УДК 372.881.1

Реализация метапредметного подхода в обучении якутскому языку

Кондратьева Сардана Афанасьевна – аспирант Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Аннотация: в этой исследовательской работе рассматривается специфика и особенности метапредметного подхода в обучении якутскому языку, при этом сделан акцент на практической реализации эффективных методик, инструментов и средств запоминания информации; взаимодействие преподавателя и учащихся носит либеральный характер, с целью достижения метапредметного результата образовательного процесса; итоги этого исследования позволяют сотрудникам учебных центров улучшить свои показатели, организовать новый формт для занятий якутским языком (для обеспечения более результативного формирования у учащихся знаний, навыков и умений); важным направлением реализации метапредметного подхода в оубчении является возможность применения межпредметных понятий в социальной и познавательной практике, а также планирование, прогнозирование учебной среды, осуществление взаимовыгодного сотрудничества субъектов образовательной системы.

Ключевые слова: якутский язык, родной язык, метапредметный подход, межпредметные связи.

Роль учебного предмета «Родной язык» обозначена как один из ключевых элементов формирования гражданской идентичности [1]. Ее предметные результаты подробно изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте, в том числе о возможностях углубленного обучения «с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения» [2]. На региональном уровне статус якутского языка в общих чертах закреплен Конституцией РС(Я), Законом об образовании РС(Я), Законом о языках РС(Я), Концепцией преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия).

В поликультурном обществе нашему государству необходимы люди, способные к осознанию собственной национальной идентичности и владеющие значительными знаниями истории своего государства и края. Необходима личность нравственная, уважительно относящаяся к другому человеку, что может быть воспитано только через культуру, искусство и литературу. Достижение таких планируемых результатов невозможно без реализации метапредметного подхода на современном уроке, поскольку такой подход дает наиболее полную картину мира, предоставляя обучающемуся возможность для самоопределения.

В первую очередь необходимо дать определение понятию метапредметный подход в обучении. Это совокупность методов, инструментов, средств, нацеленных на приобретение устойчивых навыков, знаний и способностей к реализации новых способностей на практике. Именно благодаря метапредметному подходу при обучении якутскому языку происходит переход от стандартной модели дробления знаний на разные дисциплины к целостному восприятию запоминаемой информации с учетом ее ценности в окружающей действительности. По мнению известного исследователя А.А. Кузнецова, результаты использование методов метапредметного подхода в образовании уникальны, практичны и эффективны. Они позволяют в максимально короткие сроки добиться высоких показателей решения жизненных проблем, освоения конкретных знаний и навыков, необходимых в разных учебных и общественных средах [3].

Сейчас в научной среде до сих пор много споров об актуальности, возможности практической реализации метапредметного подхода в изучении иностранных языков, а также определенных учебных дисциплин. Важно понимать, что такая модель обучения создает у учащихся системное восприятие, не просто констатацию фактов и требования к запоминанию разрозненных данных – а концепт знаний о мире, который может быть выражен в числа и формулах, в телах и полях, в художественных произведениях (математика, физика, литература и другие учебные дисциплины). В актуальных условиях метапредметный подход обладает множеством доказанных преимуществ. Однако не стоит забывать, что для его правильного применения нужно создать позитивно устойчивую мотивационную среду на занятиях. Требуется использовать максимально простые и понятные меры, проводить мероприятия, которые помогут учащимся понять суть системного подхода, без выделения конкретных научных дисциплин. Метапредметные понятия могут быть реализованы в социальной практике, познавательной и творческой деятельности, а также при планировании образовательных процессов или учебного сотрудничества (для стирания граний между учашимися и преподавателями) [4].

Отдельно стоит отметить, что рассматриваемый подход ставит перед собой задачу формирования нового формата сознания и восприятия окружающей действительности. Актуальность, полнота сведений, применение информационно-коммуникационных технологий, отказ от информационных ограничений по одному предмету – все это является признаками метапредметного подхода. Помимо этого, активное взаимодействие преподавателей с детьми формирует базу разных видов деятельности в контексте с постоянным анализом вариантов вопрос-ответ для запоминания новых данных, создания условия для устойчивого личностного роста учащегося [5]. Что же касается использования метапредметного подхода в обучении якутскому языку, то важно представить этот учебный предмет, как совокупность знаний из разных материалов. Дисциплина «якутский язык» признана основным курсом, создающим у учащихся общекультурные, речевые способности для конкурентоспособности на российском и локальном рынках труда в современных условиях.

Многие отечественные исследователи считают, что учебный предмет «якутский язык» занимает ведущее место в обучении детей из начальных классов – так как нацелен на формирование функциональной грамотности младших школьников, приобретения ими универсальных учебных навыков. От качества преподавания этой дисциплины зависят и другие показатели детей и подростков, а также их личное отношение к якутскому языку, как уникальному феномену. Предмет «якутский язык» является метапредметным, что предполагает наделение занятий по этой дисциплине рядом особенностей – использования современных методик преподавания, с необходимостью активного взаимодействия учащихся и учителей. На уроках рассматриваются такие положения, как освоение лексики, изучение грамматики, знакомство с культурой и традициями, чтений художественных текстов на якутском языке. Например, в учебнике для 5 класса по теме «Ситимнээх саҥа» в девятом задании дети знакомятся с произведением известного писателя Дмитрия Кононовича Сивцева - Суорун Омоллоон «Дорообо, төрөөбүт тыам!» [6]. В данном случае после чтения произведения можно не только обсудить этот текст с учениками, но и попросить детей найти дополнительную информацию про Республику Саха (Якутия), про свой родной район, село, сравнить якутские традиции с традициями других наций, составить сравнительную таблицу праздников и традиций. Многие темы предполагают «выход» за рамки обычного урока. Преподаватель создает условия для участия учащихся в проектной или учебно-исследовательской деятельности. Учитель как руководитель, консультант и эксперт проекта должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека.

Так, например, при изучении праздников якутского народа учитель должен обладать информацией не только по данной теме, но и знать идентичные праздники народностей своей страны и других стран. Учитель якутского языка должен давать детям возможность получить и применить свои знания из области географии, истории, мировой художественной культуры, литературы, биологии и т. д. Предметное содержание уроков якутского языка, например в пятом классе предполагает использование и актуализацию учебного материала следующих курсов: география, история, литература, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир и др. Так, например, изучение и усвоение грамматики якутского языка эффективно, если привлекать знания грамматики языка русского, так как параллельно используются одинаковые категории, такие как «член предложения», «часть речи», «число», «падеж», «время». Взаимосвязь якутского языка с другими дисциплинами помогает решать образовательные и воспитательные задачи преподавания языка. Эти задачи решаются в процессе организации всей деятельности учащихся, в ходе преподавания всех учебных предметов.

Список литературы

  1. Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия). Распоряжение Правительства РС(Я) от 16 мая 2023 г. №387-р
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
  3. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3–6
  4. Лукина И. Г. Инновации как условие достижения надпредметных образовательных результатов школьников: дис. … канд. пед. наук / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. — СПб., 2009. — 200 с.
  5. Педагогический проект: проблема интеграции в современной школе [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/webhp?sourceid=chromeinstant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=
  6. Cаха тыла: 5 кылаас., үөрэх кинигэтэ / И.Е. Алексеев, И.П. Винокуров, Г.И. Гурьев, М.М. Попова ; [А.Н. Баишев ойуулара]. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 192 с.