УДК 371.2

Роль познавательной литературы в умственном развитии старших дошкольников

Хикматулина Диана Рафаилевна - студентка Елабужского института Казанского федерального университета

Аннотация: в данной статье рассматривается роль познавательной литературы в умственном развитии старших дошкольников. Автор исследует влияние чтения и обсуждения книг на развитие познавательных способностей, воображения и речи у детей этого возраста. Целью статьи является доказать, что внедрение познавательной литературы в программу дошкольного образования способствует формированию личностных и познавательных компетенций у детей.

Ключевые слова: познавательная литература, умственное развитие, старший дошкольник, чтение, воображение, речь, формирование.

Введение

Познавательная литература играет важную роль в умственном развитии старших дошкольников. Она позволяет расширить их кругозор, развить познавательные способности и активизировать воображение. В данной статье мы рассмотрим влияние чтения и обсуждения познавательных книг на развитие умственных процессов у детей этого возраста.

«Чтение — это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» В. Сухомлинский.

  1. Важность чтения познавательной литературы для старших дошкольников.

Введение детей в мир познавательных книг способствует развитию их мышления и памяти. Чтение книг о природе, животных, профессиях и других интересных темах помогает детям узнавать новые факты, расширять свой кругозор и понимать окружающий мир. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.[1]

По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей.[2]

  1. Влияние обсуждения познавательной литературы на развитие речи.

Обсуждение прочитанных книг позволяет старшим дошкольникам развивать свою речь. Они учатся описывать персонажей, выражать свои мысли и эмоции, формулировать свои впечатления. Дети начинают обогащать свой словарный запас и улучшают навыки коммуникации.

  1. Развитие воображения через чтение познавательной литературы.

Чтение познавательных книг стимулирует воображение старших дошкольников. Они могут представлять себя в разных ситуациях, сопереживать героям книг и воображать новые сюжеты. Воображение помогает детям расширить свои представления о мире и развивать творческое мышление. Приобщение детей возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Она воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение[3].

Дошкольники обладают разнообразными познаниями о природе, включая знания о животных, растениях и экосистемах. Для развития осознанного и правильного отношения к природе, необходимо, чтобы дети имели чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней и знания о жизни и развитии живых организмов. Это позволяет детям понимать и правильно реагировать на ситуации в природе. Одной из важных частей природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста являются знания о растениях луга. Дети формируют представления о разнообразии луговых растений, их строении, особенностях развития и произрастания. Важно также воспитывать положительное и активное отношение детей к луговым растениям. Одним из эффективных средств формирования природоведческих знаний о луговых растениях у старших дошкольников является художественная и познавательная литература. Такая литература позволяет с помощью художественного слова передать научные факты и явления природы читателю. Она имеет целью расширить и углубить познания детей о растениях и развить их интерес к природе.

Согласно М. С. Костюхиной, выбор способа изложения природоведческого материала зависит от целей, которые ставит перед собой писатель[4]. Это может быть популярное изложение материала, предоставление нравственно-философской интерпретации, выражение эмоциональной оценки или предложение практических рекомендаций. Основой всех произведений познавательно-художественной литературы являются точные факты, экспедиционные материалы, документальные наблюдения и лабораторные исследования. Авторы познавательно-художественной литературы передают научный материал, основываясь на своем личном и субъективном отношении к природе, что выражается в эмоциональном повествовании, образности и присутствии художественной вымышленности, что очень важно для старших дошкольников[5].

Жанры и стили познавательно-художественной литературы представлены множеством форм. Это могут быть рассказы, описания, сказки, повести, фантастические романы и даже оригинальные произведения в виде годовой подборки газеты, как, например, «Лесная газета» В. Бианки.

В целях формирования у ребенка интереса к научно-познавательной литературе, необходимо с первых дней делать попытки предоставления ученику лишь самых хороших, добрых, интересных книг, чтобы ребенок находился в мире интересных произведений.[6]

В.А. Сухомлинский отмечал, что важно заботиться о выборе материала для чтения в детстве и ранней юности, поскольку за всю жизнь человек может прочитать лишь ограниченное количество книг[7].

Цель заключается в том, чтобы каждая прочитанная книга оставила свой след в сознании и сердце ребенка, чтобы он мог возвращаться к ней и открывать новые духовные сокровища. В классе можно создать свою библиотеку, которую регулярно пополняют все вместе. Родители зачастую проявляют интерес к тому, что читают современные дети, включая сказки, загадки, красочные энциклопедии, старинные словари, фантастические рассказы и другие жанры. Учитель может приучать детей посещать школьные и городские библиотеки, проводить беседы о создании домашних библиотек, обновлять рекомендации по выбору книги, советовать литературу для внеклассного чтения, организовывать мероприятия, участвовать в предметных неделях, олимпиадах и конкурсах. Несмотря на популярность интернета, телевидения и компьютеров в нашем мире, важно сделать все возможное, чтобы дети не потеряли интерес к чтению книг. Книги обогащают внутренний мир человека, передают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют удовольствие читателю. Предмет «Литературное чтение» является союзником учителя в достижении этих целей.

Заключение

Внедрение познавательной литературы в программу дошкольного образования имеет большое значение для развития умственных процессов старших дошкольников. Чтение и обсуждение познавательных книг позволяет детям узнавать новое, улучшать свою речь, развивать воображение и формировать компетенции, необходимые для успешного усвоения знаний в школьном возрасте. Программы дошкольного образования должны уделять должное внимание познавательной литературе, чтобы способствовать полноценному умственному развитию старших дошкольников. Познавательная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

Список литературы

  1. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12.
  2. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. – М., 1986г.
  3. Иванова Н. М. Роль художественно-познавательной литературы в формировании представлений о растениях луга у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 16-20.
  4. Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №3. С.111.
  5. Клопова М.А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). С.165.
  6. Костюхина М. С. Детская литература. М.: Академия, 2007.152 с.
  7. Шарапова Маргарита Витальевна Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №5. С.241.

 

[1] Шарапова Маргарита Витальевна Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №5. С.241.

[2] Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. – М., 1986г.

[3] Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №3. С.111.

[4] Костюхина М. С. Детская литература. М.: Академия, 2007.152 с.

[5] Иванова Н. М. Роль художественно-познавательной литературы в формировании представлений о растениях луга у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 19 февраля 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 16-20.

[6] Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12.

[7] Клопова М.А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). С.165.

Интересная статья? Поделись ей с другими: