УДК 37.01

Современное состояние проблемы формирования межэтнической культуры у военнослужащих

Голубев Евгений Олегович – соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Аннотация: В данной статье проводится всесторонний анализ текущего состояния проблемы, связанной с формированием межэтнической культуры у военнослужащих. Рассматриваются различные аспекты и подходы к формированию межэтнической культуры, подчеркивая её многофакторный и сложный характер. Автор статьи освещает и детально анализируют существующие проблемы в этой области, исследуя как эти проблемы проявляются и влияют на повседневную жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих в современном мультикультурном контексте. Уделяет внимание изучению различных подходов и стратегий, которые могут быть применены для эффективного взаимодействия между представителями разных национальностей в армии.

Ключевые слова: межэтническая культура, военнослужащий, военное образование, реформа высшего военного образования, многокультурное государство.

На сегодняшний день, задача формирования межэтнической культуры среди военнослужащих становится особенно важной. Этот вопрос критически важен не только для будущего вооруженных сил, но и для поддержания мощи и благосостояния Российской Федерации. Современные перемены в политической, экономической и социальной сферах страны способствовали возрастанию национального самосознания у различных этнических групп. Эти группы стремятся сохранить свою уникальность и культурное наследие, что, в свою очередь, порождает тенденции к межэтническому разделению.

Такое разделение может привести к проявлениям национальной нетерпимости, что особенно опасно в условиях армии, где единство и согласие являются ключевыми факторами успеха и безопасности. В последнее время увеличивается число конфликтов межличностного, межэтнического и межконфессионального характера. Это в сочетании с напряженной социально-экономической обстановкой в стране акцентирует внимание на проблематике межэтнических отношений и выявляет тревожные признаки национального разобщения [1]. В этом контексте особую роль играет военная сфера, где разнообразие культур и этнических групп должно сочетаться с требованиями военной дисциплины и корпоративной культуры. Эффективное формирование межэтнической культуры в вооруженных силах подразумевает не только укрепление взаимопонимания и уважения между военнослужащими разных национальностей, но и разработку комплексных программ, направленных на преодоление межэтнических предрассудков и конфликтов. Такие программы могут включать обучение и просвещение в области межкультурного общения, а также активное содействие в развитии уважительного отношения к культурным и этническим различиям.

Кроме того, важно признать, что межэтническая культура в армии не просто способствует внутренней гармонии и эффективности, но также отражает общенациональные ценности толерантности, уважения и единства. В конечном итоге, успешное решение этой проблемы будет способствовать не только укреплению вооруженных сил, но и общему социальному и культурному развитию России, укрепляя её позиции как многонационального и многокультурного государства.

Рассматривая проблему формирования межэтнической культуры с направления, как восстанавливалась система военного образования, которая носит социально-психологический характер, то в период после распада Союза Советских Социалистических Республик, государственные усилия были направлены на обновление и улучшение системы профессионального военного образования. Это было необходимо из-за ряда факторов, включая политическую нестабильность, экономические трудности и отход от прежней коммунистической идеологии. В результате этих перемен возникла потребность в новых методологических подходах в области военного обучения. Кроме того, эти изменения оказали заметное влияние на межэтнические отношения в армии, что потребовало дополнительного внимания к развитию межэтнической культуры среди военнослужащих.

Научные труды в области воспитания будущих офицеров В.Я. Гожикова [2], В.Е. Уткина [3], А.А. Жиляева [4] и др., а также посыл Президента о переходе всех воинских частей в единую систему воспитания считаем, направляют научный анализ на проблемы воспитания будущих офицеров [5].

В начале нового тысячелетия, особенно после завершения Чеченской войны, начинается пересмотр процесса воспитания курсантов в военных высших учебных заведениях, их решающая роль, а также роль офицеров в армии. В 2002 году Президент России подписал для исполнения программу перехода всех воинских формирований в единую воспитательную систему [5].

Происходит реорганизация содержания и структуры образовательных и рабочих программ, включающий пересмотр и адаптацию содержания учебных курсов дисциплин, чтобы они соответствовали задачам военно-педагогической деятельности.

Однако, в современных условиях армейские подразделения переходят на контрактную основу, что влечёт за собой существенные изменения в составе личного состава. Вместо молодых и относительно неопытных солдат, служба в армии теперь привлекает взрослых профессионалов с более глубокой подготовкой и специализацией. Этот переход к контрактной системе подразумевает не только повышение общего уровня профессионализма, но и необходимость пересмотра подходов к управлению и взаимодействию в военных коллективах.

Так, в контексте этих изменений, отношения между командиром и подчиненными требуют нового определения. Важно переосмыслить традиционные административные методы взаимодействия, уделяя больше внимания педагогическим аспектам. Командиры должны воспринимать своих подчиненных не просто как исполнителей приказов, но как профессионалов, чьё мнение и компетенции заслуживают уважения и внимания. Это предполагает переход к более коллегиальной и сотруднической модели управления, где взаимное уважение и профессиональный обмен мнениями становятся ключевыми факторами успешной военной работы.

Таким образом, обновление системы взаимоотношений и взаимодействия в армии становится неотъемлемой частью процесса модернизации вооруженных сил. Это требует нового подхода к обучению и развитию лидерских качеств у командиров, а также укрепления культуры профессионализма и взаимного уважения на всех уровнях военной иерархии.

В ходе изучения проблемы со стороны межэтнической культуры общения, обладающего общенаучным характером, работы таких ученых, как З.Т. Гасанов [6], В.И. Матис [7] и др. играют важную роль. Эти исследователи уделяют внимание широкому спектру вопросов, современного межнационального и межконфессионального общения. Особое внимание в их работе направлено на формирование межкультурных компетенций и развитие личностных качеств, необходимых для эффективного взаимодействия в многонациональном и многоконфессиональном обществе [8].

По результатам анализа научных исследований становится очевидным, что ключевым аспектом формирования межэтнической культуры общения в современном обществе является развитие межкультурной компетентности у граждан. Эта компетентность базируется на толерантности и эмпатии, которые проявляются в уважении к другому человеку, позитивной оценке
его уникальности и непредвзятом отношении к его культурным особенностям. Также важным компонентом межкультурной компетентности является способность принимать и понимать точку зрения собеседника, особенно когда она отличается от собственной.

Расширяя этот вывод, можно отметить, что для успешного формирования такой культуры общения необходимо сосредоточиться на ряде ключевых задач. Одна из них – это воспитание уважения и любви к родине, что подразумевает не только патриотизм, но и глубокое понимание и уважение к многообразию культур, национальностей и религий, присутствующих в стране. Культивирование уважительного отношения к языкам, культуре и духовным ценностям различных народов страны и региона также играет важную роль в формировании межкультурной компетентности [8].

Кроме того, важным аспектом является стремление к национальному достоинству, которое должно сопровождаться веротерпимостью и уважением к религиозным чувствам различных групп населения. Важно обеспечить гармоничное сочетание национального (этнического) и интернационального в самосознании граждан многонационального государства, что поможет формировать устойчивое и интегрированное общество, где уважение к разнообразию и межкультурное понимание становятся основой общественного согласия и взаимопонимания [8].

В исследовании проблематики формирования межэтнической культуры среди военнослужащих, которая обладает конкретно-научным характером, выделяются работы нескольких ученых. Д.Е. Матвеев в своих научных работах акцентирует внимание на формировании готовности будущего офицера к воспитанию межэтнической культуры в подразделениях с многонациональным составом. Он подчеркивает важность целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в этом контексте [9]. Ю.Г. Быченко рассматривает межэтническую культуру как результат традиционных норм взаимоотношений между военнослужащими разных национальностей, основанных на общечеловеческих ценностях, таких
как братство, дружба и уважение к другим народам. Он также отмечает важность нормативных положений, законодательно регламентирующих эти отношения [10]. В.В. Лаврик подходит к вопросу с позиций мировоззренческих ценностей, видя межэтническую культуру общения военнослужащих как совокупность интернационалистски направленных ценностей, которые проявляются в их общении [11]. М.К. Магомедов подчеркивает, что развитие межэтнической культуры общения у военнослужащих должно включать не только усвоение знаний о специфике этнических культур России, но и развитие базовых ценностей [12].

