УДК 37.013

Кибербуллинг как фактор риска в подростковом возрасте

Турлыкова Ирина Валерьевна – научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема кибербуллинга в подростковом возрасте и его влияние на психологическое благополучие детей. В работе описываются методы выявления случаев кибербуллинга, а также приводятся результаты исследования, демонстрирующие негативное воздействие данного явления на эмоциональное состояние подростков. Предлагается ряд рекомендаций по предотвращению кибербуллинга и созданию безопасной онлайн-среды для детей.

Ключевые слова: кибербуллинг, насилие в онлайн-среде, травля подростков в Интернете, угрозы в сети.

Понятие кибербуллинга

Кибербуллинг — это форма насилия, которая происходит в онлайн-среде, когда один человек намеренно запугивает, унижает, оскорбляет или преследует другого человека, используя различные электронные средства связи, такие как социальные сети, мессенджеры, электронная почта и т.д. Кибербуллинг может проявляться в различных формах, включая угрозы, оскорбления, распространение ложной информации о жертве, публикацию ее личных данных и фотографий, создание фальшивых аккаунтов и т.д [1]. Это может привести к серьезным психологическим и эмоциональным последствиям для жертвы, таким как депрессия, тревога, социальная изоляция и даже самоубийство. Данное явление в научный оборот ввёл канадский педагог Билл Белси, который в своей статье описал это явление как преднамеренное.

По мнению О. С. Черкасенко, под кибербуллингом понимают преднамеренные агрессивные действия, которые осуществляются группой людей или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направлены против жертвы, которая не может себя легко защитить. Если кто-то из участников травли распространяет лживую информацию о ком-то, то он тоже может стать жертвой кибербуллинга [6]. В некоторых случаях обидчики и вовсе не знают, кто находится по ту сторону монитора, — для них жертва всего лишь элемент сговора, который никак нельзя назвать гуманным.

В западной психологии основоположниками изучения буллинга являются Олвеус Д., Пикас А. и Хайнеманн П., а также британские ученые Бесаг В. и Лэйн Д.

В отличие от обычного буллинга, который чаще всего проявляется в физическом виде, кибербуллинг имеет свои особенности:

  1. Анонимность. Кибербуллинги могут скрывать свою личность за вымышленными именами или вовсе не указывать её. Это придаёт им ощущение безнаказанности и позволяет вести себя более агрессивно.
  2. Доступность. В интернете имеются множество инструментов для буллинга: социальные сети, мессенджеры, электронная почта и другие средства коммуникации. Это повышает вероятность столкнуться с травлей и усложняет её предотвращение.
  3. Необратимость. Даже если оскорбительное поведение прекратится, информация о нём может остаться в интернете и долгое время влиять на жизнь жертвы.

Виды кибербуллинга

Исключение - человек или группа людей намеренно исключают кого-либо из онлайн-сообщества или группы, либо игнорируют его в целях унижения или изоляции. Примерами могут служить отказ включить кого-то в онлайн-игру или игнорирование его комментариев в социальных сетях.

Домогательство - кто-то намеренно преследует, угрожает или причиняет вред другому человеку через интернет. Это может включать в себя послание угроз, публикацию ложных или оскорбительных сообщений, распространение личной информации и т.д.

Аутинг - публичное разглашение чьей-либо личной информации без его согласия, часто с целью освещения и унижения личности. Например, человек может быть аутед (из "outing") в отношении своего сексуального ориентации, медицинских данных или других личных аспектов.

Хеппислепинг - человек организует специально направленную кампанию, чтобы вынудить жертву публично извиниться, чаще всего за что-то, что она не делала. Например, это может включать вынудительные извинения за какие-то заявления или действия, которые жертва не совершала.

Диссинг - публичное издевательство или оскорбительные комментарии, обычно с целью унижения, оскорбления или нанесения вреда чьей-то репутации. Это может включать в себя оскорбления, насмешки, унижения и высмеивание на публичных платформах.

Троллинг - это намеренное и провокационное размещение контента или комментариев в интернете с целью вызвать эмоциональный отклик у других, часто за счет провокации, лжи или пренебрежительного отношения. Цель троллинга - вызвать возмущение, раздражение или другие негативные реакции у других пользователей.

Кетфишинг - это создание фальшивого профиля в социальных сетях или других онлайн-платформах с целью обмана других пользователей. Чаще всего, это делается для установления личных отношений или получения личной информации от других людей под ложными предлогами.

Подростковый возраст как период повышенного риска

Подростковый возраст, характеризующийся формированием личности, поисковой активностью и социальной адаптацией, является периодом повышенного риска для подверженности кибербуллингу [4]. В условиях стремительно развивающихся цифровых технологий и широкого доступа к интернету подростки сталкиваются с новыми формами агрессии и дискриминации, которые могут иметь серьезные последствия для их психического здоровья и социальной адаптации. Именно в этот период формируются стойкие психологические и эмоциональные реакции, что делает подростковый возраст особенно уязвимым для негативного воздействия со стороны кибербуллинга.

Обследование подростков на предмет кибербуллинга имеет значение. Врачи, педагоги и родители должны внимательно следить за поведением подростков в онлайн-среде, обращать внимание на признаки страдания от кибербуллинга и предоставлять им необходимую поддержку и защиту.

Также важно проводить профилактическую работу с подростками, обучая их безопасному поведению в интернете, а также создавать условия для открытого общения о проблемах, связанных с онлайн-травлей [2].

Последствия кибербуллинга для личности подростка

Научные исследования однозначно указывают на то, что кибербуллинг имеет серьезные последствия для личности подростка. Психологические, социальные и физические проблемы, вызванные кибербуллингом, требуют немедленного внимания со стороны родителей, педагогов и общества в целом.

Кибербуллинг включает в себя акты агрессии, осуществляемые через цифровые коммуникационные средства, такие как социальные сети, сообщества, форумы или мобильные приложения [5]. Это могут быть угрозы, оскорбления, разглашение личной информации, шантаж и другие формы онлайн-жестокости.

Подростки, страдающие от кибербуллинга, испытывают широкий спектр психологических проблем, включая депрессию, тревогу, низкую самооценку и социальную изоляцию. Они также подвержены повышенному риску развития психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и суицидальное поведение.

Кибербуллинг становится причиной социальной изоляции и отчуждению подростков от сверстников. Они испытывают затруднения при установлении и поддержании межличностных отношений, а также включении в социальные группы. На выходе получаем ухудшение академической успеваемости и качества жизни в целом.

Несмотря на то, что насилие осуществляется в виртуальной среде, его последствия могут иметь физическое проявление у подростков. Это может включать плохой сон, головные боли, проблемы с пищеварением, снижение иммунитета и повышенную склонность к заболеваниям.

Способы борьбы с кибербуллингом и его профилактика

Важно помнить о безопасности и предотвращении кибербуллинга. Кибербуллинг, или цифровое издевательство, может причинить серьезный вред психическому и эмоциональному состоянию подростка. Чтобы избежать негативных последствий, следует придерживаться следующих важных правил:

  1. Защита персональных данных

Необходимо быть осторожным при распространении своих персональных данных в Интернете. Никогда не сообщайте незнакомым людям свое полное имя, адрес, номер телефона, школу или другую личную информацию. Это поможет избежать возможного злоупотребления вашими данными [3].

  1. Ограниченный доступ к своей странице

Важно настроить приватность своей страницы в социальных сетях таким образом, чтобы только доверенные друзья имели к ней доступ. Не принимайте запросы на добавление в друзья от незнакомых или подозрительных профилей. Это позволит снизить риск столкновения с потенциальными кибербуллингом.

  1. Ответственное поведение в сети

Не стоит отправлять сообщения с изображениями или текстами, которые могут нанести кому-либо вред или причинить обиду. Не помешает проявлять вежливость в онлайн-общении, ведь Интернете слова и действия также могут иметь реальные последствия и нанести вред не только другим, но и вам самим.

Заключение

Исследования показывают, что кибербуллинг может привести к психологическим и поведенческим проблемам у подростков, таким как депрессия, тревога, низкая самооценка и проблемы со сном. Это связано с тем, что кибербуллинг вызывает стресс и негативные эмоции, которые могут оказывать негативное влияние на психическое и физическое здоровье подростков.

Необходимо проводить образовательные программы и кампании, направленные на предотвращение кибербуллинга и обучение подростков навыкам безопасного и этичного использования интернета и социальных сетей [1]. Это может включать в себя обучение умению общаться в интернете, распознавать и избегать кибербуллинга, а также обучение навыкам цифровой грамотности.

Кроме того, родители и учителя должны быть осведомлены о признаках и последствиях кибербуллинга и принимать активное участие в предотвращении и решении случаев. Они должны общаться с подростками и помогать им решать проблемы, которые могут возникнуть в онлайн-среде.

Это проблема, которая требует внимания и действий со стороны общества, родителей, учителей и самих подростков. Только совместными усилиями мы можем предотвратить кибербуллинг и обеспечить безопасное и здоровое онлайн-пространство для всех подростков.

Список литературы

  1. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. Вестник университета. 2018; 2: 153-157
  2. Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2015 – С. 21-28.
  3. Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С.
  4. Чернкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. − № 6. – С.
  5. Шакирова Д.М. Кибербуллинг в школьной среде // Социология и право – 2018 - № 4(42) – С.81-86
  6. Назаров В.Л., Авербух Н.В. Проблемы кибербуллинга в российской школе // Образование и наука 2022 – Том 24, № 2 – С.169-205

Интересная статья? Поделись ей с другими: