УДК 159.9.072

Роль игры в формировании гармоничного развития дошкольников с нарушением слуха

Буданова Алёна Ярославовна – магистрант Донецкого государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена теме формирования слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровых технологий. Описывается программа для обучения детей с нарушением слуха. В статье рассматривается, какие элементы должна содержать игра, созданная для детей с нарушением слуха с целью формирования у них слухового восприятия.

Ключевые слова: слуховое восприятие, нарушения слуха, игровые технологии, игра, программа для обучения.

В настоящее время перед обществом, и в первую очередь, перед педагогами стоит задача воспитания и обучения детей, которые имеют какие-либо нарушения слуха. Эта проблема чаще всего решается с помощью игровых технологий [1].

Проблемой создания особой программы для таких детей становится слишком высокий рост количества детей с нарушениями такого типа. Решаются такие задачи с помощью технологий инновационного типа, а также специально придуманных и составленных игр [3].

Образовательные технологии содержат классификацию специальных технологий по формированию слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха. По одной из классификаций выделяют такие технологии образовательного типа: задачные, компьютерные, игровые, тренинговые;, диалоговые.

Педагогическая игра имеет четкую цель обучения, которая предполагает обязательный результат. Для формирования слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха используют игрушки, игры настольные, а также игры настольно-печатного характера [2].

Игрушки являются средством развития мотивации. На занятие может приходить сказочный персонаж, он играет на различных инструментах (барабане или гармошке). Герой обучает детей каким-нибудь новым навыкам и умениям.

Игры для детей с нарушениями слуха должны иметь захватывающий характер, должны иметь яркий сенсорный окрас, предметы и игрушки должны иметь звуковой характер. Если игра носит яркий эмоциональный окрас, то ребенок начинает откликаться на захватывающую и яркую игру. Если реакция ребенка содержит улыбку, смех и голосовой отклик, то реакция ребенка считается положительной [4].

Дети дошкольного возраста должны играть в игры с сюжетным и ролевым характером. Для того, чтобы вызвать ответ ребенка на какую-либо игру, необходимо, чтобы ребенок был включен в игру. Так они могут повторять какие-то слова и развивать свою речь. Так происходит обработка простых диалогов [5]. Работа и игра с мячом помогает контролировать паузы. Мячи с шипами помогают проводить массаж рук.

Дидактические игры проводятся с помощью мотивации и стимулирования к различной деятельности. Игры проводятся с помощью таких приемов как:

  1. Постановка цели для детей как задачи игры;
  2. Игра обязательно должна проводиться по правилам;
  3. Средством игры выступает материал для обучения;
  4. Обучение дошкольников с нарушениями слуха с помощью игры должно включать соревновательную часть [6].

Дидактические игры создаются для формирования и развития конкретных качеств ребенка. Игры в этом случае не только обучают ребенка, но также воспитывают его. Очень актуальны в формировании слухового восприятия у дошкольников дидактические игры. Но для участия в таких играх педагоги должны дать детям базовые знания.

Дидактическим материалом в данном случае выступают:

  • игрушки;
  • обыкновенные предметы бытового характера;
  • природные предметы (листья, фрукты).

Дидактические игры помогают решать задачи, поставленные перед обучением детей и формированием слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровых технологий:

  1. Дают детям с нарушениями слуха знания;
  2. Развивают речь;
  3. Положительно влияют на психические процессы.

Список литературы

  1. Головчиц Л.А. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А. Головчиц, Т.А. Осипова // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 42–49.
  2. Головчиц Л.А. Игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А. Головчиц, Т.Ю. Сироткина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2.
  3. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: БУК-МАСТЕР, 2019.
  4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей [Текст] / Сара Ньюмен; пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2020.
  5. Носкова Л.П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок: учебное пособие для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.П. Носкова. – 2018.
  6. Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать: учебное пособие для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.П. Носкова. – 2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими: