УДК 37.0(548.7):811.161.1’243

Организация образовательной деятельности на русском языке в системе образования Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка

Хрисанова Елена Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

Аннотация: Рассмотрена проблема организации образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки. Изучены особенности национальной системы ланкийского общего образования в ее сравнении с российской системой образования. Выявлены направления, по которым организуется изучение русского языка в Шри-Ланке: «внутренняя школа» и «российская школа» и существующие в этом процессе проблемы. Определена возможность организационно-методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку на всех уровнях образования.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, система образования, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, организационно-педагогическое обеспечение.

Введение. Усиление роли России в социально-гуманитарном пространстве, укрепление позиций русского языка в мире, поддержки и содействия расширения русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышения интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира являются основными задачами внешней политики Российской Федерации, определенными Указом Президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом от 03.11.2015г. определяет необходимость разработки информационное и организационно-педагогического сопровождения такой деятельности. Продвижению русского языка в странах-партнерах способствует реализация с 2017 года проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Русский учитель за рубежом».

Растёт востребованность русского языка и в Республике Шри-Ланка. Численность населения Шри-Ланки в настоящее время составляет более 21,0 млн.чел. Высшее образование получают около одной пятой части населения Шри-Ланки. Многие выпускники школ не имеют возможности получить высшее образование на родине из-за ограниченного числа вузов (16 высших учебных заведений), и вынуждены выезжать за рубеж. Число обучающихся из Шри-Ланки в российских вузах ежегодно увеличивается, но они испытывают значительные языковые трудности в адаптации к условиям обучении и освоении образовательных программ в России. В Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка заинтересованность в обмене опытом и продвижению русского языка среди ланкийских обучающихся и учителей проявляет руководство страны [6].

Это обуславливает необходимость расширения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка и разработки ее научно-методического обеспечения на основе выявления представлений о национальной системе общего образования островного государства, общих черт и различий национальных систем общего образования России и Шри-Ланки.

Цель исследования состояла в научном обосновании и разработка модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели применялись методы теоретического анализа имеющихся в открытом доступе нормативных документов, касающихся системы образования Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, публикаций, связанных с историей становления государства. Проводился опрос учителей русского языка государственных школ Шри Ланки.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение нормативных документов позволило установить, что в системах образования Российской Федерации и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка имеются общие черты. Системы общего образования в обеих странах построены на классно-урочной системе с продолжительностью академического часа 45 минут, имеются ступени в системе общего образования и по окончании каждой ступени проводится тестирование для перехода на новую ступень. Имеется обязательность обучения до уровня основного общего образования в России и до уровня старшего среднего образования в Республике Шри-Ланке. Система управления средним образованием, также как в России, представлена государственными учреждениями (национальные, провинциальные и муниципальные учреждения), имеются международные частные школы.

Основным отличием является прием на обучение детей с 4 лет, так, что к 7 годам в Шри-Ланке дети умеют читать и писать. Также отличием в системе общего образования Шри-Ланки являются отдельные учреждения для обучения мальчиков и девочек интернатного типа, тогда как раздельное обучение в России практически отсутствует. Одной из важных социальных привилегий в ланкийском обществе является бесплатное образование, включая высшее.

Шри Ланка входит в число государств Азии, имеющих достаточно высокий показатель грамотности населения. Однако в современной сложной экономической ситуации в стране доля расходов на общее образование уменьшается, соответственно, уменьшилось количество государственных школ. Обострились проблемы кадрового и материально-технического обеспечения школ, связанные с нехваткой учителей-предметников, учителей в школах труднодоступных районов и школах с тамильским языком обучения, отсутствием равных образовательных возможностей из-за социального неравенства и конкуренции в период приема детей в школы [1: 3]. 

Для решения названных проблем разрабатываются ключевые программы, среди которых и развитие иноязычного образования, что представляет интерес для нашего исследования [4; 5].

Среди иностранных языков, изучаемых школьниками и студентами Шри-Ланки, первое место занимает английский язык, который является обязательным иностранным для всех обучающихся. Однако в связи с экономической и туристической деятельностью, осуществляемой на Шри-Ланке, возникла необходимость использования других современных языков, в том числе и русского языка.

Следует отметить, что до недавнего времени вопрос о систематизации данных по изучению русского языка на острове оставался за рамками внимания исследователей. Сведения о фактах преподавания русского языка были получены нами на сайтах образовательных учреждений Шри-Ланки, а также из новостных лент интернет-изданий, публикаций на различных порталах и в социальных сетях. 

Изучение русского языка в Шри-Ланке имеет два направления. Первое условно можно назвать «внутренней школой». К ней относятся местные государственные образовательные учреждения высшего и среднего образования, где русский язык изучается в рамках основных и дополнительных образовательных программ на разных уровнях – от школьного до вузовского. Второе направление – «российская школа» – представлена российской дипломатической миссией и вузами. Основной целью этого направления является организация курсов по обучению русскому языку для граждан Шри-Ланки независимо от их возраста и образования.

Университет Келании – единственное до недавнего времени высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием в области русского языка на территории Шри-Ланки.

Русский язык преподается в университете на кафедре современных языков факультета гуманитарных наук с 1970 года. Кафедра предлагает два уровня бакалаврских программ - общей степени бакалавра искусств (BA) со сроком обучения 3 года и специальной степени (BA Honours) с четырёхгодичным сроком обучения.

Наряду с бакалаврским программами кафедра современных языков реализует сертификационные курсы по изучению русского языка для магистрантов, изучающих иностранные языки объемом 4 образовательных кредита. 

В дополнение к этим академическим программам предлагает всем желающим платные краткосрочные языковые курсы. Принимая во внимание высокий спрос в стране на изучение иностранных языков, эти курсы направлены на удовлетворение различных ожиданий, включая карьерный рост, профессиональную квалификацию, высшее образование и эмиграцию.

В общеобразовательных школах русский язык преподаётся в качестве второго иностранного языка наряду с японским, немецким, французским, испанским, корейским. Установить точное количество школ, в которых изучается русский язык в Шри-Ланке, весьма сложно. Такой статистки нет ни в официальных ежегодных отчетах министерства образования страны, ни в научных исследованиях. С целью хотя бы частично восполнить этот пробел, был проведен опрос сообщества учителей русского языка, участвовавших в Форуме учителей русского языка государственных школ Шри-Ланки, который состоялся 25 января 2023 года в Русском доме в Коломбо.

Участникам были предложены вопросы об образовании и опыте работы учителя, о возрасте и количестве обучающихся, осваивающих русских язык, о методических ресурсах, используемых в процессе обучения и проблемах, с которыми сталкивается учитель русского языка в государственной школе. По результатам опроса все учителя являются выпускниками Университета Келании, некоторые дополнительно получили образование в российских вузах –Российском университете дружбы народов (1 человек), Государственном институте русского языка им А.С. Пушкина (1 человек), Южно-Уральском государственном университете (1 человек). Опыт преподавания составляет от 3 до 10 лет.

По сообщениям респондентов, русский язык преподается в школе не ранее, чем с 6 класса и не всегда он входит в основную образовательную программу. Например, в школе Дедигама Перакумба Маха Видъялайя 200 учащихся 6-9 классов изучают русский язык по дополнительной образовательной программе и лишь 15 старшеклассников (10-13 класс) как второй иностранный язык.

Среди основных проблем, называемых респондентами в ходе опроса, выявлена недостаточность учебно-методических материалов и учебной литературы – так ответили 100 % опрошенных; на необходимость методической поддержки и сопровождения указали 50% респондентов.

Работу по распространению русского языка на Шри-Ланке активно ведет Русский дом в Коломбо. Силами сотрудников представительства, в числе которых российские и ланкийские преподаватели, организованы курсы русского языка для населения. Здесь обучаются как дети, так и взрослые. С марта 2023 года действуют курсы для работников полиции Коломбо. Помимо языковых курсов представительство Россотрудничества в Шри-Ланке проводит различные мероприятия, нацеленные на знакомство с российской культурой, являясь одним центров межнационального и культурного взаимодействия в Южной Азии. 

В результате распространения русского языка в ланкийских школах, возникла необходимость в учителях, хорошо владеющих русским языком, способных и готовых к эффективному обучению ланкийских школьников русскому языку как иностранному. В ответ на данную потребность вначале был создан Форум русистов государственных школ страны, который позже, в 2022 г. учредил Лигу преподавателей русского языка. Штаб-квартира новой организации размещена на базе Русского дома в Коломбо.

По словам главы представительства Россотрудничества в Шри-Ланке Марии Поповой, в рамках лиги планируется организация выездных семинаров для преподавателей-русистов с участием носителей русского языка в школах острова. Также будет организован семинар по повышению квалификации преподавателей на базе Русского дома в Коломбо. Кроме того, лига намерена активизировать гуманитарное сотрудничество и оказывать помощь ланкийским школам в оснащении классов русского языка оборудованием, помогать им учебной литературой.

Русский дом в Коломбо играет значительную роль в продвижении русского языка и культуры в Шри-Ланке. Сотрудниками дома были переданы школам наборы учебников для изучения русского языка "Дорога в Россию" и другие методические пособия. Они всемерно поддерживают русистов Шри-Ланки и предоставляют им необходимую помощь для эффективного преподавания русского языка как иностранного на острове.

Ланкийские русисты делятся друг с другом опытом преподавания и обсуждают трудности, с которыми сталкиваются в работе. Это и необходимость повышения их квалификации в области русского языка и методики его преподавания, и недостаточная оснащенность кабинетов русского языка, отсутствие цифровых досок и компьютеров, в том числе русскоязычных клавиатур, нехватка учебников.

В свою очередь, Российская Федерация предпринимает активные шаги по укреплению сотрудничества с Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка. Так, на состоявшейся в Москве в 2022 году рабочей встрече заместителя Министра просвещения Российской Федерации Дениса Грибова и Специального представителя Президента Шри-Ланки по связям с Россией, Министра образования Шри-Ланки Сусила Премаджаянты были обсуждены перспективы развития российско-ланкийских отношений в образовательной сфере, направленных на поддержку изучения и преподавания русского языка, а также повышение качества образования на русском языке в общеобразовательных организациях, расширение взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования.

Таким образом, в Шри-Ланке предпринимаются определенные меры по популяризации русского языка в стране, но в то же время имеется потребность в системном организационном, методическом и кадровом обеспечении обучения русскому языку на всех уровнях образования. В связи с разным начальным уровнем владения русским языком возникают трудности по разработке индивидуальных образовательных программ, разбивке обучающихся на группы, достижению заданной цели по формированию знаний и умений у обучающихся в заданные сроки, подборе квалифицированных кадров.

Изучение русского языка в системе образования Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка предполагается в формате дополнительного образования детей. Модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Шри-Ланке представлена на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Шри-Ланке.

В рамках реализации модели необходимо обеспечить:

  • совершенствование системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников по вопросам изучения русского языка;
  • создание профессионального педагогического сообщества по изучению русского языка в Шри-Ланке;
  • активное использование современных цифровых технологий в процессе обучения русскому языку;
  • создание условий для участия педагогов-русистов Шри-Ланки в профессиональных конкурсах, в программах по обмену опытом и лучшими практиками;
  • организацию системы сопровождения молодых педагогов-русистов с целью их успешной адаптации и закрепления в системе образования Шри-Ланки [2].

 Заключение. В процессе исследования были сделаны следующие выводы: 

  • национальная система общего образования островного государства и российская система образования имеют гораздо больше общего, чем различного;
  • изучение русского языка в Шри-Ланке организуется как силами самого государства («внутренняя школа»), так и благодаря усилиям российского дипломатического сообщества («российская школа»);
  • проблемы в организации образовательной деятельности на русском языке в Шри-Ланке, связаны с недостаточностью учебно-методических материалов и учебной литературы, методической поддержки и сопровождения.
  • имеется потребность в системном организационном, методическом и кадровом обеспечении обучения русскому языку, которое целесообразно строить в формате дополнительного образования.

Список литературы

  1. Вималагунасекара, В. Система образования Шри-Ланки и возможности для получения высшего образования/ В. Вималагунасекара // Education export center : сайт. – URL: https://eduexport.ru/ page19279662.html (дата обращения 04.08.2023).
  2. Ильина Е.А. Организационно-педагогические условия осуществления образовательной деятельности на русском языке в системе общего образования Шри-Ланки / Е.А. Ильина, С.В. Ильина, Е.Г. Хрисанова, А.А. Кириллов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023. № 3 (120). С. 87-96.
  3. Образование в Шри-Ланке // WikipediA : сайт. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Sri_Lanka (дата обращения 04.08.2023).
  4. Тетющенко, А. Д. Система образования в Шри-Ланке / А. Д. Тетющенко // ppt-online : сайт. – URL: https://en.ppt-online.org/486621/ (дата обращения 04.08.2023).
  5. Шкунов, В.Н. Становление и развитие национальной школы Шри-Ланки в XIX-XX веке / В.Н. Шкунов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, 4, 2009.

Интересная статья? Поделись ей с другими: