УДК 376.33

Особенности психолого-педагогической диагностики развития коммуникативной функции речи у слабослышащих дошкольников

Хрисонова Альбина Николаевна– студент магистерской программы «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи» Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность проведения диагностической и коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих дошкольников в рамках реализации Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого, описаны особенности диагностики коммуникативных компетенций слабослышащих детей, представлены диагностические методики для психолого-педагогического обследования развития коммуникативной функции речи слабослышащих дошкольников (включая речевой, языковой и прагматический компоненты).

Ключевые слова: слабослышащие дошкольники, дети с нарушением слуха, коммуникативная функция речи, диагностика, Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа.

В тексте Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО) развитие коммуникативной и социальной компетентности определяется как важнейшая задача социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Именно поэтому психолого-педагогическая диагностика развития коммуникативной функции речи у слабослышащих дошкольников является важной частью коррекционно-педагогической работы. Такая диагностика позволяет определить текущий уровень коммуникативного развития и разработать индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка.

Диагностика слабослышащих дошкольников имеет свои особенности и требует специального подхода. Для этого могут быть использованы диагностические методики различных авторов, однако важна возможность адаптации заданий для конкретного ребенка. Ведь слабослышащие дошкольники являются неоднородной по составу группой. Каждый ребенок индивидуален – с различным темпераментом, степенью потери слуха, разнообразным слухоречевым опытом, уровнем развития речи и так далее. Все это играет немаловажную роль при обследовании ребенка и планировании последующей коррекционной работы.

Диагностика коммуникативной функции речи слабослышащих детей включает в себя оценку способности ребенка к общению и взаимодействию с окружающими. Анализ вербальной и невербальной коммуникации является обязательным и взаимодополняющим, так как высокий уровень развития речи не всегда коррелирует с социально-коммуникативными компетенциями. Так, например, ребенок, обладающий достаточным уровнем словарного запаса, верно использующий грамматические категории, не всегда имеет высокий уровень коммуникативной компетенции и наоборот ребенок, имеющий низкий уровень речевого развития, может иметь высокий уровень коммуникативной компетенции.

Психолого-педагогическое обследование индивидуального развития детей может проводиться педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободной беседы с детьми, специальных диагностических ситуаций.

Исходя из всего выше перечисленного, большая часть диагностических методик должна основываться на педагогическом наблюдении. Так как именно в процессе наблюдения педагог может изучить коммуникативные возможности ребенка в динамике; непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях в реальном времени, проводить запись данных сразу по нескольким параметрам.

Рабочей группой Министерства Просвещения России совместно с Лабораторией дошкольного образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» разработаны методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Данные методические рекомендации включают в себя готовые авторские карты развития, основанные на методе педагогического наблюдения. Для психолого-педагогической диагностики развития коммуникативной функции речи у слабослышащих дошкольников могут быть использованы следующие:

  • Исследование слуха речью дошкольников (Е. П. Кузьмичева)
  • Карта проявления активности (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова);
  • Карта проявлений инициативности (А. М. Щетинина);
  • Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок (Р. И. Лалаева).

Список литературы

  1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  2. Демина А. В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №3. С. 386-394. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-detey-s-narushennym-sluhom (дата обращения: 05.06.2023).
  3. Киселев С. Ю. Исследование речевых способностей у детей со слуховыми сенсорными нарушениями / С.Ю. Киселев, О.Н.Чащина // Интеграция медицины и психологии в XXI веке: сб. ст. / под ред. С. И. Блохиной, E. Т. Соколовой, Л. Т. Баранской. — Екатеринбург: Изд-во "СВ-96", 2007. — С. 187-194.
  4. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2002. 320 с.
  5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -- М., 2004. 72с.
  6. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 29.03.2023).
  7. Приказ Министерства просвещения российской федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  8. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.