УДК 159.9.072
Роль игры в формировании гармоничного развития дошкольников с нарушением слуха
Буданова Алёна Ярославовна – магистрант Донецкого государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена теме формирования слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровых технологий. Описывается программа для обучения детей с нарушением слуха. В статье рассматривается, какие элементы должна содержать игра, созданная для детей с нарушением слуха с целью формирования у них слухового восприятия.
Ключевые слова: слуховое восприятие, нарушения слуха, игровые технологии, игра, программа для обучения.
В настоящее время перед обществом, и в первую очередь, перед педагогами стоит задача воспитания и обучения детей, которые имеют какие-либо нарушения слуха. Эта проблема чаще всего решается с помощью игровых технологий [1].
Проблемой создания особой программы для таких детей становится слишком высокий рост количества детей с нарушениями такого типа. Решаются такие задачи с помощью технологий инновационного типа, а также специально придуманных и составленных игр [3].
Образовательные технологии содержат классификацию специальных технологий по формированию слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха. По одной из классификаций выделяют такие технологии образовательного типа: задачные, компьютерные, игровые, тренинговые;, диалоговые.
Педагогическая игра имеет четкую цель обучения, которая предполагает обязательный результат. Для формирования слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха используют игрушки, игры настольные, а также игры настольно-печатного характера [2].
Игрушки являются средством развития мотивации. На занятие может приходить сказочный персонаж, он играет на различных инструментах (барабане или гармошке). Герой обучает детей каким-нибудь новым навыкам и умениям.
Игры для детей с нарушениями слуха должны иметь захватывающий характер, должны иметь яркий сенсорный окрас, предметы и игрушки должны иметь звуковой характер. Если игра носит яркий эмоциональный окрас, то ребенок начинает откликаться на захватывающую и яркую игру. Если реакция ребенка содержит улыбку, смех и голосовой отклик, то реакция ребенка считается положительной [4].
Дети дошкольного возраста должны играть в игры с сюжетным и ролевым характером. Для того, чтобы вызвать ответ ребенка на какую-либо игру, необходимо, чтобы ребенок был включен в игру. Так они могут повторять какие-то слова и развивать свою речь. Так происходит обработка простых диалогов [5]. Работа и игра с мячом помогает контролировать паузы. Мячи с шипами помогают проводить массаж рук.
Дидактические игры проводятся с помощью мотивации и стимулирования к различной деятельности. Игры проводятся с помощью таких приемов как:
- Постановка цели для детей как задачи игры;
- Игра обязательно должна проводиться по правилам;
- Средством игры выступает материал для обучения;
- Обучение дошкольников с нарушениями слуха с помощью игры должно включать соревновательную часть [6].
Дидактические игры создаются для формирования и развития конкретных качеств ребенка. Игры в этом случае не только обучают ребенка, но также воспитывают его. Очень актуальны в формировании слухового восприятия у дошкольников дидактические игры. Но для участия в таких играх педагоги должны дать детям базовые знания.
Дидактическим материалом в данном случае выступают:
- игрушки;
- обыкновенные предметы бытового характера;
- природные предметы (листья, фрукты).
Дидактические игры помогают решать задачи, поставленные перед обучением детей и формированием слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровых технологий:
- Дают детям с нарушениями слуха знания;
- Развивают речь;
- Положительно влияют на психические процессы.
Список литературы
- Головчиц Л.А. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А. Головчиц, Т.А. Осипова // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 42–49.
- Головчиц Л.А. Игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А. Головчиц, Т.Ю. Сироткина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2.
- Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: книга для учителя [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: БУК-МАСТЕР, 2019.
- Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей [Текст] / Сара Ньюмен; пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2020.
- Носкова Л.П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок: учебное пособие для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.П. Носкова. – 2018.
- Носкова Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать: учебное пособие для дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.П. Носкова. – 2019.