УДК. 378

Этапы организации научно-исследовательской деятельности студентов высшего учебного заведения

Кайзер Александр Викторович – студент магистратуры Института права Челябинского государственного университета.

Научный руководитель Дробот Сергей Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Челябинского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрена организация исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Приведены примеры распределения исследовательской деятельности в зависимости от времени обучения в образовательном учреждении. Рассмотрены этапы проведения теоретических и практических научных проектов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, высшее учебное заведение, наука, студент, научный руководитель.

На сегодняшний день для современного человека открыты большие возможности для исследований, познания и открытия новых взаимосвязей и новаторских решений. Человек с самого рождения познаёт мир, исследуя, выводит лично для себя определённые закономерности, таким образом, очерчивает границы возможного и невозможного. Ребёнок развивается благодаря активной познавательно-исследовательской деятельности, детской любознательности, а именно экспериментам, играм, опытам и наблюдениям [1, с. 14]. В дошкольном возрасте воспитатели в детских образовательных учреждениях, а также родители организуют исследовательскую работу ребёнка. От того, насколько грамотно выставлена последовательность и с помощью каких методов преподнесена данная деятельность, зависит вовлеченность ребёнка в процесс и желание развивать исследовательскую работу в будущем.

В современных реалиях исследовательская работа может проходить на различных уровнях. Как было отмечено ранее, она зарождается ещё в детстве и продолжается по воле человека всю его жизнь. Рассмотрим некоторые виды и методы организации исследовательской работы, реализуемые студентами и научными руководителями в высших учебных заведениях (ВУЗах).

К научно-исследовательской работе (НИР) в ВУЗах принято относить такие формы, как реферат, научный доклад, контрольная и курсовая работы, выпускная квалификационная работа (ВКР), научные статьи различного уровня, тезисы для участия в конференциях, стендовые доклады и др. [2]. Исследовательская работа в ВУЗе направлена на развитие творческого и научного потенциала студентов, на решение научных задач, изучение теоретических сведений и их обоснование, проведение практических доказательных опытов [3]. Главным критерием НИР выступает актуальность, научность, новизна исследования, содержание работы должно соответствовать современным реалиям, а также научным правилам и этики публикаций [4].

Исследовательская работа в ВУЗе делится на два типа: урочная (проводимая в рамках учебных планов) и внеурочная (факультативы, объединения, индивидуальная работа с последующими выступлениями на форумах, конференциях, а также публикации в научных журналах). В первом своём виде она менее эффективна, так как зачастую педагог, преподающий данную дисциплину, не успевает вести каждую работу с индивидуальным подходом, а также такая деятельность ограничена временными рамками по учебному плану [5]. Урочную НИР организуют последовательно от курса к курсу.

Так, на первом курсе студентов знакомят с основами научной деятельности: изучают требования, стандарты оформления рефератов, курсовых работ. Далее педагоги распределяют темы для исследований, а студенты готовят реферативные доклады, анализируя различные источники, проводят обзор информации с последующим выступлением перед сокурсниками. Таким образом у студентов формируются базовые умения вести исследовательскую деятельность.

Второй курс обучения открывает возможности написания курсовых работ, что тоже можно отнести к исследовательской работе. На этом модуле студенты воспитывают в себе ответственность при выполнении большого объёма работы, приобретают навыки отбора литературы. Защита курсовых работ предполагает грамотное обоснование своей позиции, демонстрацию умения общения с аудиторией и проверяющим работу. Написание курсовых работ позволяет углубиться в дисциплину, получить профильные знания, таким способом исследовательская работа объединяется с учебным процессом [6].

На последующих курсах, как правило, НИР не входит в учебные планы отдельной дисциплиной. Работа над курсовыми проектами продолжается, но уже в более самостоятельном варианте. На данном этапе студент сам выбирает, заниматься ли ему исследовательской деятельностью. Исследовательская работа организуется кружками, факультативами, в которых ведутся исследования, пишутся научные статьи студентами совместно с научными руководителями. В некоторых случаях внеурочной исследовательской работой студент занимается в паре с научным руководителем, не группами. При таком диалоге студент в индивидуальном темпе изучает науку.

На последнем курсе перед студентом стоит задача в написании ВКР. ВКР является показателем интеграции исследовательской работы студента и тех знаний и умений, полученных в период учебного процесса.

Высшие учебные заведения поощряют студентов и их научных руководителей заниматься исследовательской деятельностью. ВУЗы ставят перед собой задачу в подготовке не только трудовых ресурсов производства, но и учёных-экспериментаторов. Наряду с оказанием образовательных услуг, ВУЗ может служить в роли издательства, имеющего периодические научные сборники. Научные советы университетов организуют межвузовские олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы научных докладов, выставки исследовательских проектов, в которых студенты имеют возможность поучаствовать благодаря азам, полученным на урочной исследовательской деятельности, а также совместной работе с научным руководителем во внеурочное время.

Стоит отметить, что для каждого вида исследовательской работы существуют закреплённые требования к оформлению и определённая последовательность проведения. Стадии выполнения НИР непосредственно зависят от направленности и тематики самой работы [7]. Если работа полностью теоретического характера, то студенту необходимо проанализировать как можно больше различных литературных источников по данной теме, изучить вопрос многогранно, а затем систематизировать данный объём, привести к общему знаменателю. Важным этапом в работе является выдвижение гипотезы, анализ и выявление достоинств и недостатков, а также предложение мер по улучшению, совершенствованию имеющихся ресурсов. При выполнении проекта, имеющего практическую экспериментальную часть, определяют предмет исследования, а также вариант проведения эксперимента. Далее производят фиксацию показателей эксперимента, принимают градацию чтения результатов опыта, а затем анализируют полученные результаты, дополняя предложениями по совершенствованию имеющихся технологий, условий опытов и т.д. Общим для теоретических и практических работ является внесение инновационных предложений к уже имеющимся решениям, отражение собственного обоснованного мнения по тематике исследования для решения выраженной проблемы [8, с. 84].

Подводя итог всему вышесказанному, целесообразно прийти к выводу, что организация исследовательской работы на примере деятельности, реализуемой в ВУЗе, многогранна и вариативна. По мере обучения студенты знакомятся с НИР, далее работают совместно с научным руководителем и самостоятельно, пишут рефераты и курсовые работы, научные статьи, а также имеют возможность выступать на научно-практических конференциях со своими трудами, а конечным результатом исследовательской деятельности в университете является написание и защита ВКР. Таким образом, обучение в университете открывает большие возможности для ведения научно-исследовательской деятельности, а этапы её организации зависят от периода обучения.

Список литературы

  1. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с. ISBN 978–5–4441–0212–1.
  2. Рассказова, Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды / Ж. В. Рассказова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 6. – С. 246-248. – EDN PBRLUZ.
  3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2008. - 128 с. EDN: RFLXIF.
  4. Основные критерии оценки исследовательских работ [Электронный ресурс]. URL: http://temagenerator.ru/osnovnye-kriterii-ocenki-issledovatelskix-rabot/ (дата обращения: 04.12.2023).
  5. Иванова, Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов / Ж. Г. Иванова. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2177/ (дата обращения: 05.12.2023).
  6. Научно-исследовательская работа студентов. ЛаЛаЛань [Электронный ресурс]. URL: https://lala.lanbook.com/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov (дата обращения: 06.12.2023).
  7. Все о научно-исследовательской работе. Своевременная помощь студентам и аспирантам [Электронный ресурс]. URL: https://disshelp.ru/blog/vse-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-ponyatie-vidy-formy-organizatsii-i-provedeniya-oformlenie/ (дата обращения: 06.12.2023).
  8. Астанина, С. Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе : учебно-методическое пособие / С. Ю. Астанина, Е. В. Чмыхова, Н. В. Шестак ; НАЧОУ ВПО "Современный гуманитарный университет". – Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2010. – 128 с. – ISBN 978-5-8323-0687-2. – EDN UKLWFV.

Интересная статья? Поделись ей с другими: