УДК 376-053.5(045)

Организация дефектологической поддержки родителей и педагогов детей с ОВЗ

Якушкина Яна Ивановна – магистрант факультета Психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Аннотация: Статья посвящена организации дефектологической поддержки педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором раскрыта актуальность данной темы и приведены результаты опытно-экспериментальной работы. В статье описан процесс организации дефектологической поддержки участников образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, дефектолог, дефектологическая поддержка.

В современном обществе актуальность темы дефектологической поддержки родителей и педагогов школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримо важной проблемой. В условиях стремительных изменений в образовательной системе и повышенного внимания к инклюзивному образованию, эта тема становится ключевой для обеспечения равных возможностей и успешного развития каждого ребенка. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требуют от родителей и педагогов глубокого понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также готовности к сотрудничеству со специалистами в области дефектологии. В контексте стремления к созданию инклюзивных обществ и образовательных сред, эта проблема приобретает особую важность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что дефектологическая поддержка родителей и педагогов детей с ОВЗ включает в себя предоставление информации, консультаций и методической помощи, направленных на облегчение воспитания и обучения таких детей. Данный процесс может включать в себя обучение эффективным методам общения, пониманию особенностей развития ребенка, адаптацию учебных материалов, а также созданию поддерживающей обстановки как в семье, так и в образовательных учреждениях. Этот вид поддержки направлен на содействие полноценному участию детей с ОВЗ в обществе и образовательном процессе [1; 2; 4].

С целью на выявления трудностей и запросов, с которыми сталкиваются родители и педагоги обучающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики нами было проведено констатирующее исследование. Базой опытно-экспериментальной работы выступило ГБОУ РМ «СОШ для детей с ОВЗ» г. Саранск, Республика Мордовия. Для этого нами были разработаны анкеты для родителей и педагогов детей с ОВЗ. В анкетировании приняли участие 36 родителей обучающихся с ОВЗ и 13 педагогов начальных классов.

Анализ ответов родителей показал, что большинство из них имеют достаточные представления об особенностях развития и обучения своих детей, но получили они данную информацию из сторонних источников: от других специалистов и родителей или самостоятельно в сети Интернет. Мы выяснили, что половина (50 %) родителей удовлетворены представленной системой обучения и дефектологической поддержкой в образовательной организации. Также было выявлено, что среди наиболее популярных запросов у родителей выделяются: обучение специальным методам и приёмам коррекционно-развивающего обучения; организация консультативной поддержки учителем-дефектологом и родителями обучающихся с ОВЗ. Некоторые из анкетируемых родителей высказали потребность в осуществлении данных взаимодействий в дистанционной форме.

В результате анкетирования было выявлено, что большинство педагогов полностью уверены в своих знаниях и навыках в работе с детьми с ОВЗ, наиболее популярными методами повышения профессиональных знаний и умений среди педагогов являются курсы и тренинги, конференции и семинары. Мы определили, что педагоги применяют разнообразные методы и стратегии обучения, включая использование печатных раздаточных материалов, наглядных пособий, игровых методик и современных компьютерных технологий и программного обеспечения. Анкетируемые также ответили, что у большинства детей с ОВЗ отмечаются трудности в понимании учебных инструкций, трудности при освоении образовательного материала и недостаточную сформированность познавательных процессов. Среди опрошенных только 53,8 % педагогов выразили удовлетворение дефектологической помощью в образовательной организации.

На основании результатов проведенной диагностики было определено содержание формирующего эксперимента. Его цель заключалась в разработке и апробации программы дефектологического сопровождения родителей и педагогов детей с ОВЗ. Целью дефектологического сопровождения выступила помощь родителям и педагогам в развитии и обучении детей с ОВЗ, а также создание оптимальной образовательной среды для них. Дефектологическая поддержка включала в себя консультации дефектологом по вопросам адаптации образовательного процесса, создания доступной среды и обучение взаимодействию с детьми с ОВЗ, учитывая их особенности и потребности.

Проектирование содержания дефектологического сопровождения родителей и педагогов детей с ОВЗ проходило поэтапно.

На подготовительном этапе нами осуществлялась следующая деятельность: изучение особенностей детей с ОВЗ и их потребностей в поддержке; анкетирование родителей и педагогов детей с ОВЗ, с целью выявления основных проблем с которыми сталкиваются родители и педагоги; определение целей и задач дефектологического сопровождения; определение общих целей программы дефектологического сопровождения и ее специфических задач; разработка содержания программы: определение тематических блоков, которые необходимо включить в программу; разработка методических материалов, презентаций, упражнений и рекомендаций.

Разрабатывая содержание дефектологического сопровождения родителей и педагогов детей с ОВЗ, мы опирались на труды Е. А. Акимовой, Л. В. Кузнецовой, О. Г. Приходько, Е. Г. Трошихиной [1; 2; 3; 5].

Во время планирования содержания дефектологической поддержки мы ставили перед собой следующие задачи: 1. Обеспечить родителей и педагогов необходимыми знаниями, навыками, поддержкой для эффективной работы и взаимодействия с детьми с ОВЗ. 2. Повысить уровень информированности и осведомленности родителей и педагогов о специфических потребностях и особенностях детей с ОВЗ. 3. Разработать стратегии, методики и инструменты, способствующие успешному обучению и развитию детей с ОВЗ. 4. Поддержать родителей и педагогов в создании инклюзивной и поддерживающей образовательной среды. 5. Организовать сотрудничество между родителями и педагогами для координации работы и обмена опытом.

Основной этап включал в себя следующую деятельность:

  1. Определение форматов групповых встреч, семинаров, индивидуальных консультаций и обратной связи. Были выделены три формы взаимодействия дефектолога с семьями и педагогами обучающихся с ОВЗ: индивидуальная (диалог и консультации); информационная форма (брошюры, буклеты, стенды, публикации на сайте школы); групповая (родительские собрания, конференции, ZOOM-встреча).
  2. Составление расписаний и планирование мероприятий в рамках дефектологического сопровождения. Очные встречи с родителями и педагогами детей с ОВЗ проходили не реже одного раза в неделю, остальная информация передавалась в онлайн формате или в виде публикаций.
  3. Осуществление консультативно-просветительской деятельности в рамках дефектологического сопровождения родителей и педагогов детей с ОВЗ. Все мероприятия в рамках данного направления проводились в индивидуальном порядке (по запросу), а также согласно тематическому планированию.

Завершающий этап предполагал: 1) организацию системы оценки эффективности программы с учетом обратной связи от участников; 2) анализ результатов и корректировку программы в соответствии с выявленными потребностями и рекомендациями.

Заключительным этапом нашего исследования выступил контрольный эксперимент, предполагающий проведение повторного анкетирования педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ, Целью данного эксперимента выступило выявление общего уровня удовлетворенности дефектологической поддержкой в образовательной организации. На этапе контрольного эксперимента мы использовали анкеты, применяемые в констатируем исследовании, чтобы отследить актуальные запросы и участников, а также наличие возможных трудностей при организации обучения детей с ОВЗ.

Анализ ответов родителей показал, что большинство из них (55,6 %) крайне удовлетворены оказываемым сопровождением; 33,3 % опрашиваемых в своих анкетах указали вариант «удовлетворен»; и только 11,1 % родителей отказались давать оценку оказываемой дефектологической поддержке, выбрав вариант «нейтрален». В своих анкетах родители также указывали на увеличение консультативно-просветительской помощи со стороны дефектолога. Дальнейший анализ ответов показал, что большинство из опрошенных, благодаря оказываемой им дефектологической поддержке смогли закрыть свои потребности, связанные с вопросами организации обучения и коррекционного воздействия для своих детей.

Анализ ответов педагогов показал, что большинство из них (92,3 %) крайне удовлетворены оказываемой консультативно-просветительской поддержкой; остальные опрашиваемые – 7,7 % в своих анкетах указали вариант «удовлетворен». В целом, результаты анкетирования педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, указывают на повышение их профессиональных навыков и адаптации образовательного процесса для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ. Проведенное контрольное анкетирование выявило повышение активности и заинтересованности педагогов в процесс обучения школьников с ОВЗ в соответствии с их особыми потребностями. Анализ ответов опрошенных указывает также на повышение значимости дефектологической поддержки для педагогов обучающихся с ОВЗ. А также увеличение общей удовлетворенности консультативно-просветительской работой дефектолога.

Таким образом, организация дефектологического сопровождения родителей и педагогов детей ОВЗ является важным и неотъемлемым элементом инклюзивной образовательной системы. Предложенное нами содержание дефектологического сопровождения во-первых, раскрывает родителям и педагогам специфические потребности детей с ОВЗ и формирует у них навыки и знания, необходимые для эффективной поддержки обучения школьников с ОВЗ; во-вторых, предполагает взаимодействие между родителями, педагогами и дефектологом, которое является ключевым элементом успешного сопровождения детей с ОВЗ; в-третьих, предоставляет родителям и педагогам возможность развивать свои навыки и компетенции в работе с детьми с ОВЗ.

Список литературы

  1. Акимова Е. А. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ). М. : ИКП РАО, 2021. 48 с.
  2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций / О. Г. Приходько и др. М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. 102 с.
  3. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М. : Академия, 2002. 480 с.
  4. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования : монография / И. В. Абрамова и др. ; под общ. ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. 212 с. 
  5. Трошихина, Е. Г. Нарушение и коррекция психического развития : учебное пособие. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. 80 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: