УДК 373.24

Теоретические основы развития мышления старших дошкольников средствами автодидактической игры

Лабунько Мария Андреевна – студентка Психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Буркина Ирина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой Дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Толокнеева Елена Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические основы развития мышления старших дошкольников средствами автодидактической игры. Рассмотрены понятия «мышление», «автодидактика», «автодидактические игры».

Ключевые слова: дошкольники, мышление, автодидактика, автодидактические игры.

В современном дошкольном образовании особое значение придается созданию развивающей среды. Один из ключевых элементов этого процесса – разработка современных учебных материалов, которые соответствуют потребностям детей и требованиям ФГОС. Эти материалы наполняют образовательное пространство группы. Среди разнообразия игровых и учебных материалов особенно ценны автодидактические материалы и пособия.

В отечественной педагогике и психологии теорию игры серьезно изучали такие ученые, как М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин. Исходя из позиции отечественной психологии, что игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста, мы считаем, что именно в этом аспекте можно обнаружить потенциал, способствующий гармоничному развитию мышления.

В дошкольном возрасте основным средством мышления выступает образ, что приводит к тому, что многие исследователи говорят об этапе развития мышления дошкольника как о наглядно-образном мышлении. Некоторые утверждают, что наряду с наглядно-образным мышлением, в дошкольном возрасте становится более актуальным словесно-логическое мышление. Я.Л. Коломинский, например, отмечает, что «переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому происходит в середине дошкольного возраста» [2]. Использование различных способов мышления в этом возрасте приводит к трудностям в определении преобладающего вида мышления у дошкольника. Т. Д. Марцинковская согласна с этим, отмечая, что «для детей дошкольного возраста характерно развитие всех видов мышления, что делает его изучение особенно сложным» [6, с. 211].

Мышление – это неотъемлемая часть человеческого опыта, которая позволяет нам переносить знания и опыт из одной ситуации в другую. Оно помогает нам устанавливать связи между условиями деятельности и ее целью, а также преобразовывать конкретные ситуации в обобщенные схемы.

Суть человеческого мышления заключается в способности устанавливать всеобщие взаимосвязи, понимании сущности конкретных явлений как частей определенного класса явлений, и в обобщении свойств однородной группы явлений. Это позволяет нам видеть глубокие закономерности в окружающем мире [7].

В психолого-педагогической литературе представлены различные точки зрения на понятие «мышление». Рассмотрим некоторые из них.

Из утверждений Ю.Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М.В. Фаликмана вытекает, что мышление представляет собой самую высокую форму активного отражения реальности, включающую целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение существенных связей и отношений действительности, а также творческое создание новых идей [1, с. 208].

Согласно точке зрения А. А. Люблинской, мышление представляет собой понятийную форму психического отражения, присущую только человеку, глубоко зависимую от общественных условий и неразрывно связанную с языком [5, с. 71].

С точки зрения педагогики, мышление является ключевым аспектом познавательной деятельности человека. Оно представляет собой активную обработку информации, как уже имеющейся, так и только что полученной, в процессе решения проблем и открытия новых знаний. Мышление можно рассматривать как систему взаимосвязанных действий, которые выполняются человеком в процессе его мыслительной деятельности. Поэтому одним из важных аспектов развития мышления является формирование умений работы с информацией, ее осмысление и преобразование, что способствует развитию общеучебных навыков и способов деятельности.

Кроме того, мышление опосредовано и осуществляется через различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Оно также является обобщенным отражением действительности, представляя процесс поиска существенных признаков и свойств предметов и явлений, а также их взаимосвязей.

Игровая деятельность предоставляет благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, способствуя переходу от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы и мысленно их преобразовывать [4].

Для детей старшего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Она является и учебой, и трудом, и серьезной формой воспитания. Развитие самостоятельной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. Педагог может выступать в роли активного участника игры или в роли внимательного наблюдателя, в зависимости от возраста детей и характера ситуации. Задача взрослого так организовать игровой процесс, чтобы максимально обогатить детскую жизнь интересными и полезными специфически детскими видами деятельности (амплификация развития) и создать детям условия для самореализации и проявления инициативы (пространство детской реализации).

А. И. Сикорский отмечал, что роль большую часть времени ребенок употребляет на умственную работу, которая включает наблюдения, игры и забавы. Важным средством умственного развития в дошкольном детстве является умственная деятельность, которую называют играми и забавами [8].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают развивать элементы логического мышления. Автодидактические игры, объединяя в себе образ и логику, предоставляют возможность свести к минимуму левополушарную нагрузку.

«Автодидактичность» – это свойство элемента дошкольной образовательной среды, которое указывает ребёнку на его ошибки, сделанные в процессе выполнения различных игровых заданий. Определение и оптимальный выбор необходимых параметров позволяет создать развивающую предметно-пространственную среду с заданным потенциалом развития. Оценка развивающих возможностей элементов развивающей предметной дошкольной образовательной среды и создание на их основе дополнительных развивающих возможностей в виде привнесения элемента автодидактичности значительно повысит эффективность образовательного процесса.

Автодидактика представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, направленную на самостоятельное усвоение знаний, развитие представлений, формулирование понятий и категорий, приобретение умений и навыков. Это индивидуальная система технологий обучения, основанная на автономии учащегося [3].

Автодидактические игры – это игры, позволяющие дошкольникам не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Без сомнения, такие навыки станут основой для успешного формирования необходимых интегративных качеств личности и эффективного развития культуры мышления.

Преимуществом автодидактической игры является то, что она не требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослого. Автодидактическая игра стимулирует внутреннее развитие ребенка, она ориентирована на его возраст и психологические потребности.

Автодидактическая игра включает в себя различные задания, во время выполнения которых дети учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, искать альтернативы. Они осознают, что успех в решении задач зависит только от их усилий и возможностей, и это мотивирует их развивать свои навыки и справляться с трудностями.

Такие игры также развивают у детей терпение и настойчивость. Ребенок понимает, что не всегда получается сразу найти решение, и иногда приходится проделывать несколько попыток. Это помогает им осознать, что неудачи и трудности – нормальная часть процесса обучения, которая приводит к большему усвоению материала.

Таким образом, автодидактическая игра создает у детей интерес к решению мыслительных задач, потому что преодоление трудностей и, в конечном счёте, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает автодидактическую игру важным средством развития мышления старших дошкольников.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б., Спиридонов, В.А., Фаликман, М.В. Психология мышления [Текст] // Ю.Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонов, М.В. Фаликман. – М.: ACT: Астрель, 2008. – 672 с.
  2. Детская психология: учебное пособие / Под ред. Коломинского. -Минск: Университетское, 1988. - 399 с.
  3. Куринский, В. А. Автодидактика / В. А. Куринский. – Санкт-Петербург, 2001.; Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – Москва; Воронеж, 2003.
  4. Левша, Л. Мы учимся, играя / Л. Левша, Н. Сергеева // Игра и дети. – 2007. - № 3. – С. 23.
  5. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Издательство Психология, 2006. – 206 с., с. 71.
  6. Марцинковская, Т. Д. Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. Заведений / Т. Д. Марцинковская - М.: Академия, 2007. - С. 326 -339.
  7. Мухина, В. С. Возрастная психология. – 9-е изд. – М.: Академия, 2004. – 453 с.
  8. Сорокун, П.А. Основы психологии. [Текст] П. А. Сорокун – Псков: ПГПУ, 2001. – 312 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: