УДК 37

Особенности преподавания английского языка младшим школьникам в системе современного образования

Сафина Ольга Викторовна – преподаватель Иностранного языка МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти.

Аннотация: В статье были рассмотрены особенности и методики преподавания ученикам начальной школы английского языка. В статье автор делает акцент на конкретных особенностях, к которым должно быть обращено внимание учителя во время учебного процесса, и обосновывает важность индивидуального подхода к обучающимся. Ученики младшего школьного возраста нуждаются по большей части в индивидуальном подходе, своевременное и правильное ведение учебного процесса у учеников положительно скажется на дальнейшем усвоении материала учениками. Результатом любого языкового образования должна явиться сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков – вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, методики, методы, ученики младшего школьного возраста.

В современном мире с современными требованиями английский язык уже нельзя отнести к индивидуальному стремлению какой-либо конкретной личности к самосовершенствованию. Он относится к необходимости, которая обусловлена требованиями не только к претендентам на работу, но и к школьникам. Ученые утверждают, что в младшем школьном возрасте наиболее легко усваивается информация, поэтому иностранные языки в общем, и английский язык конкретно лучше начинать изучать в младшем школьном возрасте.

Возможность общаться не только на своем родном языке, но и на иностранным, переводить различного уровня тексты, писать научные работы делают претендента на работу или студента более конкурентно способным,

По словам педагогов и психологов, обучение и изучение иностранных языков должно происходить с самых ранних лет, т.к., согласно педагогическим исследованиям, чем позже ребенок начинает изучать английский язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя данный аргумент следует изучать в рамках индивидуальных способностей ребенка. [1,с.55].

В данной статье предлагается рассмотреть особенности и специфические моменты, которые должны быть учтены при преподавании иностранного языка детям младшего школьного возраста.

Процесс обучения в начально школе у детей младшего школьного возраста считается важнейшим этапом в жизни становление ученика как личности. В период обучения в начальной школе у ученика происходит интенсивное развитие детского организма (центрально и вегетативной нервных систем и т.д.). Кроме биологического происходит активное умственное развитие личности ребенка младшего школьного возраста, и заложенные учителем на данном этапе знания, умения и навыки являются залогом и мощным фундаментом для должного восприятия школьником воспитательного и образовательного процесса.

В связи с этим важно выделить значимость реализации индивидуальной работы и индивидуального подхода учителя к личности обучающегося.

Помимо важности отработать программу, преподавателю так же важно выявить и учитывать в дальнейшем особенности восприятия учениками учебного материала, выявление причин, вызывающих затруднение, а так же развитие у учеников заинтересованности в изучении английского зыка.

Данные результаты можно достигнуть путем системы общения с учениками на английском языке, применяя стандартны метод «вопрос- ответ».

Стоит уделить внимание так же системе, построенной на принципе дифференцированности и интегрированности, а так же личностно-ориентированного направления, который развивает деятельный характер обучения [6,с.40-46].

Процесс изучения иностранного языка отличается от процесса обучения других учебных дисциплин, в связи с этим учении сталкиваются определенными проблемами [5].

К наиболее значимым особенностям относят:

  • в период обучения в начальной школе у учеников еще плохо сформировано абстрактное мышление, в связи с этим тема урока должна сопровождаться визуально (презентация, например);
  • английский язык не является «родным» для русского школьника, в связи с чем от учителя иностранного языка требуется уделять особое внимание запоминанию материала, который преподается в рамках учебной дисциплины;
  • на начальном этапе у учителя должна быть цель познакомить школьников с английским алфавитом, научить установки звукобуквенного соответствия, помочь овладеть средствами выразительно чтения (а именно интонацией, паузированию и т.д.), научить понимать и осмысливать главные факты текста;
  • человеческой памяти раннем возрасте свойственно детально запоминать мелочи, поэтому учителю иностранного языка, преподающего английский язык у детей младшего школьного возраста, стоит сделать уроки запоминающимися, разнообразить их;
  • ученики начальной школы в силу подвижной психики и преобладанию игрового вида деятельности, не могут долго удерживать внимание, поэтому учителю стоит акцентировать внимание учеников на наиболее важных моментах изучаемой на занятии темы.

Из вышесказанного можно делать вывод, что работать с учениками младшего школьного возраста достаточно затруднительно, т.к. у детей все еще преобладает игровой вид деятельности, поэтому к еще одной особенности стоит отнести обучающие игры.

По словам О.И. Шияна, игру ошибочно относят к эпизодическим приемам, а не к основе всего обучения речи, как этого требует сегодня такая наука, как акмеолингвистика [8].

Использование различных игр (загадки, кроссворды, постановка различных сказок, чтение стихов) обеспечит интерес детей к изучаемой дисциплине. При этом стоит уделить внимание не только тому, как говорит ученик- его произношению, но

Итоговым результатом стоит считать саму процедуру игры, в рамках которой осуществляется процесс усвоения учениками младшего школьного возраста нового материала по иностранному языку. Учителю иностранного языка целесообразно иметь в своей работе методические материалы, макеты, рисунки, что сделает работу с детьми максимально эффективной интересной [2].

Учитель прежде всего должен определить для себя цель того или иного игрового момента, и исходя из этого дать учащимся четкую установку. Правила игры должны быть грамотно сформулированы и доступны для понимания ребенком [4].

Для закрепления знаний обучающихся и проверки знаний в конце рекомендуется ввести тестирование по пройденным темам, или же объединить определенные темы, используя при этом наглядный материал и игровой метод.

Список литературы

  1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной английской речью. –Просвещение, 1988.
  2. Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Иностранные языки в начальной школе. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. теория обучения иностранным языам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. Лингв. ун-в и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.
  4. Жабина И.В. Использование ролевой игры при обучении грамматике английского языка детей младшего школьного возраста // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. – М.: МАКС Пресс, 2011.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В. некоторые аспекты разработки содержания образования старшей ступени школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1.
  7. Путин В.В. Развитие дополнительного образования и высшей школы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт газеты «Комсомольская правда». – Режим доступа: www.kp.ru (дата обращения: 13.02.2012).
  8. Шиян О.М. Акмеолингвистический подход в обучении иностранным языкам. – М., 1999.

Интересная статья? Поделись ей с другими: