УДК 373

Цифровые технологии в культурно-просветительской деятельности начальной школы

Юсова Гульфира Радиковна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье дано определение культурно-просветительской деятельности. Выделена роль цифровых технологий в культурно-просветительской деятельности начальной школы. Охарактеризованы виды цифровых технологий, применяемых в культурно-просветительской деятельности начальной школы.

Ключевые слова: цифровые технологии, культурно-просветительская деятельность, начальная школа, обучение.

В современном обществе происходит интенсивное развитие цифровых технологий, что существенно влияет на все сферы человеческой деятельности. Это тенденция в значительной степени определяет трансформацию процессов обучения и воспитания, требуя от педагогов принятия новых подходов и методик. Внедрение цифровых технологий в начальной школе направлено не только на обучение детей основам информационных технологий, но и на использование этих технологий как средства для повышения качества образования в целом. Это включает в себя использование интерактивных досок, образовательных приложений, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов, которые способствуют лучшему восприятию и усвоению материала. Кроме того, цифровые технологии позволяют учителям адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика, что особенно важно на начальном этапе обучения.

В свою очередь, культурно-просветительская деятельность в начальной школе играет ключевую роль в формировании личности ребенка, закладывая основу для всестороннего развития учащихся. Под «культурно-просветительской деятельностью» понимается педагогически организованная свободная деятельность, направленная на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня личности.

Культурно-просветительская деятельность расширяет горизонты младших школьников, воспитывая в них уважение к культурному наследию, развивая творческие способности и эстетическое восприятие мира. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и социальной адаптации детей, что важно для их успешной социализации и личностного роста. Культурно-просветительские мероприятия, такие как театральные постановки, музыкальные концерты, посещение музеев и художественных выставок, способствуют расширению кругозора детей, стимулируют их любознательность и вдохновляют на новые открытия, что формирует основу для гармоничного развития молодого поколения [1].

В культурно-просветительской деятельности цифровые технологии играют ключевую роль:

  • обогащение учебного процесса. Цифровые технологии делают обучение более интерактивным и вовлекающим, помогая учащимся лучше усваивать и запоминать информацию. Примеры включают интерактивные уроки истории с использованием виртуальной реальности или мультимедийные презентации в уроках искусства [3].
  • развитие критического мышления и творческих навыков. Цифровые инструменты стимулируют учащихся к анализу, критическому осмыслению информации и творческому подходу к решению задач.
  • доступность информации. Цифровые ресурсы, такие как онлайн-библиотеки и образовательные платформы, обеспечивают легкий доступ к широкому спектру культурных и образовательных материалов.
  • содействие инклюзивности и разнообразию. Цифровые технологии позволяют адаптировать учебный процесс под нужды учеников с различными образовательными потребностями и способствуют включению разнообразных культурных и исторических контекстов в обучение.
  • подготовка к жизни в цифровом обществе. Включение цифровых технологий в культурно-просветительскую деятельность способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для успешной адаптации и функционирования в современном цифровом мире.

В области культурно-просветительской деятельности начальной школы активно используются различные виды цифровых технологий:

  • интерактивные доски и проекторы. Используются для наглядного представления учебного материала, проведения интерактивных уроков, в том числе с использованием образовательного контента, доступного в интернете.
  • образовательные компьютерные программы и приложения. Включают обучающие игры, программы для изучения иностранных языков, математики, окружающего мира и других предметов. Эти программы часто предлагают интерактивный подход к обучению, который увлекает учащихся и способствует лучшему усвоению материала.
  • электронные учебники и образовательные ресурсы. Предоставляют доступ к широкому спектру материалов, включая тексты, иллюстрации, видео и аудиоматериалы, которые могут использоваться для обогащения учебного процесса.
  • платформы для дистанционного обучения (Учи.ру, ЯКласс, Google, Padlet, Canva и др.). Используются для организации онлайн-уроков, домашних заданий и взаимодействия с учениками и родителями. Такие платформы могут включать функции видеоконференций, обмена файлами и организации групповой работы [2].
  • мультимедийное оборудование. Включает в себя аудиосистемы, видеокамеры и фотоаппараты, которые могут использоваться для создания образовательного контента, организации творческих проектов и проведения виртуальных экскурсий.
  • робототехника и программирование. Во многих школах проводятся занятия по основам робототехники и программирования, используя образовательные наборы для сборки и программирования роботов, что способствует развитию логического мышления и инженерных навыков [5].

На наш взгляд, эти технологии не только улучшают качество образования, но и помогают учащимся развивать цифровую грамотность, которая является важной компетенцией в современном мире. Внедрение цифровых технологий в культурно-просветительскую деятельность начальной школы в России отражает глобальные тенденции в образовании и направлено на подготовку учащихся к жизни и работе в цифровую эпоху.

Главным результатом организации культурно-просветительской деятельности в начальной школе является воспитание человека культуры через создание культурного пространства образовательного учреждения [4].

Таким образом, цифровые технологии, играя ключевую роль в культурно-просветительской деятельности начальной школы, оказывают значительное влияние на формирование у младших школьников навыков важных для современного общества. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс не только обогащает учебную программу интерактивными и инновационными методами обучения, но и способствует развитию критического мышления, творческих способностей и цифровой грамотности у учащихся. Создавая более динамичное и вовлекающее образовательное пространство, эти технологии помогают учащимся лучше адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира и готовят их к активной жизни в цифровую эпоху, при этом не забывая о важности культурного развития личности и сохранении культурного наследия.

Список литературы

  1. Виситаева, И. З. Культурно-просветительская деятельность: сущность, содержание, структура / И. З. Виситаева, И. В. Мусханова // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 8. – С. 34-37.
  2. Канищева, С. В. Интернет-технологии в области культурно-просветительской деятельности / С. В. Канищева, Я. В. Иваненко // Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023.
  3. Кучина, Т. Г. Использование цифровых технологий в начальной школе / Т. Г. Кучина, Н. М. Новоженина, Н. В. Романова // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования : Материалы V Международной научно-практической конференции. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева", 2023. – С. 305-308.
  4. Морозова, С. А. Анализ передового педагогического опыта организации культурно-просветительской деятельности в современной школе / С. А. Морозова // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 175-180.
  5. Печенева, И. И. Цифровые технологии в начальной школе: актуальность и проблемы / И. И. Печенева // Междисциплинарный дискурс. диалог поколениЙ : сборник статей. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2023. – С. 111-114.
  6. Селюкова, Е. А. Развитие самостоятельности младших школьников / Е. А. Селюкова, Н. Ю. Москвитина // II Международная научная конференция по междисциплинарным исследованиям : сборник статей. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью "Институт Цифровой Экономики и Права", 2023. – С. 185-187.

Интересная статья? Поделись ей с другими: