УДК 37
Влияние нарушения темпо-ритмической организации речи у школьников на готовность обучения в школе
Уляшева Екатерина Юрьевна – магистрант Омского государственного педагогического университета
Аннотация: В статье рассматривается влияние нарушения темпо-ритмической организации речи у будущих школьников на их способность к успешному обучению в массовой школе. Также рассматривается тесная связь сформированности устной речи и обучение письму и чтению. Как и то, что несформированность одного из речевого компонента может привести к дезадаптации и психологическим проблемам, которые повлекут за собой снижение успеваемости. Одним из таких компонентов в данной статье представлена темпо-ритмическая организация речи и влияние его на развитие моторики, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы, на лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Ключевые слова: нарушение темпо-ритмической организации речи, готовность к обучению, дезадаптация, снижение успеваемости.
Темпо-ритмическая организация речи является важным аспектом грамотного общения и успешного обучения в школе. Нарушения темпо-ритмической организации речи могут проявляться в виде неравномерного темпа речи, неправильного распределения ударений, отсутствия пауз и других речевых отклонений. Школьники с нарушением темпо-ритмической организации речи могут испытывать сложности в развитии устной речи, и как следствие в обучении чтению и письму. Они могут замедлять темп речи или наоборот, говорить слишком быстро, что затрудняет понимание их речи. Кроме того, они могут испытывать трудности в социальных взаимодействиях из-за неправильной интерпретации интонаций и недостатка понимания чувств и эмоций других людей, а это в свою очередь отрицательно сказывается на их социальной адаптации.
В данной статье будет рассмотрено влияние нарушения темпо-ритмической организации речи на готовность обучения в школе.
По ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеет устной речью, чтобы иметь возможность высказывать свои мысли и желания, для построения речевого высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах. И всё это формирует у будущего школьника предпосылки к грамотности [5].
То есть учащийся не сможет овладеть письмом и чтением, если в достаточной мере не будет развита устная речь.
Несформированность одного из компонентов готовности к обучению в школе ведет к дезадаптации, возможным психологическим проблемам у ребенка, тем самым снижению успеваемости [1].
М. Э. Южакова отмечает, что у дошкольников с различными речевыми нарушениями наблюдаются нарушения в темпе и ритме речи [6].
Становление чувства ритма содействует развитию моторики, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы и речи, и в целом, чувство ритма способствует согласованию целостного психического развития детей [3].
«Темпо-ритмическая основа речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик» [2, с. 6].
Ритм речи определяет не только скорость произнесения слов, но и порядок их расположения в предложении, что важно для понимания грамматических структур.
Например, быстрый темп речи может привести к тому, что слова и фразы сливаются вместе, что затрудняет понимание грамматических отношений между ними. Это может привести к ошибкам в понимании и использовании грамматических структур.
С другой стороны, медленный темп речи может привести к разрыву между словами и фразами, что также затрудняет понимание грамматических отношений. Это может привести к ошибкам в построении предложений и использовании грамматики.
Кроме того, нарушение ритма речи может привести к трудностям в выборе правильных слов и формулировке мыслей, что также влияет на лексико-грамматическое структурирование.
Темпо-ритмическая организация речи также влияет на артикуляторно-дыхательную программу, то есть на процесс формирования и произнесения звуков.
Скорость и ритм речи определяют длительность и интенсивность артикуляторных движений, а также дыхательный ритм. Например, при быстром темпе речи артикуляторные движения становятся более короткими и интенсивными, а дыхательный ритм ускоряется. Это может привести к неправильному произношению звуков и слов, а также к нарушению дыхательного ритма.
С другой стороны, при медленном темпе речи артикуляторные движения становятся более долгими и менее интенсивными, а дыхательный ритм замедляется. Это может привести к недостаточной четкости произношения и замедлению дыхательного ритма.
Таким образом, темпо-ритмическая организация речи имеет прямое влияние на артикуляторно-дыхательную программу, что важно учитывать при коррекции нарушений речи.
Темпо-ритмическая организация речи влияет на множество просодических характеристик, включая интонацию, ударение, паузы и скорость речи. Эти элементы в совокупности образуют просодический профиль речи, который является важным инструментом коммуникации. С помощью просодии мы передаем эмоциональное состояние, акцентируем внимание на определенных частях сообщения, выражаем вопросительные или утвердительные интонации и т.д.
Нарушения в темпо-ритмической организации речи могут привести к нарушению всего просодического профиля, что затрудняет понимание и восприятие речи.
Поэтому при коррекции речевых нарушений важно уделить внимание не только артикуляции и дыхательной программе, но и темпо-ритмической организации речи. Это поможет улучшить общую просодическую структуру речи и повысить ее понятность и выразительность.
Темпо-ритмическая организация оказывает непосредственное влияние как на развитие высших психических функций, так и как следствие на всё речевое развитие и обучение в школе. В процессе формирования ритмическая способность представляет собой средство пространственно-временной движений, деятельности и поведения ребенка [4].
Например, быстрый темп речи может создать впечатление ускоренного времени, в то время как медленный темп может вызвать ощущение замедления времени. Это может привести к трудностям в оценке времени, необходимого для выполнения задачи, или в понимании последовательности событий.
Кроме того, нарушения темпо-ритмической организации речи могут влиять на пространственное восприятие. Ритм речи связан с движением и координацией, что важно для ориентации в пространстве. Например, школьники с такими нарушениями могут испытывать трудности при выполнении задач, требующих точности движений или координации.
Темпо-ритмическая организация речи является важным аспектом успешного обучения и социальной адаптации. Нарушения в этой области могут привести к сложностям в общении, понимании и использовании грамматических структур, формировании и произнесении звуков, на весь комплекс просодических характеристик, восприятие пространственно-временных отношений и как следствие недоразвитие речи и нарушение чтения и письма. Также это может негативно сказаться не только на успеваемости, но и психологическом состоянии ребенка. Поэтому коррекция темпо-ритмической организации речи является важной задачей специалистов в области образования и в частности для специалистов по коррекции речи для дальнейшего успешного обучения ребенка.
Список литературы
- Безруких М. М. Индивидуальный «портрет» будущего школьника //Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 47-51; 2013.
- Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. М.: Академия, 2003 208 с.
- Лазарева Л. В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи || Успехи современного естествознания. № 8 2009
- Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / С. А. Миронова. – М., 1997. – С. 56
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Издание 3-е (с изменениями и дополнениями). М.: Просвещение, 2010.
- Южакова М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М. Э. Южакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 346-349.