Расширяя эти исследования, можно сказать, что ключевой задачей в данной области является создание эффективной и интегрированной системы образования и воспитания, которая способствует развитию межэтнического взаимопонимания и уважения в армейских коллективах. Это требует комплексного подхода, включающего как теоретическое обучение, так и практические занятия, направленные на укрепление межкультурной коммуникации и сотрудничества. Таким образом, формирование межэтнической культуры общения становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки военнослужащих, способствующей укреплению внутренней гармонии и стабильности в вооруженных силах.

После анализа текущего состояния проблемы формирования межэтнической культуры у военнослужащих становится ясно, что эта проблема носит многогранный и комплексный характер. В рамках развития высшего военного образования наблюдается трансформация системы образования, в ходе которой межэтническая культура общения выдвигается в ранг ключевого профессионального качества личности. Это направление уже воспринимается не только как критический аспект образовательной программы, но и как социальное явление, отражающееся на поведенческих и коммуникативных навыках.

При этом в области развития межэтнической культуры у военнослужащих уже существует значительный опыт, который можно использовать для дальнейшего совершенствования подходов и методов. Это указывает на то, что вопрос не только остается актуальным, но и требует постоянного внимания и развития. Важность данной проблемы особенно высока в контексте сохранения единства и согласия в вооруженных силах многонационального и многокультурного государства, поскольку это напрямую влияет на его обороноспособность и общее благосостояние.

Таким образом, важно признать, что проблема формирования межэтнической культуры у военнослужащих – это не просто вопрос военного образования, но и вопрос национальной безопасности и социальной стабильности. В этом контексте, реформы в высшем военном образовании и повседневная практика в воинских частях должны уделять особое внимание развитию навыков межэтнического общения и понимания, а также укреплению уважительного отношения к разнообразию и мультикультурности.

Список литературы

  1. Николаева Г. А. Формирование культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации / Г.А. Николаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4(48). – С. 40-44.
  2. Гожиков В.Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: дис. канд. пед. наук / Гожиков Василий Яковлевич - Кострома, 2001. - 203 c.
  3. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях (На опыте частей и подразделений при выполнении служебно-боевых задач): дис. канд. пед. наук / Уткин Василий Евгеньевич - Казань, 2000. - 216 c.
  4. Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: дис. канд. пед. наук / Жиляев Александр Александрович - Москва, 1998. - 200 c.
  5. Михайленко А.Г. Историко-педагогический дискурс готовности будущих офицеров к военно-педагогической деятельности / А.Г. Михайленко, Ю.Н. Попова // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 1. – С. 35-41.
  6. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 1994. – № 5. – С.11-15.
  7. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: дис. докт. пед. наук / Матис Владимир Иванович - Барнаул, 1999. - 353 c.
  8. Матис В.И. Роль культуры межнационального общения в предупреждении конфликта культур / В.И. Матис // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2017. – № 5-1. – С. 75-90.
  9. Матвеев Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Матвеев Денис Евгеньевич. – Чита, 2013. – 23 с.
  10. Быченко Ю.Г. Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих / Ю.Г. Быченко, М.К. Магомедов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 154-160.
  11. Лаврик Владимир Васильевич. Культура межнационального общения военнослужащих в Вооруженных Силах многонационального государства: дис. канд. филос. наук / Лаврик Владимир Васильевич - Москва, 1992. - 225 с.
  12. Магомедов М.К. О совершенствовании культуры межнационального общения военнослужащих / М.К. Магомедов // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 2. – С. 361-370.

Интересная статья? Поделись ей с другими: