УДК 373.3

Педагогические условия организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности

Бахта Екатерина Андреевна – студентка Психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Гузева Мария Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: Данная статья представляет собой исследование роли и значимости организации профориентационной работы в начальной школе. Статья посвящена рассмотрению таких понятий как «профориентационная работа», «внеурочная деятельность». В статье описываются и характеризуются педагогические условия организации профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: профориентационная работа, внеурочная деятельность, педагогические условия, дети младшего школьного возраста.

Первые понятия о труде и профессиональной деятельности формируются у детей младшего школьного возраста, когда они начинает осознавать себя как индивида, понимает и оценивает окружающий мир – в период начальной школы важно сделать первые шаги для развития у него представления о мире труда и различных профессиях.

Помочь младшим школьникам понять свое профессиональное предназначение может проводимая учителем профориентационная работа. Качественная и грамотная поддержка школьника при выборе профессии не только организует его учебный процесс, но и придает уверенность в отношении его будущего [1].

Профориентационная работа в начальных классах – это комплексная система образовательной работы, целью которой является обеспечение учащимся необходимых знаний о различных аспектах профессий, включая социально-экономические и психофизические особенности, а также предоставление событий и мероприятий, способствующих сознательному выбору будущей профессиональной деятельности на основе научного подхода [3].Конец формы

Для учеников младших классов не ставится задача непосредственного выбора профессии, но правильная профориентация, проводимая на ступени начального образования, может стать основой для формирования профессиональных интересов и намерений у ребенка в старшей школе.

Цели профориентационной работы, которая проводится с детьми младшего школьного возраста включают в себя: ознакомление детей с профессиями, формирование у них уважения к труду, осмысление его важности для социума и личности, подготовку к выбору будущей профессии, а также развитие интереса к профессиям родителей и самым популярным профессиям современного мира.

Задачи профориентационной работы с младшими школьниками включают: обеспечение условий для личностного роста; адаптация к жизни в обществе; развитие творческих способностей и потребности в самовыражении; формирование их как всесторонне развитых личностей; помощь в профессиональном самоопределении [1].

В младшем школьном возрасте в современной школе укладываются основы профориентационной работы. Окончательное развитие наблюдается в процессе самостоятельной трудовой деятельности под воздействием многочисленных факторов социальной среды. Хотя у детей младшего школьного возраста нет задачи прямого выбора профессии, профориентационная работа в начальной школе является основой для развития их профессиональных интересов и намерений в более старшем возрасте [3].

Для пробуждения заинтересованности младших школьников к профессиям важно использовать внеурочную деятельность.

Как считает Е. Н. Степанова внеурочная деятельность – это активность детей, которая реализуется в рамках внешкольных занятий и определяется их интересами и потребностями. Она направлена на познание и изменение самого себя, а также на развитие коллектива. Такая деятельность играет важную роль в образовательном процессе и способствует развитию учащихся [5].

Для того, чтобы использование внеурочной деятельности, направленной на формирование профориентационной работы, проходило более эффективно, педагогу важно продумать педагогические условия, которые помогли бы ему в организации данного вида работы.

Педагогические условия являются ключевым фактором, влияющим на обучение и воспитание. Они представляют собой факторы и условия, созданные педагогами для обеспечения эффективности образовательного процесса.

Для эффективной организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочное время педагог начальной школы должен создать определенные педагогические условия, которые способствуют грамотной организации данного вида деятельности.

Можно выделить следующие педагогические условия для организации профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочное время:

- Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:

Психологические основы для формирования ранней профессиональной ориентации у младших школьников связаны с психолого-педагогическими особенностями данного возраста. Этот период характеризуется различными физическими и психическими изменениями, а также началом обучения в школе, что делает его особенно благоприятным для формирования определенных социальных навыков, развития словарного запаса и перехода от наглядно-образной к словесно-логической форме мышления. Формирование произвольного внимания и познавательная деятельность становятся ведущими, поэтому важно расширять круг профессиональных интересов детей в этом возрасте [4].

- Система профориентационного сопровождения, в которую входят:

Первый компонент – профинформация – это предоставление информации о профессиях с учетом всех психофизиологических особенностей, а также намерений, целей и возможностей человека. Он реализуется через профориентационные внеклассные мероприятия.

Второй компонент – профпросвещение – это процесс знакомства учащихся с разными видами трудовой деятельности, с особенностями трудовой деятельности (психофизиологическими, экономическими, социально-экономическими), Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемые к тому или иному виду профессии. Сюда входят следующие компоненты: экскурсии профориентационной направленности, профориентационные встречи со специалистами.

Третий компонент – профдиагностика – работа, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Данный компонент реализуется через психолого-педагогическую диагностику, которая может включать в себя проведение различных тестов, опросов и методик, анкетирование, наблюдение, создание различных педагогических ситуаций и др. [2].

Таким образом, современные подходы к профессиональной ориентации младших школьников включают в себя систему внеклассных мероприятий, которые направленны на развитие у них представлений о себе как о будущих членах профессиональной деятельности. Создание представлений о профориентации у младших школьников – важный процесс, который определяется деятельностью учителей, использующих различные методы обучения, а также учитывающих индивидуальные особенности детей.

Список литературы

  1. Добрынина, А. Ю. Деятельность учителя начальных классов по профориентации младших школьников во внеурочной деятельности / А. Ю. Добрынина, Е. Г. Изотова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – 2021. – № 5. – 97-99 с.
  2. Исаенко, В. А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников посредством внеурочных мероприятий / В. А. Исаенко, Н. А. Каракай // Педагогическая перспектива. – 2021. – № 2. – 67-76 с.
  3. Карочкина, Е. А. Ранняя профориентация обучающихся как направление деятельности начальной школы / Е. А. Карочкина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. – 2020. – № 3. – 218-224 с.
  4. Налимова, И. В. Изучение возможностей организации в процессе внеурочной деятельности профессиональной ориентации младших школьников / И. В. Налимова, А. В. Шевчук // Герценовские чтения. Начальное образвоание. – 2021. – № 1. – 136-139 с.
  5. Разварина, И. Н. Внеурочная деятельность как фактор профессионального самоопределения школьников / И. Н. Разварина, А. Н. Гордиевская // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – № 4. – 3-15 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: