УДК 372.881.161.1+378.147

Внедрение инновационных технологий обучения на занятиях по русскому языку как иностранному в вузе

Колесникова Лариса Владимировна – доктор философии по педагогике, доцент Центра иностранных языков Азербайджанского государственного педагогического университета (Азербайджан, Баку).

Аннотация: Совершенствование методики преподавания русского языка как иностранного (далее – РКИ) связано с использованием передовых ресурсов для постижения иностранными студентами основ русского языка и культуры. Цель статьи – описать актуальные особенности применения инновационных технологий при обучении иностранных студентов русскому языку в вузе. Для этого охарактеризованы предпосылки применения инновационных технологий при обучении студентов вуза РКИ, а именно: вовлечение иностранных студентов в разные виды речевой деятельности, содержание которых направлено на решение повседневных и профессионально-ориентированных задач, и овладение соответствующими навыками. Далее выделена современная тенденция к внедрению инновационных технологий обучения иностранных студентов РКИ, которая связана с применением современных ресурсов электронного обучения (с использованием готовых ресурсов и сервисов для их создания) для решения разнообразных коммуникативных задач в постижении основ русского языка и культуры. Затем описаны образовательные возможности виртуального помощника «Алиса» как яркого примера активизации иноязычной коммуникации студентов, изучающих русский язык в неродной стране. В заключение отмечена эффективность «Алисы» для оттачивания ими приобретаемых навыков иноязычного общения в современном вузе.

Ключевые слова: иностранные студенты, русский язык и культура, речевая деятельность, инновации, электронное обучение.

Интерес иностранных студентов к получению качественного образования в российских вузах и к участию в программах академической мобильности вызвал необходимость разработки образовательных программ, направленных на овладение ими русского языка как иностранного (далее – РКИ). На сложности, связанные с реализацией данных программ, указывают имеющиеся у иностранных студентов трудности в «адаптации … к новой культуре, к новым традициям» [3, с. 61]. Эти трудности препятствуют качественному овладению РКИ и обязывают пересмотреть подходы к его преподаванию в вузах, в связи с чем «видится актуальным и перспективным развитие инновационных технологий и их активное применение» [2, с. 15].

Несмотря на активность внедрения инноваций в образовательный процесс вуза важным остается выбор технологий обучения, позволяющих совершенствовать методику преподавания РКИ с использованием передовых ресурсов, а значит эффективно вовлекать иностранных студентов в изучение основ русского языка и культуры, необходимых для осуществления повседневного и профессионально-ориентированного общения. Это обстоятельство определило цель статьи: описать актуальные особенности применения инновационных технологий при обучении иностранных студентов русскому языку в вузе. К задачам исследования отнесены характеристика предпосылок применения инновационных технологий при обучении студентов вуза РКИ; выделение современной тенденции к внедрению инновационных технологий обучения иностранных студентов РКИ; описание яркого примера ее использования в современном вузе.

Обучение иностранных студентов в современном вузе предполагает овладение навыками, необходимыми для повседневной жизни и осуществления профессиональной деятельности в стране пребывания. В ходе профессиональной подготовки они должны осознавать причины изучения РКИ, понимать, «где они смогут применить … знания и … видеть результат своего обучения» [4, с. 211]. Для этого им необходимо хорошо ориентироваться в своей профессиональной области и уметь вовлекаться в иноязычное общение. Тем не менее проблематичным является невозможность иностранных студентов выразить себя [1] в ходе иноязычного общения. Устранению указанных сложностей может способствовать их вовлечение в разные виды речевой деятельности, содержание которых направлено на решение повседневных и профессионально-ориентированных задач.

Для совершенствования навыков речевой деятельности РКИ преподавателю необходимо тщательно подходить к «выбору образовательных технологий, ... проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным» [3, с. 62]. Эти направления деятельности помогут активизировать процесс овладения РКИ, который, с одной стороны, должен быть «интересным и занимательным» [3, с. 63], а с другой, – способствовать «самостоятельной языковой деятельности в новых ситуациях» [2, с. 15].

Преподавателю РКИ необходимо вовлекать иностранных студентов в такие виды деятельности, которые позволят им быстрее и продуктивнее овладевать навыками иноязычного общения. Подобная деятельность должна способствовать развитию и саморазвитию личности иностранных студентов, быть творчески направленной, подразумевать сотрудничество участников образовательного процесса, характеризоваться открытостью к будущей профессии и предполагать работу на опережение. Реализация данной деятельности возможна на основе инновационных технологий обучения, внедрение которых позволит иностранным студентам более эффективно постигать основы русского языка и культуры.

Внедрение инновационных технологий обучения РКИ в современном вузе предполагает организацию электронного обучения, предусматривающего активное использование ресурсов сети Интернет и мультимедиа. Для реализации этой тенденции могут быть использованы как готовые ресурсы, так и сервисы для их создания, которые удовлетворяют потребностям иностранных студентов в овладении различными видами русскоязычной речевой деятельности. К первым можно отнести тренажеры, справочные материалы (электронные библиотеки, национальный корпус русского языка), готовые тесты и дистанционные курсы на образовательных порталах и тематических сайтах, «интернет-сообщества для изучающих русский язык и для преподавателей РКИ» [4, с. 212]; к последним – системы управления учебной группой, сервисы для создания учебных материалов, конструкторы тестов. В совокупности содержание данных ресурсов позволяет иностранным студентам овладевать РКИ как в ходе аудиторной и внеаудиторной работы; данными материалами также можно воспользоваться после возвращения на родину, чтобы совершенствовать навыки иноязычного общения.

Использование потенциала электронного обучения возможно с учетом решения коммуникативных задач, с которыми иностранные студенты могут столкнуться в повседневной и профессиональной жизни. Работа с коммуникативными задачами раскрывает индивидуальность иностранных студентов, поскольку их личный опыт способствует сопоставлению языковых и культурных реалий в родной стране и стране пребывания. Тем самым они не только постигают основы русского языка и культуры, проигрывая разнообразные ситуации повседневного и профессионально-ориентированного характера, но и приобретают больше уверенности в понимании того, как для решения определенной коммуникативной задачи используется конкретные знания о языке и культуре. Так в приоритете активизация иноязычной коммуникации студентов, изучающих русский язык в неродной стране, с использованием современных ресурсов электронного обучения.

Ярким примером внедрения инновационных технологий обучения РКИ является использование ресурсов русскоязычного интеллектуального голосового помощника, взаимодействие с которым призвано разнообразить ситуации решения разноплановых коммуникативных задач. Таковым выступает виртуальный помощник «Алиса», который встроен или установлен на цифровые устройства иностранных студентов. Русскоязычные разработчики «Алисы» сделали виртуального помощника конкурентоспособным, поскольку зарубежные голосовые помощники, переведенные на русский язык, не отличаются высокой грамотностью речи, что делает взаимодействие с последними неэффективным в плане обучения РКИ.

Образовательные функции «Алисы» позволяют голосовому помощнику и пользователю взаимодействовать в разных ситуациях общения на русском языке: от обмена простыми повседневными фразами о погоде до участия в небольшом разговоре профессионально-ориентированного характера (с привлечением сторонних ресурсов, например, нейросети YandexGPT). Так речь «Алисы», приближенная к естественной, позволяет «имитировать ситуацию общения с носителем языка» [4, с. 213] и культуры. Имитация живого диалога с указанным виртуальным помощником в образовательных целях возможна не только в диалоге, но и в ходе различных игр, которые позволяют иностранным студентам постигать особенности русской культуры.

В завершение необходимо отметить, что внедрение инновационных технологий обучения на занятиях по русскому языку как иностранному в вузе является актуальным и требует привлечения современных ресурсов электронного обучения для вовлечения иностранных студентов в различные виды русскоязычной речевой деятельности. Так взаимодействие с виртуальным помощником «Алиса» выступает своеобразным тренажером по оттачиванию ими приобретаемых навыков иноязычного общения в ходе аудиторной и внеаудиторной работы.

Список литературы

  1. Балаболова Г. Г. Инновационные технологии обучения русскому языку // Экономика и социум. – – № 5 (96). – С. 378-381.
  2. Горбунова И. В. К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного // Бизнес-образование в экономике знаний. – – № 1. – С. 15-19.
  3. Пайгамова З. Х. Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного // Journal of Science-Innovative Research in Uzbekistan. – – № 1(7). – С. 61-64.
  4. Пантелеев А. Ф., Нефёдов И. В., Попова К. А. Традиционные и инновационные технологии и средства интенсификации процесса обучения РКИ // Балтийский гуманитарный журнал. – – Т. 10. – № 1 (34). – С. 210–214.

Интересная статья? Поделись ей с другими: