность непритязательность, нетревожное презрение к жизни и к смерти, самоотверженность и терпимость в борьбе за «правое дело», личная добродетель как высшее благо. Для стоиков данного период «страдание» – не просто важная категория, это необходимое условие на пути личности к счастью через мудрость, терпение, смирение за которыми следует избавление от страданий. Осмыслив разумом и приняв чувствами гармонию Мира, истинный стоик просто не способен страдать от данности, так как данное воспринимается всегда как правильное и хорошее, а все тяготы (жажда, голод, боль, смерть) носят мнимый характер, так как они естественны, а все естественное по своему определению не может быть неудобным или безобразным. Только осознав себя частью гармоничного мироздания «гражданин Мира» спокойно принимает все от природы, не делая различий между субъективно плохим и субъективно хорошим. Идеям стоицизма Сенека оставался всю жизнь верен: он проповедовал данные постулаты в своих философских трактатах и письмах, предназначенных для публикации с целью ознакомления с ними широких общественных масс.

Его жизнь была поистине яркой, плодотворной в творческом отношении и весьма драматичной, особенно в конце его пути. Его произведениями зачитывалась вся золотая молодежь Римской империи. Однако по мере расцвета его карьеры, появились противоречивые мнения о нем. Историография о его жизни и творчестве обширна и разнообразна, охватывая различные аспекты его политической и творческой жизни, а также анализируя его произведения и философские взгляды.

Греческие правители предпочитали принимать решения в кругу философами, опираясь на их размышления и учения. История богата примерами, когда философы выступали советниками при монархе, выполняли задачу воспитания и обучения их наследников. Во многих демократических государствах философы имели статус уважаемых гражданин, тогда как при правителе становились влиятельными государственными деятелями, оказывали заметное влияние на принятие политических решений. Призыв Сенеки к монаршему трону для Рима – первый опыт. Сенека, выполняя роль воспитатели и учителя во многом имел успех: так, благодаря влиянию Сенеки, Нерон проявлял справедливость к ограниченным в правах провинциалам, даровал греческим городам автономию и многое другое.

Влияние Сенеки раздражало римских императоров, Калигула даже хотел его убить. Но благодаря цельности его духовных взглядов мать будущего императора Нерона приложила все усилия, чтобы Сенека стал воспитателем ее сына. Философ стремился создать общество идеала, и для этого требовался высоконравственный лидер. Поэтому он очень серьезно относился к своей роли в качестве наставника. Через год Нерон взошел на престол, его учитель прочитал ему свой трактат «О милосердии», в котором он подробно анализировал различия между идеальным правителем и тираном. Воспитатель оказывал значительное влияние на своего ученика, и это можно судить по первым годам правления Нерона, когда Римская империя укреплялась и процветала.

В своих философских размышлениях Сенека затрагивает множество разноплановых проблем, но одна из которых – важнейшая проблема нравственного воспитания, находившая отклик в сознании широкой общественности. Наиболее известные произведения Сенеки, посвященные данной тематике – «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» – стали своего рода «книгой итогов», написанной философом в конце жизни и обобщающий накопленный им опыт нравственного познания бытия. Произведение «Epistulae morales ad Lucilium» («Нравственные письма к Луцилию») представляет собой сборник из 124 писем моралистического характера. Они были написаны Сенекой уже после его ухода из политики, при этом Луцилий – не вымышленный персонал, а вполне реальный человек – ученик и друг Сенеки. В обращениях к нему философ не столько поучает, но размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций, связанных с моральным выбором, педагогической этикой и нравственными поступками людей своего времени.

Для выполнения цели исследования авторами были проанализированы некоторые из писем данного произведения, отражающие размышления философа о роли познания в развитии личности, важности духовного и физического воспитания, а также и другие педагогические постулаты.

Так, в пятом письме Сенека выражает мысль о том, что настоящий педагог должен хвалить своих учеников: «Я радуюсь твоему упорству в занятиях и рвению, которое побуждает тебя, забросив все, только о том и стараться, чтобы с каждым днем становиться все лучше, и хвалю тебя за них». Ниже, как воспитатель, он дает совет, касающийся внешности Луцилия: «Избегай появляться неприбранным, с нестриженной головой и запущенной бородой».

В шестом письме великий философ размышляет о предназначении Учителя в жизни воспитанника: «Если ты что-то нашел и узнал его пользу по опыту, поделись со мной! Да ведь и я хочу, узнав что-нибудь новое, перелить в тебя, и радуюсь лишь потому, что смогу учить! И никакое знание лишь для меня одного не даст мне удовольствие». В этих строках, по мнению авторов, содержится глубокий смысл призвания педагога и его трудов. Он добавляет «NULLIUS BONI SINE SOCIO IUCUNDQ POSSESSIO EST» – «Любое благо нам не в радость дано, если мы обладаем им в одиночку».

Будучи грамотным методистом, Сенека размышляет о принципе наглядности в педагогике: «Лучше прийти и видеть все на месте, во-первых, потому что люди верят больше глазам, чем ушам, во-вторых потому, что долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров.

В седьмом письме автор размышляет о роли окружения, или, выражаясь современной терминологией, коллектива: «Проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая».

В восьмом письме мыслитель рассуждает о важности работы над характером: «Ничто кроме души не достойно восхищения, нужно быть упорным и умножать силы усердными занятьями, пока добрая воля не превратится в добрые нравы».

В девятом письме наставник советует, как необходимо вести себя в обществе: «Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди».

В десятом письме философ заявляет: «Людей неразумных не следует предоставлять самим себе. Просить у Бога ясности разума и душевного здоровья». Здесь, на наш взгляд, выражается принцип инклюзивности образования, являющийся на современном этапе одним из самых актуальных в педагогической практикую.

В одиннадцатом письме воспитатель заявляет, что необходимо учитывать личностные качества человека, и важно не сломить душу, тянущуюся к знаниям: «Что заложено рождением можно смягчить, но не победить». Данный постулат отражает актуальный сегодня принцип природсообразности образовательного процесса, при котором формирование личности происходит гармонично в том случае, когда оно не носит насильственного характера и коррелирует с ценностными ориентациями и убеждениями воспитанника.

В последнем письме Сенека говорит о ценности знаний. Он утверждает, что только знания приносят блага: «Неразумным благо не достанется никогда!». Перу философа принадлежат известные изречения, в которых можно обнаружить педагогические советы, применение которых не только возможно, н необходимо на современном этапе общественного развития: «Нужно жить для другого, если хочешь жить для себя», «Жить – значит бороться», «Ошибаться свойственно человеку».

Свои произведения Сенека создавал, имея за плечами богатый опыт философского познания: данный факт подтверждается совпадением (в том числе, и дословным) стихотворных строк с целыми фразами и абзацами из писем, трактатов. Сенека был убежден, что поэтическое проведение доступнее для простого человека, нежели философское суждение, тогда как задача у них единая – сформировать у народа представления о нравственных идеалах, так как мысли поэтом зачастую опираются на умозаключения философов. Сенека понимал, что воздействовать на чувственную сферу человека через литературные и философские произведения гораздо более действенно, чем на разум, суггестивный эффект при таком обращении гораздо выше, что объясняется непосредственным воздействием слова на слушающего. Данная истина открылась Сенеке так как его отец был непревзойденным ритором-адвокатом, он был крайне искушен в искусстве риторики. Риторика отражала влияние поэзии, но при этом и сама, развиваясь и процветая, стала оказывать влияние на поэзию. Поэзию времен Сенеки справедливо называют «риторической поэзией»: замысловатые метафоры и мифологические намеки, яркая игра на контрастах и гиперболизация, противопоставления и хлесткие сравнения – то, что объединяет и буквально сращивает поэзию и риторику.

В заключении хотелось бы отметить, что педагогические идеи, система взглядов и нравственная позиция Луция Аннея Сенеки оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. Написанные понятным и мудрым языком, «Нравственные письма к Луцилию» и сегодня могут служить моральным руководством по правильной жизни.

Список литературы

  1. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Перевод, примечания, подготовка издания С. А. Ошерова. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. –М., Издательство «Наука» – 1977. – 680 с.
  2. Сенека Луций Анней. Утешение к Полибию / Пер. Н. Х. Керасиди // Вестник древней истории. – 1991. – № 4. – С. 238-252.
  3. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. Т. Ю. Бородай. – СПб.: Алетейя – 2001. – 400 с.
  4. Сенека Луций Анней. Эпиграммы / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек и Ю. Ф. Шульца // Античная лирика. Библиотека Всемирной литературы. Серия первая. – Т. 4. – М.: Изд-во «Художественная литература». – 1968. – C. 458-462.
  5. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения / Пер. А. С. Бобович // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. – Т. I. – М.: Науч.-изд. центр «Ладомир» – 1993. – 832 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: