УДК 37

Оценка уровня владения научными методами, методами планирования исследований и академическим письмом

Арынгазин Аскар Канапьевич – доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (г. Астана, Республика Казахстан)

Торебекова Аяулым Куанышевна – магистр гуманитарных наук, старший научный сотрудник Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (г. Астана, Республика Казахстан)

Арынгазин Ануар Аскарович – магистрант Школы естественных и гуманитарных наук «Назарбаев Университет» (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В работе представлены данные оценки владения научно-педагогическими работниками научными методами, методами планирования исследований и академическим письмом на английском языке. В эмпирическом исследовании, проведенном в 2022 году, методом персонального анкетирования приняли участие более 800 научно-педагогических работников из 17 университетов и 20 научно-исследовательских институтов Казахстана. Для обработки использовались методы математической статистики. Представленные результаты обработки выступают характеристиками научного потенциала научно-педагогических работников, что позволяет разработать, как практическое применение, рекомендации по его повышению и решения, основываясь на данных.

Ключевые слова: анкетирование, научные методы, методы планирования научных исследований, академическое письмо.

Благодарность. Статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021–2023 гг., Национальная академия образования им. И. Алтынсарина.

Введение

Эмпирическое исследование характеристик научного потенциала работников вузов и научно-исследовательских институтов может служить одной из основ для выбора первоочередных мер по улучшению научно-педагогической деятельности и ее результатов.

В целях количественной оценки уровня владения научно-педагогических работников различных возрастов научными методами, методами планирования исследований, академическим письмом на английском языке и другими сведениями была разработана индивидуальная анкета из 23 пунктов с учетом требований к методу анкетирования. Путем свода полученных анкет от организаций науки и образования в количестве более 800 была проведена систематизация по категориям и статистическая обработка на основе проведенного литературного обзора источников по современным методам статистической обработки и анализа данных. По количественной оценке уровня владения научно-педагогическими работниками различных возрастов <35 лет, 36-50 лет, >50 лет и категорий естественно-технического и социально-гуманитарного направлений проведено сравнение усредненных показателей для групп научно-исследовательских институтов и университетов, выявлены и проанализированы типичные конфигурации диаграмм. На 2023, 2024 и 2025 гг. запланировано более чем 3-кратное увеличение финансирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР).  Актуальность исследования связана с обоснованием эффективности финансирования НИОКР и ставит вопросы по оценке подготовки исследователей к выполнению НИОКР.  Целью исследования является определение усредненных значений уровня и характеристик владения научно-педагогическими работниками научными методами, методами планирования научно-исследовательских работ, академического письма (английский язык), а также, исходя из обработки и интерпретации этих данных, их сопоставление по возрастным категориям и по направлениям. Задачами исследования являются сбор, обработка, систематизация и интерпретация данных. Характеристика научной новизны настоящего эмпирического исследования складывается из новых пошаговых и обобщающих результатов, полученных путем: (а) разработки анкеты на основе методов составления анкет (результат: анкета); (б) получении, проверки достоверности, обработке и систематизации на их основе новых детальных эмпирических показателей более 800 научно-педагогических работников в разрезах возрастных групп и профиля (новые систематизированные данные из первоисточников); (в) получении значимых для целей исследования новых вторичных данных путем обработки первичных показателей (новые вторичные данные, Рис. 1, 2, 3). Практическая значимость состоит в обеспечении возможности разработки рекомендаций по повышению научного потенциала и решений, основываясь на данных.

Обзор литературы

Научный потенциал личности характеризуется различными показателями, среди которых мы эмпирически исследуем уровень владения методами исследований, методами планирования научных исследований, академическим письмом, включая на английском языке, научно-педагогическими работниками, а также приводим данные о количестве научных публикаций и учебных курсов на английском языке по отношению к их общему числу и уровень поддержки улучшения академического письма на английском языке. Технологии и инновации основаны на специальных знаниях, умениях и навыках, которые не только передаются с применением педагогических методов в учебных заведениях и институтах [1], но и применяются в исследованиях, разработках, на производстве и для его улучшения [2, 3]. Недостаток комплекса методов, форм и средств повышения исследовательской компетентности выявляет Т. А. Строкова [4]. Связь эффективности и результативности научно-исследовательской деятельности с качеством человеческого капитала научно-педагогических работников исследована в работе Г. Е. Зборовского и П. А. Амбаровой [5]. Концепция развития науки до 2025 года включает ряд предложений по решению вопросов развития потенциала исследователей [6]. Статистическая обработка и анализ данных являются важной частью процесса принятия решений. Согласно опросу, проведенному Deloitte в 2013 г., примерно 50% респондентов говорят, что аналитика улучшает процесс принятия решений, и более 15% считают, что она способствует реализации важнейших стратегических инициатив. Известно, что анализ данных играет важную роль в качестве ресурса для принятия решений. Для респондентов использовались анкеты само-заполнения в экранном компьютерном формате. Шестак В. П., Шестак Н. В. исследовали формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» [7]. Моисеев П. С. и др. на основе опроса научно-педагогических работников вуза пришли к выводу о том, что требуется повышение квалификации по академическому письму [8].  Г.З. Ефимова, А. Н. Сорокин и М. В. Грибовский [9] изучили исследовательские подходы к классификации компетенций научно-педагогических работников и определение наилучшего спектра личностных качеств.

Методология, материалы и методы

Использован метод анкетирования [10] и 23 пункта анкеты были разработаны в соответствии с критериями для обеспечения высокой достоверности ответов респондентов, удовлетворяли требованиям простоты, ясности и односложности. Тестовые ответы на вопросы анкеты занимали около 10 минут. Microsoft Power BI это одна из программ, которая используется в анализе данных. С помощью этой программы можно извлекать подробные динамические представления данных.  SPSS Statistics является одним из передовых программных обеспечений в сфере статистики. Данная программа имеет набор статистических функций, которые позволяют организациям максимально эффективно использовать ценную информацию. RStudio – это интегрированная среда разработки для R, языка программирования для статистических вычислений и графики. Microsoft Excel, которая использована в настоящей работе, имеет множество функций для статистического анализа данных, удобный и интуитивный интерфейс, что обеспечивает легкое и быстрое представление данных в статистическом формате. Анкеты выполнены в виде Excel файла, для удобства заполнения анкетируемым с использованием полуформализированных вопросов (вопросы с готовыми вариантами ответа). В исследовании М. Г. Шапиро [11] утверждается, что полуформализированные вопросы являются одним из наиболее важных типов вопросов в структурированной системе сбора информации респондентов.

Использовалась репрезентативная выборка субъектов как метод для сбора и анализа из 23 вузов и 22 институтов, как представительная по статусу, типам и географии организаций из общего числа 125 вузов и более 80 государственных институтов. Сбор заполненных анкет от ответивших организаций шел в течении 35 дней, а свод с обработкой для последующего анализа занял 60 дней. В целом вопрос методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной компетентности ставился в работе Л. В. Коломийченко [12].

Результаты

 Некоторые из многочисленных результатов обработки собранных нами в 2022 г. данных о владении научными методами, методами планирования научными исследованиями и академическим письмом, английским языком, процента научных публикаций и учебных курсов на английском языке приведены в диаграммном виде на Рис. 1, 2 и 3.

image001image002image003image004image005image006 

Рисунок 1. Усредненные данные по категориям возрастов и направлениям.

image007

Рисунок 2. Усредненные данные по естественно-техническим и социально-гуманитарным направлениям.

 image008

Рисунок 3. Типичная конфигурация диаграммы одной организации группы университетов.

Обсуждение результатов

На рисунке 1 даются усредненные данные по категориям возрастов и направлениям, среди которых наиболее выделяется возрастная группа до 35 лет в области знания и применения английского языка в публикациях и проведении учебных курсов. На рисунке 2 приведены усредненные данные по естественно-техническим и социально-гуманитарным направлениям, демонстрирующие практически равное соотношение между направлениями. На рисунке 3 наблюдается, что по возрастным категориям и по направлениям уровень владения научными методами и методами планирования исследований составляет около 80% для всех, кроме социально-гуманитарного направления для владения научными методами (90% против 70%). По возрастной категории до 35 лет и для социально-гуманитарного направления владение английским языком составляет около 50%, однако приблизительно 40% для остальных категорий. Количество опубликованных научных статей на английском языки по отношению к общему количеству публикаций для всех категорий составляет примерно 10%. Количество проведенных учебных дисциплин на английском языке по отношению к общему количеству составляет менее 10% для всех категорий и приблизительно 30% всех опрашиваемых нуждается в поддержке улучшения академического письма на английском языке.

Заключение

Одинаковый паттерн владения научными методами наблюдается для 13 университетов, для 4 единого паттерна нет, по всем возрастным категориям наблюдается незначительное превышение в среднем для университетов против институтов (83% против 77%). По владению методами планирования исследований: незначительные превышения в среднем для университетов (77% против 70%). По владению английским языком почти равные показатели (62% против 57%). По количеству опубликованных научных работ на английском языке по отношению к общему: значительное превышение в среднем для институтов (24% против 17%). По количеству проведенных сотрудниками учебных курсов/дисциплин за прошедший полный учебный год на английском языке по отношению к общему: (22% против 12%). По поддержке улучшения академического письма на английском языке: практически равные показатели. Для всех категорий возрастов в среднем: владение научными методами – 80%, методами планирования – 77%, английским языком – 50%, удельное количество англоязычных публикаций – 20%, удельное количество англоязычных курсов – 16%, поддержка академического письма – 36%.

Список литературы

  1. Арынгазин К. М. Введение в смысловую педагогику, – Караганда, Изд. КРУ, 2005. – 407 с.; Издание 2-ое. «Издательские решения», 2023. – 350 с.
  2. Арынгазин А. К. Брутто-оценка ранней стадии научно-исследовательской активности // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 1. С. 104-127. DOI 10.19181/smtp.2023.5.1.7. EDN QILPCP.
  3. Токмолдин С., Кнар Э. Доктрина науки Казахстана. Информационные и телекоммуникационные сети 2022, №6 (191-192), 9-48.
  4. Строкова Т.А. Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы. // Образование и наука. 2018. № 20 (13102). С. 9–30. DOI: 17853/1994-5639-2018-10-9-30
  5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI: 17853/1994-5639-2022-5-147-180.
  6. Концепция развития науки до 2025 года разработали в Казахстане. Веб-ресурс: https://www.zakon.kz/5070247-kontseptsiyu-razvitiya-nauki-do-2025.html (27.05.2022).
  7. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115–120.
  8. Моисеев П. С., Сысоев П. В., Евстигнеева И. А., Сорокин Д. О. Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 717-734. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.43.
  9. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230. DOI: 17853/1994-5639-2021-1-202-230
  10. Практическая педагогика и психология: методы и технологии. (2016). Метод анкетирования в исследовании качества социализации и самореализации личности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. АЭТЕРНА. 210 с. Веб-ресурс: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-52-1.pdf. (дата обращения: 27.12.2022).
  11. Шапиро М. Г. (2017). Классификация методов опроса в социологии. Социальные исследования. Веб-ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-metodov-oprosa-v-sotsiologii.
  12. Коломийченко Л. В. Методологическая культура как важнейшая составляющая профессиональной компетентности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 49–51.

Интересная статья? Поделись ей с другими: