УДК 37

Преимущества проведения художественного конкурса в цифровом формате

Григорьева Ирина Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент Московского инновационного университета.

Буланов Александр Евгеньевич – аспирант Московского инновационного университета.

Аннотация: В данной статье кратко охарактеризованы особенности детского творчества, а также взаимосвязь воображения и творческой деятельности ребенка как неотъемлемого элемента становления человеческой личности. Кроме того, обозначены преимущества конкурсов, проводимых в цифровом формате, перед традиционными конкурсами детского творчества. В основу публикации положены теоретические и эмпирические методы исследования, к числу которых относятся метод анализа, синтеза, сравнения, метод изучения статистических данных, метод графического отображения данных и пр. Исследование построено на базе общенаучных исследовательских принципов. В результате проведенной исследовательской работы были сделаны выводы о преимуществах цифровых конкурсов детского творчества и положительном влиянии цифрового формата проведения на количественные показатели участников, доступность ввиду расширения географии участников, а также экономическую эффективность (как для организаторов, так и для участников) и психологический комфорт участников.

Ключевые слова: детское воображение, детское творчество, конкурс детского творчества, цифровой формат, онлайн-конкурс, развитие творческих способностей.

Введение

Актуальность участия детей в различных творческих конкурсах обусловлена тем, что в основу детского творчества заложено воображение. Его механизм описан в работах отечественного психолога Л.С. Выготского [2], согласно доводу которого, воображение наиболее полно как психическая особенность проявляется во взрослом возрасте, однако ее формирование происходит в детстве. Иными словами, особой актуальностью обладает проблематика обеспечения надлежащих условий, способствующих развитию воображения с целью формирования полноценной личности у подрастающего поколения.

Методы и принципы исследования

Настоящее исследование проводилось посредством теоретических и эмпирических методов. К теоретическим методам относятся: метод анализа, синтеза, сравнения, метод индукции. Посредством указанных методов исследована структура детского воображения и творческой деятельности, а также описаны закономерности их взаимодействия и развития. В качестве эмпирических методов применялись: наблюдение, сравнение, измерение, изучение статистических данных и их графическое отображение. Данная группа методов позволила провести фактологический анализ и выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Настоящая работа построена на принципах научного исследования: целенаправленности, объективности, системности, целостности, принципе динамизма.

Обсуждение

В работах иных отечественных ученых [5], [7], [10] есть указания на то, что для развития творческого потенциала ребенка, ему необходимо приобрести творческий опыт, а также получить как можно больший спектр эмоций, связанный с творческой деятельностью. Дети, не обладающие должным опытом не в состоянии в полной мере понять, представить и отразить картину, описанную преподавателем вне зависимости от того, о чем идет речь: об изображении исторического момента или о начертании абстрактной или геометрической фигуры.

Г.В. Бороздина пишет, что воображение – это познавательный процесс, направленный на создание новых образов на основе ранее воспринятых, а также одна из фундаментальных характеристик человека [3, С.105].

По мнению ряда авторов, воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом, т.к. посредством воображения человек перерабатывает имеющийся у него опыт. Иными словами, воображение задействует память, преобразуя данные, накопленные ей [12].

Кроме того, в научной литературе имеются данные о том, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более устойчивы к стрессу, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам и способны мыслить нестандартно, находя новые пути решения задач, что естественным образом сказывается и на других сферах жизни человека [2, С.58].

По замечанию Е.П. Ильина, творчество – это «не только создание каких-либо новых ценностей, но и достижение при помощи интуиции, фантазии качественно нового состояния сознания человека, его выход за пределы видимого, преодоление границ привычного» [7].

Неотъемлемую роль в формировании личности человека играет его окружение, к примеру, через творчество (музыку, картины, книги) человек может сказать о своих переживаниях, взглядах на какую-либо проблему, поделиться мнением о каком-либо вопросе, что может иметь куда более эффективный результат [4, С.112].

Обобщая вышеизложенные тезисы, можно сделать вывод о том, что детское творчество – это не просто способ времяпрепровождения, самовыражения и познания окружающего мира, но и фундамент взрослой состоявшейся личности, обладающей большей адаптивностью и гибкостью мышления.

Под детским художественным творчеством мы понимаем изобразительное и литературное творчество. Изобразительное искусство включает в себя: рисунки, аппликаций, лепку, вышивку, поделки, фото- и видео-творчество, а литературное – сочинения, рифмовки, сказки.

Основываясь на данных теоретических подходах, при организации конкурсов детского художественного творчества мы ставим следующие цели его проведения:

  • предоставление возможности для реализации творческих способностей детей и перспективы их дальнейшего развития;
  • создание комфортной атмосферы, позволяющей детям продемонстрировать имеющиеся у них навыки, выраженные в результате творческой деятельности;
  • оказание поддержки для детей в их стремлении к занятию изобразительной деятельностью;
  • формирование положительной мотивации для дальнейшего развития творческих навыков;
  • создание условий, способствующих развитию творческой фантазии детей, их воображения, а также воспитания эстетической культуры подрастающего поколения;
  • оказание помощи в профориентации детей в части выбора связанной с творчеством профессии;
  • поддержка детей в развитии способности к художественному осмыслению реальности, формировании их умения отражать окружающую действительность посредством творческой деятельности [6], [9].

При этом художественные конкурсы предполагают, что в них могут принять участие дети следующих возрастных категорий:

  • дети дошкольного возраста – 5-7 лет;
  • младшая группа – 7-10 лет;
  • средняя группа – 10-14 лет;
  • старшая группа – 15-18 лет.

Организация конкурсов детского творчества проходит в семь этапов [11, С.80], перечень которых представлен в виде схемы на рис.1.

Рисунок2

Рисунок 1. Этапы проведения художественного конкурса детского творчества в цифровом формате.

Следует уточнить, что конкурсы детского творчества мы проводим в цифровом формате удаленно. Дистанционный формат, как показала практика, обладает рядом преимуществ в сравнении с традиционными офлайн конкурсами детского рисунка. К числу наиболее важных отличительных особенностей можно отнести:

  1. Расширение географии участников посредством:
  2. отсутствия транспортных расходов, расходов связанных с питанием и проживанием с ребенком в другом регионе на время проведения конкурса, что мотивирует родителей и детей к участию в конкурсе;
  3. отсутствия проблем, связанных с логистикой, для доставки конкурсной работы в срок в виду отсутствия необходимости доставки рисунка в место проведения конкурса на физическом носителе, нужно лишь прислать фотографию или скан детской работы.
  4. Психологический комфорт ребенка, который обеспечивается следующими факторами:
  5. отсутствие страха перед другими участниками и членами жюри, т.к. ребенок на момент подведения итогов находится в комфортной для себя обстановке;
  6. отсутствие страха быть непонятым ввиду отсутствия возможности у членов жюри задать конкурсанту уточняющие вопросы в отношении его работы;
  7. отсутствие страха подготовки в части необходимости доставки конкурсной работы, а также в части личного присутствия в соответствующем для мероприятия внешнем виде;
  8. отсутствие страха импровизации, т.к. у ребенка есть достаточно много времени с момента объявления конкурса до подачи конкурсной работы, что позволяет найти референсы в интернет-источниках, книгах, и т.д., тем самым попутно тренируя насмотренность.
  9. Онлайн конкурсы значительно превосходят конкурсы офлайн формата, т.к. последние могут быть достаточно дорогостоящими, сложными в организации и требовать больших трудозатрат затрат на аренду помещений, аппаратуру, приглашение экспертов и т.д.

Основные результаты

Выявить вышеперечисленные преимущества удалось практическим методом. В 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 и обусловленными ей ограничительными мероприятиями [1], проведение конкурсов в традиционном формате было невозможно, что послужило мотивом для переноса конкурса в цифровой формат. Следует заметить, что данное решение значительно увеличило количество участников. Динамика изменения количества участников в конкурсах детского художественного творчества за последние 5 лет представлена на рисунке 2.

Очевидно, за счет всех описанных преимуществ конкурсов, проводимых в цифровом формате, выросло количество участников, при этом существенно расширилась география участников. До 2020 г. большинство участников проживало в Москве, а также в близлежащих населенных пунктах, жители соседних регионов участвовали в единичных случаях. В свою очередь, с внедрением цифрового формата, участие принимают жители других регионов России не в меньшем соотношении, чем жители г. Москвы и Московской области.

Рисунок3

Рисунок 2. Динамика количества участников в конкурсах детского творчества в период 2018-2023 гг.

Заключение

Таким образом, в качестве основных преимуществ цифрового формата конкурсов детского творчества можно выделить: экономическую эффективность (как для организаторов, так и для участников), доступность ввиду расширения географии участников, а также психологический комфорт участников.

На наш взгляд, дальнейшее развитие конкурсов детского художественного творчества в цифровом формате обладает высокой степенью актуальности, ввиду вышеперечисленных конкурентных преимуществ, а также потому, что участие в конкурсах детского творчества выступает одной из форм дополнительного развития личности ребенка. Следовательно, участие детей в творческих конкурсах в цифровом формате помогает сформировать у них навыки систематизации и практического применения полученных знаний, реализовать потребность в самосовершенствовании и самореализации, получить новый опыт, расширить кругозор и приобрести уверенность в себе.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2017. – 511 с.
  3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Г.В. Бороздина. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 477 с.
  4. БурхановД.А. Влияние творческой деятельности на становление личности // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество: сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.). – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2020. С. 109-114.
  5. Выготский В.Л. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт. 2016. – 199 с.
  6. Жильцова О.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. – М.: Юрайт. 2017. – 337 с.
  7. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. 2021. – 661 с.
  8. Морилова Е.В., Корепанова А.А., Макарова В.Е. и др. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Практическое пособие. – М.: Юрайт. 2020. – 319 с.
  9. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. – М.: ВЛАДОС. 2018. – 119 с.
  10. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников 2-е изд., испр. и доп. Монография. – М.: Юрайт. 2018. – 188 с.
  11. Челышева И.В., Шаповалова В.С., Мурюкина Е.В. Теория и методика развития социальной активности школьников с использованием элементов медиаобразования. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 138 с.
  12. Яковлев Б.П., Прибега А.В. Роль когнитивной психологии в системе научных знаний о человеке // Гуманизация образования. 2017. №5. С.15-21.