УДК 316

К вопросу об адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза

Доробов Мизроб Сухробович – аспирант кафедры «Социология, политология и право» Казанского государственного энергетического университета

Хизбуллина Радмила Радиковна – кандидат социологических наук, доцент  кафедры «Социология, политология и право» Казанского государственного энергетического университета

Аннотация: В представленной статье рассматриваются особенности и некоторые факторы, которые как в комплексе, так и по-отдельности могут выступать причиной увеличения процесса адаптации иностранных обучающихся в условиях образовательной среды вузов. Приводится пример части мероприятий, проводимых в ФГБОУ ВО «КГЭУ», направленных на оптимизацию системы социальной адаптации иностранных студентов в современных условиях.

Ключевые слова: адаптация, факторы, иностранные студенты, образовательная среда, вуз.

Keywords: adaptation, factors, foreign students, educational environment, university.

Система вузовского образования во все времена старалась оптимизировать социальные, психологические, педагогические программы в работе с иностранными студентами, прибывшими на обучение в Россию, которые в виду объективных и социально-психологических (субъективных) факторов сталкиваются с различными трудностями в новой для себя социально-образовательной среде вуза.

Адаптация рассматривается как процесс или состояние (необихевиоризм), как адекватная продуктивная результативность (интеракционизм), как соотношение изменений среды и личности (психоанализ) [1].

 Необходимость управления данным процессом обусловливается прежде всего тем, что от организации работы в данном направлении зависит в целом развитие всей системы международного сотрудничества в части подготовки специалистов для зарубежных стран в российских вузах.

Работа по организации таких условий включает несколько основных этапов. Прежде всего, необходимо тщательное изучение основных особенностей и факторов, влияющих на адаптацию иностранных студентов. Наиболее трудным и во многом определяющим этапом адаптации иностранных студентов является первый год их пребывания в вузе  [2].

В научной литературе современные отечественные исследователи выделяют следующие факторы, которые могут оказывать определённый депривационный механизм на иностранных обучающихся: условия обучения в вузе, условия проживания в общежитии, климатические условия, гастрономические отличия, социальное окружение, отсутствие родственников, языковой барьер, культурные особенности и пр. [3].

В данной связи для иностранных студентов в вузах предусмотрена система социально-психологического, культурного и образовательного сопровождения, целью которого является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Оптимизация системы адаптации иностранных студентов призвана облегчить процесса инклюзии обучающихся в образовательную среду вуза, а именно:

  • нивелирование трудностей на бытовом, коммуникативном уровнях, в целом;
  • уменьшение сроков адаптации к особенностям культуры и межкультурной коммуникации;
  • преодоление языкового барьера и трудностей, связанных с пониманием алгоритмов образовательного процесса;
  • контроль за внутригрупповыми коммуникациями в учебной группе и др.

В настоящее время также остается актуальным вопрос с изучением дисциплин профиля (подготовка курсовых работ, различных видов практик и пр.), которые осуществляются параллельно с необходимостью овладения титульного языка обучения.

Вместе с тем, сегодня в вузах имеются практики и программы, которые оптимизируют процесс упразднения указанных проблемы и минимизации влияния перечисленных факторов, которые могут стать препятствием для скорейшей адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза. Так, например, одним из приоритетных направлений развития Казанского государственного энергетического университета является международное сотрудничество. Являясь одним из трех энергетических университетов России, КГЭУ нацелен на активное вхождение в мировое образовательное и научное пространство, став конкурентоспособным вузом на международном уровне. Концепция международной деятельности КГЭУ основывается на принципах признания международной деятельности в качестве важной составляющей успешного развития университета, комплексного подхода к вопросам международного сотрудничества, предполагающего участие всех подразделений университета.

В рамках деятельности Управления международных связей в КГУ реализуется организация и проведение конкурсов среди иностранных  студентов, содействие в участии иностранных студентов в российских и международных конкурсах, мероприятиях, а также оказание помощи в социально-культурной адаптации к условиям обучения и проживания в РФ [4].

Союз иностранных студентов КГЭУ сосредотачивает ключевые направления деятельности в рамках:

  • адаптации и социализации иностранных студентов  и аспирантов,
  • организации мероприятий и культурно-досуговой деятельности для иностранных студентов и аспирантов,
  • формирования толерантных отношений между коренными жителями и гражданами иностранных государств,
  • помощь в изучении русского языка и пр. [5].

В Казанском государственном энергетическом университете 16 ноября 2022 года был проведен круглый стол «Социальная адаптация иностранных студентов», где иностранные студенты обсудили с администрацией КГЭУ проблемные вопросы и получили ответы на все интересующие запросы. Также проводится систематические социологические опросы иностранных студентов первого курса на предмет особенностей социальной адаптации  (n=100) [6].

Таким образом, особенности адаптации иностранных студентов в образовательной среде российских вузов является значимой социально-опосредованной задачей, которая в современных условиях развития общества и его трансформации является перспективным полем для научного изучения и не теряет своей актуальности.

Список литературы

  1. Соколова Ю.А. Генезис понятия «адаптация» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 3. 2014. С. 93-99.
  2. Шевченко А.В., Соболева И.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. №. 16. 2012. С. 150-159.
  3. Бринюк Е.В., Козловцева Н.А. Методика обеспечения эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан к условиям российской образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 8. №. 3 (28), 2019. С. 53-56.
  4. Управление международных связей КГЭУ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://kgeu.ru/Section?idSection=8&idSectionMenu=273 (дата обращения: 09.12.2023).
  5. Союз иностранных студентов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://kgeu.ru/Home/Page/222?idShablonMenu=688 (дата обращения: 11.12.2023).
  6. Круглый стол «Социальная адаптация иностранных студентов». Электронный ресурс. Режим доступа: https://kgeu.ru/News/Item/159/12167 (дата обращения: 14.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: