УДК 37.013, 002.304

Педагогическое сопровождение курсанта в высшем военном учебном заведении

 

Андрусенко Александр Павлович – аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: В этой исследовательской работе будут рассмотрены особенности педагогического сопровождения курсантов в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также отмечено, каким образом формируется мировоззрение военнослужащих в современном воинском коллективе.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение военнослужащий, курсант.

Понятие «педагогическое сопровождение» в современном мире трактуется неоднозначно: это направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях; это целенаправленное, мотивированное воздействие на человека, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. При анализе этих понятий, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение военнослужащего — это особый вид взаимодействия с военнослужащим, имеющий целью создание благоприятных условий военной службы, при которых субъект (военнослужащий) развития сможет принять оптимальное решение в разных ситуациях жизненного выбора, а также частично формирует у субъекта критическое мышление.

Отдельно стоит отметить, что в широком смысле слова педагогическое сопровождение представляет собой совокупность методов, средств и инструментов, которые используются наставником в рамках поддержки и содействия приобретению учащимся необходимых знаний и навыков. Большинство исследователей считают, что этот процесс должен быть четко регламентирован, направлен на достижение конкретных целей. При этом преподаватель является консультантом, советчиком и помощником. Запрос на педагогическое сопровождение обусловлен строгими требованиями воспитания личности военнослужащего. Командиру необходимо придерживаться установленных правил и стандартов обучения, выполняя функции поддержки, воспитания и сопровождения. Последний аспект наиболее важен для формирования всестороннее развитой личности военнослужащего.

Ключевыми методами педагогического сопровождения в ВУЗах Российской Федерации являются:

  • Создание устойчивой позитивной среды для самоопределения учащихся;
  • Анализ и конструктивная критика разных педагогических ситуаций;
  • Совместная работа преподавателей и учащихся по построению последовательности образовательного процесса;
  • Формирование и реализация принципов открытости, уважения и толерантности к разным позициям учащихся по тем или иным вопросам.

В научных работах по психологии указано одновременно несколько важных аспектов, которые предполагают необходимость педагогического сопровождения курсантов. Однако ключевых является тот факт, что учащиеся не обладают достаточным опытом и компетенциями, чтобы самостоятельно принимать важные организационные, управленческие решения (точно анализировать разные ситуации в военной среде). Поддержка и помощь со стороны наставника необходимы в течение долгого промежутка времени, чтобы у курсантов сформировалась четкая позиция, стратегия действий в конкретных ситуациях. Также некоторые исследователи отмечают, что педагогическое сопровождение служит средством снятия перегрузок.

То есть это способ, за счет которого можно предупредить ненужные, неоптимальные затраты времени и усилий курсантов при приобретении определенных знаний, навыков и опыта. Педагогическое сопровождение также способствует тому, что учащиеся стремятся актуализировать разные явления, закономерности окружающей действительности – и в результате обретают собственный смысл образовательной деятельности. При реализации разных методов и инструментов педагогического сопровождения очень важно учесть современные тенденции, необходимость исправления деформации оценки курсантами образовательных ситуаций. Такой подход позволит избежать неопределенности в коммуникации с учащимися – за счет оперативного вмешательства в учебный процесс наставник может изменить ситуацию в лучшую сторону. По этой причине ученые уверены, что интенсивность педагогического сопровождения должна меняться в зависимости от индивидуальных показателей курсантов.

Подводя краткий итог, можно сделать вывод, что перспективы и преимущества педагогического сопровождения российских курсантов в первую очередь определяются глубиной и уровнем подготовки материалов этой формы учебно-воспитательной работы в ВУЗах страны. Не стоит забывать, что в основе образовательного процесса лежит активная коммуникация преподавателя и учащихся, реализация воспитательной и сопроводительной функций с учетом всех дополнительных требований (проистекающих из условий военного быта, специфики обучения курсантов). Мы приходим к выводу, что создание условий и определение форм и методов деятельности составляют ядро педагогического сопровождения. А формирование правовой просвещенности и мировоззрения курсантов высшего военного учебного заведения должно осуществляться при поддержке, помощи, содействии, направленных на обеспечение внутренних и внешних обстоятельств, от которых зависит эффективность данного процесса. При этом главным является то, что педагогическое сопровождение направлено и на оказание педагогического содействия развитию внутренних качеств личности в определенных направлениях – в нашем исследовании – правового просвещения курсантов – будущих офицеров.

Одной из главных задач педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих офицеров, можно считать не только стремление оказать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности процесса военного быта, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Результатом педагогического сопровождения должно стать профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация его профессионально-личностного потенциала, формирование критического мышления.

Педагогическое сопровождение в данном случае рассматривается, как и технология или “инструмент”, включающий в себя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной адаптации курсантов в образовательной среде высшего военного учебного заведения. Простыми словами, педагогическое сопровождение это помощь, поддержка и содействие; специальным образом организованная деятельность, направленная на достижение целей, где командир в условиях военного быта выступает в качестве консультанта, наставника, помощника. Можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение представляет собой целенаправленный процесс, обеспечивающий взаимосвязь теоретической и практической сторон профессионального образования и оказание помощи и поддержки в становлении будущего офицера.

Список литературы

  1. Гущина Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося // Педагогика: научно-теоретический журнал. М., 2012. № 2. С. 50-57.
  2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества “Личность в социокультурном измерении: история и современность”. М.: «Индрик», 2007. 416 с.
  3. Блинова А.И. Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном учреждении как условие повышения качества образования [Электронный ресурс] // Воронежский государственный педагогический университет – Режим доступа: http://uch.znate.ru/docs/1423/index-4761.html.
  4. Качалов, Д. В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей -450 с
  5. Осухова, Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости / Н.Г. Осухова . – М. : Красная площадь, 1996. – 317 с.
  6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.