УДК 37.013

Фразеологизмы как средство развития лингвострановедческой компетенции учащихся средних общеобразовательных школ

Насртдинова  Регина Ирековна – студент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Научный руководитель Галимова  Халида Халитовна – кандидат наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Аннотация: Данная статья посвящена развитию лингвострановедческой компетенции обучающихся средней общеобразовательной организации с использованием фразеологизмов английского языка. Мы рассмотрели применение фразеологизмов для развития лингвострановедческой компетенции среди обучающихся. В работе представлены теоретические основы и практические примеры использования фразеологизмов для обогащения лексического запаса и расширения знаний о культуре и истории стран англоязычного мира. Исследование этой темы позволило сделать вывод о положительном влиянии использования фразеологизмов на развитие лингвострановедческой компетенции обучающихся.

Ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, фразеология, фразеологические единицы, средство, развитие, английский язык, учащиеся, средняя общеобразовательная организация.

В современном информационном обществе знание иностранного языка становится важной составляющей успешной научно-технической, экономической и культурной деятельности. Вместе с тем, для глубокого освоения иностранного языка необходимо не только усвоение грамматических правил и лексических единиц, но и овладение лингвострановедческой компетенцией.

Таким образом, целью данной работы является – изучение использования фразеологизмов английского языка для развития лингвострановедческой компетенции обучающихся средней общеобразовательной организации.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по вопросу определения фразеологизмов и способов их применения в учебном процессе
  2. Исследовать влияние использования фразеологизмов на обогащение лексического запаса обучающихся и расширение их знаний о культуре и истории стран англоязычного мира.

Фразеологические единицы представляют собой стереотипные выражения, которые сочетают в себе слова с фиксированным значением и не могут быть переведены буквально. Они отражают национальные особенности языка и народной ментальности. При обучении английскому языку, использование фразеологизмов становится эффективным инструментом для развития лингвострановедческой компетенции учащихся.

Использование фразеологических единиц позволяет учащимся познакомиться с историей и культурой англоязычных стран. Фразеологические единицы неразрывно связаны с народной мудростью, традициями и обычаями. Они отражают особенности менталитета и языковых норм, а также разнообразие региональных вариантов использования выражений. При изучении таких единиц, учащиеся расширяют свой культурный кругозор и способность к межкультурному взаимодействию.

Кроме того, использование фразеологических единиц развивает навыки анализа и синтеза языковой информации. Учащиеся сталкиваются с нестандартным употреблением слов и выражений, что требует глубокого понимания контекста и способности интерпретировать фразеологические единицы в соответствии с ситуацией. Также использование фразеологизмов в обучении английскому языку развивает навыки контекстуального перевода и владения языковой игрой.

Освоение фразеологических единиц способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. Употребление фразеологических выражений в речевой активности помогает учащимся грамотно и эффективно выражать свои мысли и идеи. Фразеологические единицы придают речи эмоциональную окраску и выразительность, что способствует улучшению межличностных коммуникационных навыков.

Таким образом, использование фразеологических единиц в обучении английскому языку является важным средством для развития лингвострановедческой компетенции учащихся. Они помогают расширить культурный кругозор и способности к межкультурному взаимодействию, развивают навыки анализа и синтеза языковой информации, а также улучшают коммуникативные навыки. Поэтому включение фразеологических единиц в учебный процесс рекомендуется как один из методов эффективного обучения английскому языку.

Мы рассмотрели обширный набор упражнений и заданий, ориентированных на активное использование фразеологических единиц. Одно из таких заданий состоит в том, чтобы ученики составили диалог по заданной теме, включающий в себя фразеологические выражения. Это позволяет им попрактиковаться в использовании этих выражений в реальном коммуникативном контексте.

Пример задания:

Тема: Путешествия и туризм

Задание: В группах из двух человек составьте диалог о планировании путешествия на английском языке. Ваш диалог должен включать в себя не менее четырех фразеологических выражений на тему путешествий. Используйте следующие фразы как отправную точку, добавив свои детали и дополнив диалог:

A trip of a lifetime; Get off the beaten track; A tourist trap; Have a whale of a time; Go the extra mile.

Пример диалога:

Student A: Hey, have you thought about our summer vacation yet?

Student B: Absolutely! I've always wanted to go on a trip of a lifetime.

Student A: Sounds exciting! Where are you thinking of going?

Student B: I'm actually looking to get off the beaten track and avoid the typical tourist destinations.

Student A: That's a great idea! I'm tired of visiting the same tourist traps all the time. Have you found any hidden gems?

Student B: Yes, I've done some research and found a small island in Greece that’s still relatively unknown to tourists. I think we'll have a whale of a time exploring its untouched beauty!

Student A: That sounds amazing! I love the idea of going the extra mile to discover unique places. Let's definitely plan our trip there!

Примечание: Ученикам следует быстро и свободно использовать фразеологические выражения в естественном контексте, чтобы улучшить их навыки общения на английском языке. Допускается использование других фразеологических выражений или добавление других деталей в диалог.

Кроме того, в рамках практической части работы проводятся различные игры и ролевые упражнения, в которых ученикам необходимо использовать фразеологические выражения для коммуникации и решения различных задач. Например, ученики могут быть разделены на группы и попросить исполнить роли в ситуациях, где требуется использование фразеологизмов. Это помогает ученикам осознавать и усваивать фразеологические выражения в более глубоком и практическом смысле.

В результате проведенного исследования было выявлено, что использование фразеологизмов в процессе изучения английского языка имеет положительное влияние на развитие лингвострановедческой компетенции учащихся.  Задания помогают не только обогатить лексический запас обучающихся, но и расширить их знания о культуре и истории стран англоязычного мира.

Примеры использования фразеологизмов, представленные в работе, демонстрируют практическое применение данной методики. Учащиеся, изучая эти выражения, смогут не только лучше понимать англоговорящую культуру, но и более глубоко вникнуть в особенности языка и его использование в различных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение фразеологизмов в изучении английского языка способствует развитию лингвострановедческой компетенции учащихся средней общеобразовательной организации. Эти выражения дополняют стандартный учебный материал и помогают учащимся более полно понять язык и культуру страны, с которой они связаны.

Список литературы

  1. Акимова О. С. Формирование лингвострановедческой компетенции старших школьников // Молодой ученый. 2016,№8. — С. 896-898.
  2. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии / Н. Н. Амосова. –Л.: Наука, 1989. –208 с.
  3. Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. –2004. - №5. –С.28 – 30.
  4. Ариян М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе 2000
  5. Дубровин М.И.  Русские  и  английские  идиомы  /  М.  И.  Дубровин –М.: ИЛБИ, 2001
  6. Галина,Д. О.  Формирование  социокультурной  компетенции  на  уроках иностранному  языку  /  Д.  О.  Галина.  //  Материалы  VIIIМеждународной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». –2016.
  7. Овчинникова,М.Ф.Технология формирования  социолингвистической компетенции  учащихся  филологического  класса  средней  школы/  М.Ф. Овчинникова. –Вестник  БГУ.    No1.[Электронный  ресурс]. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-sotsiolingvisticheskoy-kompetentsii-uchaschihsya-filologicheskogo-klassa-sredney-shkoly (дата обращения: 10.12.2023). –Текст: электронный.
  8. Funny English   Idioms   And   Their   Meanings/   Roisin   Hahessy   URL: https://www.boredpanda.com/funny-english-idioms-meanings-illustrations-roisin-hahessy/?utm_source=google&utm_medium=organic&utm_campaign=organic  (датаобращения: 1.12.2023). –Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: