УДК 159.9.07

Исследование взаимосвязи профессиональной востребованности и толерантности к неопределенности педагога

Насырова Нина Юрьевна – магистрант Амурского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь профессиональной востребованности и толерантности к неопределенности педагога. Приведены результаты исследования профессиональной востребованности и толерантности к неопределенности педагога по опросникам К.В. Карпинского, Е. В. Харитонова, А. Б. Ясько, Т.В. Корнилова. В результате исследования была выявлена взаимосвязь между профессиональной востребованностью педагогов и их уровнем толерантности к неопределенности профессиональной деятельности. Заключение работы основано на корреляционном анализе данных диагностик из упомянутых опросников, позволившем выявить ключевые факторы влияющие на профессиональную востребованность и толерантность к неопределенности.

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, профессиональная востребованность, педагог, педагогическая деятельность, взаимосвязь.

В современном обществе профессиональная востребованность и успешность педагогической деятельности обусловлены не только умением эффективно передавать знания, но и готовностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, неопределенности и нестандартным ситуациям. Одним из ключевых факторов, определяющих эти способности педагога, является его толерантность к неопределенности.

Толерантность к неопределенности представляет собой психологическую особенность личности, которая проявляется в способности сохранять психическую устойчивость в условиях неопределенности, необходимости принимать неопределенные ситуации и действовать в них. В период быстрого развития технологий и общественных изменений, педагоги сталкиваются с растущим числом неизвестных и нестандартных задач, требующих гибкости, креативности и способности принимать решения в ситуациях с ограниченной информацией.

Исследования взаимосвязи профессиональной востребованности и толерантности к неопределенности педагога является актуальным и важным, так как позволяет углубить понимание специфики профессии педагога и выявить факторы, которые влияют на успешность педагогической деятельности.

Для изучения личностных особенностей толерантных к неопределенности и профессиональной востребованности педагогов нами были сформированы две группы испытуемых. В исследовании принимали участие педагогические работники общеобразовательного учреждения города Райчихинска, общим количеством 18 педагогов, со стажем работы от 3 лет до 42 лет. Их численный состав оказался одинаковым – в каждую группу входило по 9 человек со стажем работы от 3 до 42 лет. Оценка уровневых различий исследуемых параметров между педагогами с разным стажем работы, первая группа педагогов со стажем от 3 до 25 лет, 2 группа педагогов со стажем от 26 до 42 лет.

Для диагностики профессиональной востребованности и толерантности к неопределённости мы применяли следующие методики:

  1. Опросник «Профессиональное самоотношение личности» К.В. Карпинского [1].
  2. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) Е. В. Харитонова, А. Б. Ясько [7].
  3. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корнилова [2].

В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа по проведенным методикам.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по проведенным методикам.

Показатель

Коэффициент корреляции (r)

t-критерий Стьюдента

Критическое значение t-критерия Стьюдента

Статистическая значимость (p)

Общий уровень профессиональной востребованности личности (ОУПВ) (Е. В. Харитонова, А. Б. Ясько)

0.682

2.465

2.365

p < 0.05

Общий показатель позитивности профессионального самоотношения (К.В. Карпинского)

-0.352

-0.995

2.365

p > 0.05

Толерантность к неопределенности (ТН) (Т.В. Корнилова)

0.171

0.459

2.365

p > 0.05

Интолерантность (ИТН) (Т.В. Корнилова)

0.310

0.861

2.365

p > 0.05

Межличностная интолерантность к неопределенности (МИТН) (Т.В. Корнилова)

-0.528

-1.643

2.365

p > 0.05

Так по результатам опросника «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) Е. В. Харитонова, А. Б. Ясько [7]. По шкале «Общий уровень профессиональной востребованности личности» (ОУПВ). Коэффициент кор
реляции (r) равен 0.682. Число степеней свободы (f) составляет 7t-критерий Стьюдента равен 2.465. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.365 - зависимость признаков статистически значима (p<0,05). Это свидетельствует о существенной положительной корреляции между профессиональной востребованностью и личностными характеристиками. Это означает, что чем выше профессиональная востребованность педагога, тем выше его личностные качества, влияющие на успешное осуществление профессиональной деятельности.

По результатам опросника «Профессиональное самоотношение личности» К.В. Карпинского [1]. По шкале «Общий показатель позитивности профессионального самоотношения», Коэффициент корреляции (r) равен -0.352 Число степеней свободы (f) составляет 7t-критерий Стьюдента равен -0.995. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.365. - зависимость признаков статистически не значима (p>0,05). Это свидетельствует о том, что между стажем работы педагогов и показателем позитивности профессионального самоотношения существует отрицательная корреляция. Это означает, что с увеличением стажа работы педагогов у них наблюдается снижение уровня позитивности профессионального самоотношения.

Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корнилова [2]. По шкале «Толерантность к неопределенности» (ТН), Коэффициент корреляции (r) равен 0.171. Число степеней свободы (f) составляет 7t-критерий Стьюдента равен 0.459. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.365, зависимость признаков статистически не значима (p>0,05). Это свидетельствует о том, что существует слабая положительная связь между стажем работы и толерантностью к неопределенности у педагогов. Это означает, что чем больше стаж работы, тем выше у педагогов толерантность к неопределенности. Однако коэффициент корреляции достаточно низкий, что говорит о том, что связь между этими двумя переменными не является сильной и может быть влияние и других факторов на толерантность к неопределенности у педагогов.

По шкале «Интолерантность» (ИТН) Коэффициент корреляции (r) равен 0.310. Число степеней свободы (f) составляет 7t-критерий Стьюдента равен 0.861. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.365, зависимость признаков статистически не значима (p>0,05). Коэффициент корреляции (r) равен 0.310 у педагогов с разным стажем работы это свидетельствует о том, что у педагогов с разным стажем работы есть некоторая положительная связь между интолерантностью и неопределенностями. Однако, значение коэффициента корреляции достаточно низкое, что может указывать на то, что связь не является сильной или значимой.

По шкале «Межличностная интолерантность к неопределенности» (МИТН) Коэффициент корреляции (r) равен -0.528, число степеней свободы (f) составляет 7t-критерий Стьюдента равен -1.643Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.365, зависимость признаков статистически не значима (p>0,05). Коэффициент корреляции (r) равен -0.528 это свидетельствует о том, что есть обратная связь между толерантностью к неопределенности и межличностной интолерантностью. В данном случае, чем выше толерантность к неопределенности (больше значение r), тем ниже межличностная интолерантность, и наоборот.

Обратная связь между толерантностью к неопределенности и межличностной интолерантностью означает, что эти два понятия обратно связаны друг с другом. Если человек имеет высокий уровень толерантности к неопределенности, то он обычно будет иметь более низкий уровень межличностной интолерантности, и наоборот.

В результате проведенных исследований: опросника «Профессиональное самоотношение личности» К.В. Карпинского, опросника «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) разработана Е. В. Харитоновой и А. Б. Ясько, «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корнилова. Методики позволяют измерить разные аспекты профессиональной деятельности, а также выявить их связь с личностными характеристиками педагога и стажем работы. Согласно исследованиям, проведенным с использованием данных опросников, установлена положительная корреляция между профессиональной востребованностью педагога и его личностными качествами.

Личностные качества педагога, такие как коммуникабельность, эмпатия, толерантность, профессиональная ответственность и организованность, оказывают положительное влияние на профессиональную востребованность педагога. Однако, наряду с положительной связью между профессиональной востребованностью и личностными качествами, существует также отрицательная корреляция между стажем работы и позитивностью профессионального самоотношения у педагогов. Исследования, проведенные с помощью опросника Карпинского, показывают, что на протяжении длительного стажа работы педагоги могут испытывать усталость, недоверие или разочарование, что может сказываться на их отношении к профессии.

Толерантность к неопределенности относится к индивидуальной способности терпеть или принимать неопределенность, непредсказуемость и новые ситуации. Педагоги с высоким уровнем толерантности к неопределенности более готовы адаптироваться к неизвестным ситуациям, менять свои планы и взгляды, не ощущая дискомфорта или тревоги.

Межличностная интолерантность, в свою очередь, относится к негативным эмоциональным реакциям на отличия во взглядах, убеждениях или поведении других людей. Педагоги с высоким уровнем межличностной интолерантности могут испытывать элементы нетерпимости, предубеждения и дискриминации по отношению к другим.

Исследования показывают, что существует обратная связь между этими двумя конструктами. Педагоги с высоким уровнем толерантности к неопределенности проявляют меньше межличностной интолерантности и более открыты к разнообразию взглядов и мнений. Могут лучше принимать и
адаптироваться к различиям в культурных, политических или социальных установках. Это объясняется тем, что педагоги с высокой толерантностью к неопределенности открыты для новых идей и опытов в образовательном пространстве, что является особенно актуальным в настоящее время, так как происходит цифровизация образовательной среды с приходом новых технологий.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о существенной положительной корреляции между профессиональной востребованностью и личностными характеристиками, а также влиянии толерантности к неопределенности на профессиональную востребованность педагога.

Список литературы

  1. Карпинский В., А. М. Колышко. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: моногр./К-Гродно: ГрГУ, 2010.-140 с.
  2. Корнилова, Т.В., Чумакова, М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92-110.
  3. Лопушнян, Г.А. Влияние толерантности на педагогическое общение : методическое пособие для учителей [Электронный ресурс] / Г.А. Лопушнян. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. - 83 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23831.html
  4. Петрович, Д.Л. Профессиональная востребованность как фактор психологического благополучия / Д.Л. Петрович, А.А. Обознов, И.В. Кожанова. // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3. – № 4. – С. 115-128
  5. Поваренков, Ю.П Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога: монография / Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова. - Архангельск: САФУ, - 2014. – 159 с.
  6. Сохань Л. В., Степаненко, И.В. Личностный потенциал: структура и диагностика [Электронный ресурс] / Л.В. Сохань, И.В. Степаненко // Психология. Журнал ВШЭ. 2012. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-potentsial-struktura-i-diagnostika-pod-red-d-a-leontieva-retsenziya-l-v-sohan-i-v-stepanenko
  7. Харитонова, Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности: дис. канд. Психол. Наук/ Е.В. Харитонова. М.: - 2012 – 569 с.
  8. Ясько, Б.А. личностно-типологические «Профили» профессиональной востребованности [Электронный ресурс]/ Б.А. Ясько, Е.В. Харитонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 222-229. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/291554