УДК 37.013

Методики исследования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Ефимов Никита Александрович – магистрант Социально-педагогический факультета Сочинского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются методики исследования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются понятие и сущность нравственного поведения и особенности его формирования в старшем дошкольном возрасте. Выявляются принципы разработки диагностических процедур при изучении нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся методики исследования нравственных представлений у старших дошкольников, основанные на моральном выборе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное воспитание, нравственные представления, методики исследования, моральный выбор.

Нравственное воспитание представляет собой направленный процесс приобщения к моральным ценностям, как единым для всего человечества, так и принятым в определённой социальной группе [1]. По мере взросления ребёнок усваивает установленные поведенческие правила и нормы, варианты межличностного взаимодействия, формы самовыражения, проявления отношения к другим людям и миру. Результатом нравственного воспитания является становление и закрепление внутриличностной совокупности нравственных качеств. От того, насколько прочно они зафиксируются, зависит частота отклонений поведенческих проявлений от социально принятых, а также оценка нравственности человека, даваемой человеку окружающим.

Сущность образовательного процесса в дошкольном возрасте заключается в позитивном обогащении социокультурного опыта каждого ребёнка [2]. Для достижения этой цели воспитателю необходимо понимать специфичные переживания и особенности мировосприятия каждого ребёнка. Определить их возможно при помощи диагностического инструментария –методик, позволяющих диагностировать типичные поведенческие паттерны ребёнка в различных видах деятельности, взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Целью работы является изучение методик исследования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Нравственное поведение представляет собой совокупность поступков, которые отражают внутреннее нравственное решение, базирующееся на ценностях морали и гуманизма и ведущее к гармонизации межличностных взаимоотношений [3]. Нравственное поведение является результатом нравственной личностной активности, наработанной социальной и нравственной практики, опыта коммуникации и направленного воспитательного воздействия.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом освоения социальных навыков и норм [4]. В это время происходит формирование нравственного базиса личности, представляющего собой комплекс нравственных представлений, которые определяют собственные поведенческие реакции человека, помогают ему воспринимать и оценивать действия других людей. В возрасте 5-7 лет ребёнок активно воспринимает и усваивает нравственные правила и нормы, принятые в окружающей его социальной группе.

При исследовании нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте необходимо придерживаться следующих принципов разработки диагностических процедур [5]:

  • формулировка заданий, позволяющая исследовать нравственные качества ребёнка, формирующие нравственное поведение;
  • создание игровых ситуаций, основанных на моральных дилеммах;
  • выделение объективных показателей и критериев оценки ответов и действий детей с учётом возрастных особенностей нравственного развития.

Одним из ключевых методов исследования нравственных представлений у старших дошкольников является беседа [6]. Метод заключается в диалоге ребёнка с педагогом, в ходе которого последний фиксирует количество верных и неверных признаков предлагаемого понятия, точность употребления характеристик и количество замен признаков понятия. В качестве основных нравственных понятий для беседы могут быть выбраны «доброта», «вежливость», «трудолюбие», «честность», «ответственность», «бережливость», «чувство товарищества».

Для исследования нравственных представлений старших дошкольников часто применяется методика «Незаконченные истории» Г.А. Урунтаевой в модификации Л.Ю. Соломиной [7]. Методика позволяет выявить уровень развития нравственных представлений о доброте, щедрости, честности и трудолюбии. Детям предлагаются сюжеты, герой которых стоит перед непростым нравственным выбором. Дошкольников расспрашивают о действиях, причинах действий и мотивах героя и просят обосновать свой ответ. На основании ответов детей оценивается уровень их нравственных представлений:

  • высокий уровень – ребёнок называет норму, оценивает поведение персонажа и мотивирует данную оценку;
  • средний уровень – ребёнок делает правильный нравственный выбор, но не способен объяснить его;
  • низкий уровень – ребёнок правильно называет норму, но не способен оценить поведение.

Определить степень развития моральных суждений детей можно посредством методики «Моральные дилеммы» Т.П. Авдуловой [8]. Моральные дилеммы представляют собой неоконченные истории, в которые включена ситуация морального выбора. Они должны быть понятны старшим дошкольникам и описывать их типичное ежедневное взаимодействие с окружающими. Детям предлагаются моральные дилеммы по четырём нормам – помощь, честность, щедрость и послушание. Эти нормы выбраны потому, что являются основными для ребёнка дошкольного возраста. Методика подразумевает различия поведения ребёнка в зависимости от того, кем будет его партнёр по ситуации – взрослый или сверстник. В целом по отношению ко взрослым старшие дошкольники показывают более высокий уровень развития моральных суждений. Обратная ситуация указывает на становление более зрелой нравственной позиции.

Для исследования представлений дошкольников о критериях нравственной оценки используется методика «Оцени поведение» А.Л. Венгера в модификации Е.В. Никифоровой [9]. В ней детям предлагаются ряд карточек с изображением персонажей в различных обстоятельствах. Внешне неопрятные герои совершают хорошие поступки, а привлекательные – плохие. После просмотра карточек ребёнка просят дать оценку поведению и объяснить свой выбор. При анализе результатов учитываются оценка, данная ребёнком герою картинки, его способность дать оценку и критерии обоснования оценки, которые могут быть следующими:

  • внешний, с опорой на внешность героя;
  • поведенческий, с учётом поступка героя;
  • промежуточный, когда учитываются и внешность, и поведение;
  • отсутствие обоснования.

При обработке результатов подсчитывается количество употребления каждой категории по анализируемым нравственным представлениям.

Для изучения поведения ребёнка дошкольного возраста в ситуации реального морального выбора применяется методика «Подели игрушки», разработанная И.Б. Дермановой [10]. Она предполагает самостоятельное разделение дошкольником пяти игрушек, которые представляют для него интерес, между собой и двумя детьми, которых он не знает и не видит. Если ребёнок забирает большинство игрушек себе, то считается, что он делает неверный моральный выбор, если оставляет себе одну игрушку, а остальные отдаёт партнёрам по игре – верный выбор.

Также для оценки нравственного поведения дошкольников используется методика «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран в адаптации С.Г. Якобсон [11]. При проведении исследования ребёнку предлагается вытащить из мешка один лотерейный билет. За выигрышный билет полагается приз, однако все билеты в мешке заведомо проигрышные. От ребёнка требуется достать из мешка один билет и сообщить педагогу, какой он – выигрышный или проигрышный, после чего положить его обратно в мешок. Показывать билет педагогу при этом не требуется. Если ребёнок говорит, что вытащил выигрышный билет, то делает неправильный нравственный выбор, и наоборот. Если дошкольник не нарушает нравственную норму честности, то его нравственные представления соответствуют реальному поведению.

Таким образом, методики педагогической диагностики позволяют выявить группы детей старшего дошкольного возраста с усвоенной и осознанной системой нравственных представлений и стремлением к самостоятельному нравственному поведению, обусловленному внутренней мотивацией, а также с неустойчивым нравственным поведением и ситуативностью при совершении поступков. Основное обогащение нравственной сферы ребёнка происходит за счёт формирования базовых нравственных понятий и накопления нравственных представлений, однако часто они не оформляются в единую систему. Результаты педагогической диагностики могут быть использованы для выявления и реализации педагогических условий, которые позволят обеспечить результативность формирования и фиксации нравственных представлений у старших дошкольников с учётом специфических условий их социального окружения.

Список литературы

  1. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / О.В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 145 с.
  2. Социализация детей в дошкольном возрасте: учеб. пособие для вузов / С.А. Козлова [и др.]; под науч. ред. С.А. Козловой. – 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 195 с.
  3. Мамутова З.С., Халилова Э.З. Экспериментальное исследование по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 3 (47). – С. 131-134.
  4. Безносова О.А., Дроздова Н.В. Исследование структурно-содержательных особенностей нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: гендерный аспект // Евразийский союз учёных. – 2020. – № 7-7 (76). – С. 39-43.
  5. Дроздова Н.В., Безносова О.А. К проблеме диагностики нравственных представлений в дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-4. – С. 312-316.
  6. Неясова И.А., Серикова Л.А. Диагностика уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2021. – № 10 (63). – С. 146-151.
  7. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников: дис. ... канд. психол. наук / Л.Ю. Соломина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 1995. – 190 с.
  8. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / Е.И. Изотова [и др.]. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 452 с.
  9. Ларионова Л.И., Панина М.А. Сравнительное исследование развития нравственных представлений у детей дошкольного возраста (2010-2020 гг.) // Ребёнок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы VII международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию МГПУ. – 2020. – С. 9-16.
  10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике. – СПб., 2002. – 176 с.
  11. Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопросы психологии. – 1979. – № 1. – С. 38-49.