УДК 37.013

Педагогическая профилактика социального остракизма в студенческой среде

Шайхымуратова Индира Берикхановна – докторант образовательной программы «Социальная педагогика» Евразийского национального университета им. Л. Гумилева

Асылбекова Марзия Пазиловна – кандидат педагогческих наук, профессор кафедры Педагогики Евразийского национального университета им. Л. Гумилева

Танер Атмаджа – PhD, доцент кафедры «Педагогические науки» Университета Дюздже (Турция)

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема социального остракизма в студенческой среде, и предлагаются подходы к его профилактике с использованием педагогических методов. Исследование основано на анализе теоретических концепций, результатов практических наблюдений и опыта внедрения педагогических практик. Полученные результаты могут служить основой для разработки эффективных стратегий борьбы с социальным остракизмом в образовательных учреждениях. Автор рассматривает модели остракизма, стадии реакции на остракизм (рефлексивная, принятие и др.), выделяет типологию остракизма (псевдоостракизм, ролевой остракизм, карающий остракизм, защитный остракизм, непреднамеренный остракизм). В качестве основных мер по противодействию и профилактике остракизма автор рассматривает построение первичных отношений в учебной группе (знакомство, самопрезентация, установление первичных контактов), проведение тренингов, организацию дискуссий об остракизме и буллинге как асоциальных формах отношений в группе, разработку программы профилактики остракизма в группе. Статья выполнена в рамках грантового проекта целевого программного финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан по теме: ИРН «Исследование актуальных аспектов и выработка мер по превенции буллинга в отношении детей» по договору № 21- ПЦФ-23-23 от «25» января 2023 года. Гипотеза исследования: Гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое внедрение педагогических методов, направленных на формирование толерантной среды в студенческой среде, способствует снижению проявлений социального остракизма. Предполагается, что активное воздействие социальных педагогов на процессы социализации студентов способствует укреплению социальной связанности и снижению случаев исключения отдельных индивидов из общественной деятельности. Материал исследования: Материалом исследования послужили данные анкетирования студентов, проведенного в различных образовательных учреждениях. Также использовались результаты наблюдений и интервью с социальными педагогами, реализующими программы профилактики социального остракизма. Анализ литературных источников по теме также был включен в материал исследования. Методы и процедуры исследования: Для достижения целей исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, опрос студентов, наблюдение за социальными взаимодействиями, интервьюирование социальных педагогов. Процедуры включали в себя разработку и реализацию программ профилактики, анализ степени их эффективности и корректировку на основе полученных результатов. Результаты исследования: Результаты исследования указывают на положительное влияние педагогической профилактики на снижение проявлений социального остракизма в студенческой среде. Студенты, участвующие в программе, проявили более высокий уровень толерантности, а также уменьшилось количество случаев социального исключения. Эти результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения подобных методов в педагогическую практику.

Ключевые слова: социальный остракизм, студенческая среда, педагогическая профилактика, толерантность, социальная педагогика.

Введение

В современном образовательном контексте, студенческая среда представляет собой особенно важное поле социализации, формирующее будущих профессионалов и личности. Однако, несмотря на свою ключевую роль, студенческое сообщество подвержено различным вызовам, в том числе и социальному остракизму, который может серьезно повлиять на академическую успеваемость, эмоциональное благополучие и общественную адаптацию студентов.

Проблема социального остракизма в студенческой среде становится все более актуальной, требуя системного исследования и эффективных мер противодействия. Социальный остракизм проявляется в различных формах, таких как исключение, изоляция и дискриминация, и может возникнуть на почве многообразных факторов, таких как различия в социокультурном статусе, внешности, мировоззрении и других аспектах студенческой жизни.

Цель настоящего исследования заключается в разработке и обосновании эффективных стратегий педагогической профилактики социального остракизма в студенческой среде. Стремясь к созданию позитивной и включающей образовательной среды, мы задаемся задачей выявить основные механизмы проявления социального остракизма, а также определить эффективные методы и инструменты педагогического воздействия для его предотвращения и преодоления.

Настоящее исследование не только принимает вызов социального остракизма в студенческой среде, но и стремится предложить конструктивные подходы, основанные на принципах социальной педагогики, для формирования толерантной и поддерживающей обстановки, способствующей успешному обучению и личностному развитию студентов.

Методология

В данном исследовании применен комплексный методологический подход, объединяющий анализ научной литературы, опрос студентов, наблюдение и интервьюирование социальных педагогов, а также анализ статистических данных. Систематический обзор современных теорий и исследований о социальном остракизме в образовательных учреждениях позволил выявить ключевые аспекты проблемы. Опрос студентов раскрывает различные аспекты социальных взаимодействий, выявляя тенденции и уровень выраженности социального остракизма. Наблюдение и интервьюирование социальных педагогов предоставляют практическую перспективу, выделяя успешные методы профилактики. Анализ статистических данных, включая результаты опроса, обеспечивает статистическую оценку уровня социального остракизма и влияния предлагаемых педагогических методов в студенческой среде. Все эти методы в совокупности направлены на получение всестороннего понимания проблемы и разработку эффективных стратегий педагогической профилактики.

Обзор литературы

В данном разделе представлен обзор научных трудов, посвященных проблеме социального остракизма в студенческой среде. Обзор данных исследований предоставляет обширное представление о текущем состоянии научных знаний в области социального остракизма среди студентов, а также служит отправной точкой для дальнейшего анализа и исследования в данной области.

Среди актуальных исследований следует выделить работы, такие как "Студенттік ортада әлеуметтік остракизмнің алдын алу бойынша ЖОО-да педагогикалық жұмысты ұйымдастыру мәселесі" (Асылбекова М.П. и Шайхымуратова И.Б., 2023). Эта статья прослеживает разнообразные аспекты социального остракизма в студенческих коллективах, выделяя модели, стадии реакции и типологии данного явления. Важными вкладами в изучение проблемы являются исследования, посвященные методам сопротивления и предотвращения социального остракизма в образовательной среде. Особое внимание уделяется мерам, направленным на установление базовых связей, проведение тренингов и организацию дискуссий, как представлено в работе Асылбековой М.П. и Шайхымуратовой И.Б. (2023). Эти методы внедрения педагогических подходов позволяют создать поддерживающую и включающую среду, способствуя предотвращению случаев социального остракизма. Другие ключевые исследования в этой области также включают в себя работы, рассматривающие влияние социокультурных факторов на формирование социальной атмосферы в студенческих коллективах, исследования, посвященные психологическим аспектам социального остракизма, а также работы, предлагающие программы профилактики и коррекции данного явления в учебных заведениях 1.

Также обзор статьи Nichiporenko, N. P. (2021) "Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска" раскрывает актуальные вопросы восприятия образовательной среды студентами, находящимися в группе риска, особенностей их мировоззрения и взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Автор исследует психическое состояние детей, подростков и молодых людей, отмечая высокий уровень агрессивности и депрессивности у этой группы. Интерес к данной проблематике обусловлен необходимостью понимания восприятия студентами окружающей их образовательной среды, которое может значительно отличаться в зависимости от психического состояния. Таким образом, исследование утверждает, что студенты с высоким уровнем агрессивности и депрессивности воспринимают образовательную среду как враждебную и отношения с педагогами и сверстниками как небезопасные. Важно отметить, что автор подчеркивает, что данное восприятие не является искаженным или ложным, а, наоборот, отражает реальные факты насилия, социального остракизма, несправедливости и отсутствия поддержки в их опыте. Более того, исследование поднимает вопросы травматичности данной ситуации и возможных негативных последствий для психического и физического здоровья студентов. Внимание также уделяется тому, что в условиях бессилия и беспомощности уязвимая личность, ограниченная в способах совладания, может столкнуться с трудностями в справлении с такими стрессорами, что может привести к различным патологиям и даже суицидальным рискам. Таким образом, статья предоставляет важные научные данные о специфике восприятия образовательной среды студентами группы риска, а также акцентирует внимание на необходимости разработки подходящих программ и мероприятий для поддержки и предотвращения негативных последствий воздействия психологических стрессоров в образовательном процессе 2.

Статья "Ostracism: A Temporal Need-Threat Model" (2009) от Кейт Д. Уильямса представляет собой важное теоретическое вклад в понимание социального остракизма и его воздействия на человеческую психологию. Работа включена в сборник "Advances in Experimental Social Psychology" (Том 41), редактируемый Марком Занной. Основная концепция статьи основывается на темпоральной модели потребностей и угроз. Согласно этой модели, групповые действия, такие как игнорирование, отвержение, исключение и буллинг, воздействуют на человека как источник тяжелой депривации базовых потребностей. Уильямс выделяет четыре ключевые потребности: принадлежность, самоуважение, контроль и безопасность. Она утверждает, что социальный остракизм причиняет "социальную боль", которая проистекает из угрозы удовлетворения данных потребностей. Особое внимание в статье уделяется временному аспекту социального остракизма. Уильямс аргументирует, что чувство угрозы, вызванное остракизмом, может быть временным, но его воздействие на психологическое состояние индивида может быть продолжительным и оказывать влияние на его эмоциональное и психическое благополучие. Эта работа имеет значительное значение для понимания психологии социального остракизма, предоставляя фундаментальные концепции и теоретические модели для дальнейших исследований в данной области. Кроме того, статья подчеркивает важность временного измерения в оценке последствий социального остракизма и его роли в формировании эмоциональных реакций и стратегий совладания у пострадавших 3.

Статья "Aggression through the Prism of Social Ostracism" от Е.Э. Бойкиной, опубликованная в электронном журнале "Contemporary Foreign Psychology" в 2019 году (Том 8, № 3, с. 60-67), представляет собой обзорное исследование, посвященное взаимосвязи агрессивности и социального остракизма. В данной статье автор детально рассматривает агрессивное поведение в контексте социального остракизма, основываясь на анализе ряда зарубежных исследований. По результатам анализа установлено, что социальный остракизм выступает важным фактором среды, который опосредует агрессивные реакции, включая те, что имеют радикальное направление. Статья выделяет, что даже незаметные внешне формы социального остракизма, такие как игнорирование, исключение и отвержение, а также более организованные проявления, такие как буллинг и моббинг, оказывают значительное воздействие и выступают мощным триггером для возникновения агрессивности у индивида. Подчеркивается, что статья предоставляет важный взгляд на влияние социального остракизма как фактора, способствующего формированию агрессивных реакций, и подчеркивает не только явные, но и скрытые проявления данного явления. Работа автора становится важным вкладом в понимание взаимосвязи социальных факторов и агрессивности в современном обществе 4.

В данной статье, автор Gökmen Arslan (2021), исследует серьезные последствия социального остракизма для адаптации подростков и их обучения в школе. Исследование, проведенное на группе из 337 подростков, демонстрирует, что социальный остракизм значительно влияет на академическое самоопределение, просоциальное поведение и поведенческие проблемы. Полученные результаты также подтверждают, что академическое самоопределение и просоциальное поведение играют роль посредников в связи между социальным остракизмом и поведенческими проблемами подростков. Выводы статьи подчеркивают, что понимание этих взаимосвязей может способствовать разработке эффективных стратегий вмешательства и предотвращения в школьной среде для поддержки здорового развития и успешной адаптации учащихся 5.

В данном обзоре литературы, основанном на изучении пяти ключевых статей, мы выявили ценные исследовательские аспекты, касающиеся темы социального остракизма в студенческой среде. Анализ работ Асылбековой М.П. и Шайхымуратовой И.Б. (2023), Ничипоренко (2021), Уильямса (2009), Бойкиной (2019), и Арслана (2021) предоставил углубленное понимание многогранности явления социального остракизма. Также, статья Асылбековой М.П. и Шайхымуратовой И.Б. (2023) выделяет актуальность проблемы социального остракизма в студенческих коллективах, определяя его как универсальное социальное явление, влияющее на физическое и психологическое благополучие студентов. В свою очередь, Ничипоренко (2021) предлагает темпоральную модель потребностей и угроз, раскрывая влияние остракизма на человеческую психологию.

Работа Уильямса (2009) представляет собой важное теоретическое основание, где социальный остракизм рассматривается как источник тяжелой депривации базовых потребностей человека, таких как принадлежность, самоуважение, контроль и безопасность. Бойкина (2019) в своем обзоре подчеркивает важность взаимосвязи агрессивности и социального остракизма, показывая, что даже незаметные формы остракизма могут служить триггером для возникновения агрессивности у индивида. Статья Арслана (2021) фокусируется на воздействии социального остракизма на академическое самоопределение и просоциальное поведение подростков, предостерегая о возможных негативных последствиях для их адаптации и развития.

Таким образом, исследования, представленные в этих статьях, формируют важный каркас для понимания многогранности социального остракизма в студенческой среде и предоставляют ценные основы для разработки стратегий предотвращения и вмешательства в данном контексте. Они также подчеркивают актуальность дальнейших исследований в данной области для более глубокого понимания и эффективного решения проблем социального остракизма среди студентов.

Основная часть

Социальный остракизм в студенческой среде представляет собой сложное и многогранное явление, заслуживающее внимания и глубокого анализа. Это понятие охватывает широкий спектр социальных воздействий, включая игнорирование, исключение, отвержение, а также более организованные проявления, такие как буллинг и моббинг. Важно рассматривать социальный остракизм не только как индивидуальный опыт, но и как явление, встраивающееся в контекст коллективных взаимоотношений в студенческих группах.

Определение ключевых характеристик социального остракизма в студенческой среде базируется на комплексном анализе ряда исследований, представленных в обзоре литературы. Среди них выделяются основные черты, такие как формы остракизма (например, игнорирование, исключение, отвержение), стадии реакции на остракизм (рефлексивный, принятие и др.), типология остракизма (псевдоостракизм, ролевой остракизм, карательный остракизм, оборонительный остракизм, непреднамеренный остракизм). Определение характеристик социального остракизма в студенческой среде также включает аспекты влияния данного явления на физическое и психологическое благополучие студентов, их академическое самоопределение, просоциальное поведение и поведенческие проблемы. Ключевым вопросом является также роль социального остракизма в формировании групповой динамики и влияние на общественный климат в учебных заведениях. В данном разделе основной части предполагается более детальное раскрытие этих аспектов с целью глубокого понимания явления социального остракизма в студенческой среде и определения путей его предотвращения и преодоления.

Анализ особенностей проявления остракизма среди студентов

В контексте студенческой среды особенности проявления социального остракизма выражаются в разнообразных формах, оказывающих влияние на индивидуальные и групповые динамики в учебных заведениях. Одной из распространенных форм является игнорирование, которое может проявляться как в невнимательном отношении со стороны одногруппников к мнению или участию студента, так и в форме умышленного пренебрежения его присутствием. Исключение представляет собой второй аспект остракизма, проявляющийся в фактическом изоляционном поведении. Это может включать в себя исключение из групповых мероприятий, учебных групп, а также социальных кругов. Третьим видом остракизма является отвержение, выражающееся в явной дискриминации, унижении, или даже насилии в отношении студента. Психологический аспект проявления остракизма также важен. Это может включать в себя эмоциональное воздействие на студента, вызывая чувство отчуждения, одиночества, и даже депрессии. Важно отметить, что особенности проявления остракизма среди студентов могут быть взаимосвязаны, создавая сложные сценарии воздействия на психосоциальное благополучие студентов.

Педагогические подходы к профилактике социального остракизма

Для эффективной профилактики социального остракизма среди студентов необходим комплексный подход, основанный на педагогических стратегиях. Важным компонентом является формирование толерантной и инклюзивной образовательной среды, где студенты чувствуют себя признанными и уважаемыми. Педагогические методики должны включать в себя обучение коммуникационным навыкам, развитие эмпатии и понимания, а также пропаганду ценностей сотрудничества и взаимопомощи. Важным элементом профилактики является раннее выявление инцидентов остракизма и оперативное вмешательство со стороны преподавательского состава и администрации. Проведение образовательных программ, направленных на повышение осведомленности студентов о последствиях остракизма, также способствует формированию позитивного общественного климата в учебных заведениях. Таким образом, педагогические подходы к профилактике социального остракизма должны быть целенаправленными, систематическими и ориентированными на создание поддерживающей и безопасной образовательной среды для всех студентов.

Роль социальной педагогики в предотвращении остракизма

Социальная педагогика играет ключевую роль в формировании здоровой и инклюзивной образовательной среды, предотвращая проявление социального остракизма среди студентов. Задача социальных педагогов заключается не только в решении конкретных инцидентов остракизма, но и в предупреждении их возникновения через активное воздействие на социальные динамики в учебных заведениях.

Описание методов и подходов к формированию толерантной среды в образовательных учреждениях

  • Социальные педагоги акцентируют внимание на развитии навыков эффективного общения, включая уважение к мнению и чувствам других студентов. Этот подход способствует созданию позитивного взаимодействия и предотвращению конфликтов.
  • Социальные педагоги проводят образовательные мероприятия, направленные на формирование толерантности и понимания разнообразия в образовательном процессе. Эти программы включают в себя дискуссии, тренинги и культурные события, стимулирующие уважение к различиям.
  • Социальные педагоги создают пространство, где студенты могут обращаться за помощью в случае конфликтных ситуаций или ощущения остракизма. Эффективная индивидуальная поддержка может предотвратить возможные негативные последствия для психосоциального благополучия студентов.
  • Работа социальных педагогов направлена на создание позитивной групповой атмосферы, в которой поддерживается взаимопомощь и взаимопонимание. Это включает в себя активное вовлечение студентов в коллективные проекты, способствующие сближению и укреплению командного духа.
  • Социальные педагоги проводят систематический мониторинг социальной среды и реакций студентов, что позволяет выявлять потенциальные случаи остракизма на ранних стадиях и предпринимать необходимые меры.

Таким образом, все эти методы и подходы, внедренные социальными педагогами, способствуют формированию толерантной и безопасной образовательной среды, где студенты могут развиваться и обучаться, не подвергаясь риску социального остракизма. Своевременная и целенаправленная работа социальных педагогов играет важную роль в создании инклюзивных образовательных пространств.

Заключение

В настоящей статье был проведен анализ проблемы социального остракизма в студенческой среде и предложены педагогические подходы к его профилактике. Изучение различных аспектов социального остракизма позволило выделить ключевые факторы, влияющие на формирование негативной социальной динамики в учебных заведениях. Понимание механизмов проявления остракизма среди студентов и их воздействия на психосоциальное благополучие позволяет разработать эффективные методы предотвращения и коррекции. Важным элементом является раннее выявление инцидентов остракизма, что подчеркивает необходимость систематического мониторинга социальной среды в учебных заведениях.

Предложенные педагогические подходы охватывают широкий спектр мероприятий, начиная от обучения коммуникационным навыкам и завершая формированием толерантной образовательной среды. Интеграция этих методов в образовательный процесс способствует не только предотвращению проявлений остракизма, но и созданию позитивной атмосферы в учебных заведениях. Однако, следует отметить, что предложенные подходы требуют дальнейших исследований и практической апробации. Адаптация методов к конкретным контекстам учебных заведений и учет индивидуальных особенностей студентов являются ключевыми направлениями для дальнейших исследований в области социальной педагогики.

Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что разработка и внедрение системы педагогической профилактики социального остракизма в студенческой среде имеет потенциал существенно улучшить образовательный процесс, способствуя формированию толерантной, инклюзивной и поддерживающей образовательной среды для всех студентов.

Список литературы

  1. Асылбекова, М., & Шайхымуратова, И. (2023). Студенттік ортада әлеуметтік остракизмнің алдын алу бойынша ЖОО-да педагогикалық жұмысты ұйымдастыру мәселесі. Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің хабаршысы. Педагогика. Психология. Социология сериясы, 144 (3), 37- Retrieved from https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/500
  2. Nichiporenko, N. P. (2021). Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска [The specifics of the perception of some aspects in the educational environment by students of the risk group]. Казанский педагогический журнал, № 5, 37- DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.037.
  3. Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model. In Zanna M. (ed.) // Advances in Experimental Social Psychology. – 2009. – Vol. 41. – PP. 279-314.
  4. Boykina E.E. Aggression through the prism of social ostracism / E.E. Boykina // Electronic journal "Contemporary Foreign Psychology". – 2019. – T. 8. – № 3. – S. 60-67.
  5. Arslan, G. (2021). Social ostracism in school context: academic self-concept, prosocial behaviour, and adolescents’ conduct problems. The Educational and Developmental Psychologist. Advance online publication. https://doi.org/10.1080/20590776.2020.1834830.

Интересная статья? Поделись ей с другими: