УДК 37

Педагогические инновации в современной системе образования

Кузьмина Кристина Андреевна – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: В статье раскрывается содержание понятия «педагогическая инновация» и его трансформация с течением времени. Основное внимание в работе уделено инновационной педагогике на уровне высшего образования и того, как преподаватели могут реагировать на текущие проблемы, чтобы разрабатывать, применять и масштабировать передовой опыт в рамках учебных программ. В работе оценено влияние пандемии Covid-19 на образовательная среду. Также автор рассматривает новые проекты и разработки инновационной педагогики.

Ключевые слова: современная система образования, инновационная педагогика, инновационная технология, инновационное обучение, образовательная экосистема.

Хотя существует широко распространенный консенсус относительно компетенций, которые студенты могут приобрести, чтобы справиться с сегодняшним сложным миром, это все еще открытое пространство для дискуссий и улучшений о том, как школы и университеты могут более творчески и инновационно подойти к достижению таких целей развития. Определение того, какие наборы инновационных педагогических подходов могут эффективно направлять преподавание и трансформировать обучение – довольно сложная задача из-за сложности таких широких и многогранных концепций, а также современной динамики образовательных экосистем.

Несмотря на такую сложность, размышление над этой темой является определенным педагогическим приоритетом. Более того, творчество, инновации и предпринимательство являются основой треугольника знаний и образования. Они считаются важными навыками, которые необходимо развивать в контексте обучения на протяжении всей жизни.

Рассматривая инновации в сочетании с существующей образовательной практикой, особенно в контексте высшего образования, некоторые авторы считают, что любые действия или участие в улучшении обучения можно рассматривать как вопрос инноваций в преподавании и обучении. Инновация – это целенаправленная деятельность, имеющая тенденцию привносить новизну в заданный контекст, и она носит образовательный характер, поскольку направлена на улучшение обучения учащихся в ситуации взаимодействия и интерактивности. В университетском контексте образовательные инновации часто описываются как все, что не подпадает под формальное обучение, и этот метод до сих пор используется подавляющим большинством профессоров.

Сложная образовательная среда, созданная пандемией Covid-19, побудила учителей, образовательные учреждения и политиков искать новые пути достижения успеха в преподавании и обучении. Та же необходимость инноваций и развития образовательных систем и практик рассматривается в докладе ОЭСР «Назад в будущее образования». Удивительно, как многие преподаватели педагогических наук во всем мире увидели в нынешнем кризисе возможность рассмотреть новые способы работы, принять инновационные подходы к педагогике и переосмыслить природу своих программ педагогического образования.

Разработка точного определения инновационной педагогики – непростая задача. Согласно Дерижану и Валчеву (2012) все инновации в педагогике объединяют:

  • вера в то, что человеческий потенциал безграничен;
  • педагогический подход, направленный на освоение реальности в системах;
  • стимуляция нелинейного мышления;
  • радость достижений – педагогика успеха;
  • мобильное ролевое поле учителя (учитель одновременно учит и учится у ученика).

Аверилл и Мейджор [1, с. 148] отмечают, что определение инновационной педагогики не считается чем-то простым, отмечая, что «это повторяющаяся проблема во многих источниках литературы». Не сумев сформулировать определение, состоящее из одной фразы, они упоминают ряд характеристик, которые могут представлять наиболее важные аспекты, иллюстрирующие, чем на самом деле является инновационная педагогика:

  • запланированное и намеренное;
  • новое, в смысле отхода от того, что было сделано раньше;
  • предназначен для улучшения обучения и успеваемости учащихся.

Обращение к понятию «инновационная педагогика» предполагает понимание того, что означает идея «инновационная» и каковы элементы, создающие инновации. С общей точки зрения, инновационная педагогика ориентирована на создание стимулирующей и благоприятной среды обучения, в которой может происходить хорошее, актуальное и надежное обучение. Пытаясь углубить понимание концепции, можно заметить, что концепции нелегко определить. Некоторые мнения подчеркивают творческий и порождающий потенциал педагогической практики и среды, другие сосредоточены на использовании творческих методов и техник или, в некоторых случаях, на обучении с использованием технологий. Концепция педагогических инноваций перекликается с идеей инновационного и творческого обучения, отражающего процесс творческого обучения путем внедрения новых методов, инструментов и содержания, которые могут принести пользу учащимся и их творческому потенциалу.

Даже если мы не можем назвать это общепринятым определением того, что такое инновационная педагогика, следующее утверждение представляет собой важный взгляд на то, как их можно описать одной фразой [3, с. 84]: «Инновационные практики – это те, которые отличаются от общепринятых и традиционных практик и включают эффективное использование новых технологий для развития навыков творчества, общения, сотрудничества и критического мышления 21 века».

Другая определяющая точка зрения (Мынбаева, Садвакасова, Акшалова) [6, с. 8] характеризует инновационную педагогику как «методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «учитель-ученик», определенное новаторство в практической деятельности в процессе обучения, усвоения учебного материала».

Кроме того, важно подчеркнуть два важных различия. Инновационная педагогика не эквивалентна «новому» обучению. Инновационное обучение часто ассоциируется с «новым» методом или стратегией, но не все новые методы и стратегии обязательно являются инновационными. И в то же время инновационная педагогика не связана жестко с использованием технологий, даже если, как правило, цифровая поддержка встроена в процесс обучения.

Термин «инновационная педагогика» используется все чаще в отношении результатов обучения (знаний, навыков, ответственности и автономии или знаний, навыков, отношений и ценностей), которые необходимы сегодняшним учащимся для процветания и формирования мира, создания и развития, чтобы способствовать лучшему будущему, а также тому, как системы обучения могут эффективно его развивать.

Многие из так называемых инновационных педагогик требуют учебных программ, в которых учащиеся будут играть активную роль в управлении своим обучением; ожидается, что они разовьют привычки метапознания с точки зрения понимания того, что человек знает и что ему нужно лучше понять.  Чтобы понять истинную природу педагогических инноваций, мы должны рассмотреть идею о том, что такие аспекты нельзя рассматривать как результаты или продукты некоторых людей, а скорее как процесс, в котором участвуют учителя-новаторы. Рассматривая инновации как таковые, мы можем дополнительно проанализировать, каковы основные факторы, способствующие или ограничивающие этот инновационный процесс, сгруппированные в пять деконтекстуализированных тем: учитель, учебное заведение, коллеги, студенты и окружающая среда [5].

Внедрение инновационной педагогики требует не просто прямолинейного подхода, а сочетания культурной и национальной самобытности с общей педагогической педагогикой. Более того, придавая инновации более соответствующий контексту аспект, мы должны использовать рефлексивную интерпретацию учителя. Более того, мы можем понять, что отдельные инновационные педагогики помещены в континуум: на одном конце находятся те, которые модифицируют существующие педагогики, иногда называемые поддерживающими или постепенными инновациями, и те, которые создают новые практики, непохожие на те, которые использовались до этого момента.

Что касается высшего образования (ВО), то предстоящие задачи огромны, если мы будем рассматривать только те, которые связаны с аспектом преподавания в отношении ролей профессионализации и социальной ответственности: усиление профессиональных аспектов обучения (передача обучения), опыт обучения высокого уровня для ВО, использование технологий в образовании, развитие европейских гражданских профессионалов.

На данный момент крайне необходимо создать надежные доказательства, касающиеся инновационной педагогики на уровне высшего образования и того, как они могут реагировать на текущие проблемы, чтобы разрабатывать, применять и масштабировать передовой опыт в рамках учебных программ.

Необходимость педагогических инноваций в ВО возникла не в эти трудные времена.

Такие аспекты, как изменение характера студенческого контингента и среды обучения, натолкнули на мысль о том, что традиционные подходы к преподаванию, возможно, не смогут удовлетворить образовательные потребности сегодняшних учащихся. Показано, что одним из методов обеспечения устойчивости ВО является создание академических сетей и посредством их использования обмен передовым опытом, внедрение инновационных методов преподавания и педагогики, привитие навыков и установок среди студентов, чтобы они могли стать глобальными. Должен быть установлен прочный процесс, направленный на изучение инновационных педагогик, сетей и стратегий, в то время как без базовой структуры высок риск создания множества интересных, но не связанных друг с другом идей.

Ярким примером разработки инновационной педагогики является проект ОЭСР «Инновационная педагогика для эффективного обучения» (IPPL), в рамках которого была разработана следующая структура «Cs»:·      

  • Комбинации – Педагогические подходы. ·      
  • Содержание – Педагогика для чего?·      
  • Контекст имеет значение.·      
  • Знание – экспертное применение.·      
  • Изменения – внедрение инновационных педагогических подходов.

Такая основа усилила бы важность педагогики и практик на местах, которые самым непосредственным образом влияют на обучение. Однако существует необходимость в детальном понимании педагогического выбора, который лежит в основе инновационной, мощной среды обучения, выходя за рамки упрощенных дихотомий, таких как традиционное и нетрадиционное или прямое обучение против конструктивистского. В книге «Учителя ОЭСР как дизайнеры среды обучения» имеются в виду следующие соответствующие кластеры инновационной педагогики:·      

  • Смешанное обучение – переосмысление цели классной комнаты и учебного времени.·      
  • Геймификация – вовлечение через игру и игровую педагогику.·      
  • Вычислительное мышление – подход к решению проблем с помощью логики.·      
  • Обучение на основе опыта – Исследование сложного мира. ·      
  • Воплощенное обучение – Использование творчества и эмоции.·      
  • Мультиграмотность и преподавание на основе дискуссий – Воспитание критического мышления и вопросов.

Мы должны подчеркнуть важность этих кластеров, особенно потому, что, по мнению Истанса и Паниагуа (2019, стр. 15), они достигают двух основных целей:·      

  • они служат матрицей для группировки подходов к обучению и определяют общие педагогические подходы;·      
  • сохраняют практику на таком уровне, чтобы она переводила принципы обучения в конкретную педагогическую практику для достижения новых целей обучения, не попадая в готовые рецепты.

Те же авторы (Истанса и Паниагуа, 2019, стр. 36) упоминают три структурных изменения в образовательных системах, которые имеют большой потенциал для стимулирования успешного развития инновационной педагогики в упомянутых выше кластерах:

  1. Инвестирование в профессиональное развитие учителей для обеспечения основ качественного преподавания;
  2. Расширение профиля педагогов;
  3. Поддержка новых школьных моделей, в которых используются механизмы, представляющие собой гибрид формального и неформального обучения.

Несмотря на то, что для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательную деятельность не требуется определенный порог качества преподавания, опыт использования этих инноваций может способствовать повышению качества преподавания. Раннее знакомство с окружающей средой и профессиональным опытом в области педагогических инноваций считается важным аспектом для преподавательского состава, особенно с самого начала их педагогической карьеры. Несмотря на это, знакомство с инновационной средой и практиками само по себе не гарантирует качество преподавания.

В отчете Открытого университета за 2020 год, посвященном изучению новых форм преподавания, обучения и оценки в интерактивном мире, призванных помочь учителям и политикам в продуктивных инновациях, под названием «Инновационная педагогика» предлагается список новых образовательных концепций, терминов, теории и практики и сводит их к десяти, которые могут спровоцировать серьезные изменения в образовательной практике:

  1. Искусственный интеллект в образовании – подготовка к жизни и обучению в эпоху.
  2. Постгуманистические перспективы – Противостояние отношениям между людьми и технологиями.
  3. Обучение через открытые данные. Использование реальных данных для личного обучения.
  4. Соблюдение этики данных. Этичное использование данных в цифровой жизни и обучении.
  5. Педагогика социальной справедливости – устранение несправедливости в жизни и обществе.
  6. Киберспорт – обучение и преподавание посредством соревновательных виртуальных игр.
  7. Обучение с помощью анимации. Просмотр коротких анимаций и взаимодействие с ними.
  8. Мультисенсорное обучение. Использование нескольких чувств для улучшения обучения.
  9. Офлайн-сетевое обучение – Сетевое обучение за пределами Интернета.
  10. Онлайн-лаборатории – доступ к лабораториям для всех.Растущее количество отчетов и литературы по теме инновационной педагогики отражает (вероятно, в значительно уменьшенном масштабе) усилия тысяч исследователей и практиков на всех уровнях, их многочисленные успехи и неудачи, а также их настойчивость в поиске «пути». Существует множество способов достижения успеха и достижения успеха в обучении, изменения и динамичные способы, которые делают педагогику сложной наукой, не производящей рецептов, но всегда предоставляющей ориентиры, вехи и много места для воображения.

Список литературы

  1. Аверилл Р.М. и Мейджор Дж. Что мотивирует преподавателей высших учебных заведений к инновациям? Изучение компетентности, автономии и взаимосвязей, а также связей с благополучием. Образовательные исследования. 2020. 62 (2), 146-161.
  2. Барнетт, Р. Обучение неизвестному будущему. Исследования в области высшего образования и развития. 2012. 31, 65-77.
  3. Берден К., Кирни М., Шак С. и Холл Т. Исследование использования инновационных мобильных педагогик для школьников: систематический обзор литературы. Компьютеры и образование. 2019. 138, 83-100.
  4. Бешар Ж.-П. и Пеллетье П. Развитие педагогических инноваций в университетской среде: организационный процесс обучения. 2001. 131-149.
  5. Гилберт А., Тейт-Маккатчеон С. и Новстабб Б. Инновационное преподавание в высшем образовании: восприятие учителями поддержки и ограничений. Инновации в образовании и преподавании. URL: https://doi.org/10.1080/14703297.2020.1715816.
  6.  Мынбаева А., Садвакасова З. и Акшалова Б. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения. В О. Б. Каверо и Н. Ллевот-Кальвет (ред.). Новые педагогические задачи в 21 веке – вклад исследований в образование. 2017. ИнтехОпен. DOI: 10.5772/intechopen.72341.
  7. Фергюсон Р., Кофлан Т., Эгеландсдал К., Гавед М., Геродоту К., Хиллэр Г., Джонс Д., Джоуэрс И., Кукульска-Халм А., МакЭндрю , П., Миседжук, К., Несс, И.Дж., Риентис, Б., Скэнлон, Э., Шарплс, М., Уоссон, Б., Веллер, М. и Уайтблок, Д. Инновационная педагогика 2019: Отчет об инновациях Открытого университета 7. Милтон Кейнс: Открытый университет. URL: https://iet.open.ac.uk/file/innovating-pedagogy-2019.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: