УДК 378

Инновационные подходы к поддержке мотивации студентов в дистанционном обучении

Федорова Яна Евгеньевна – студент Самарского государственного университета путей сообщения

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы и методы, применяемые для повышения заинтересованности обучающихся в изучении учебных материалов в дистанционном формате работы. Изучены ключевые способы для повышения мотивации и проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе получения знаний.

Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация, цифровое обучение, геймификация, цифровые технологии.

В современном мире дистанционное обучение становится все более популярным и распространенным. Рассмотрим несколько проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе получения знаний в дистанционном формате работы.

Ограниченная доступность технического обеспечения и интернета является одной из ключевых проблем. Доступность аппаратных и технических средств необходимых для дистанционного обучения, таких как компьютеры или ноутбуки, интернет-соединение. Не все семьи могут позволить себе качественное оборудование или хорошее интернет-соединение. Это может приводить к проблемам при подключении к занятиям, потере интернет-соединения во время занятий и необходимости использовать устаревшее оборудование.

В дистанционном формате работы, обучающиеся лишены преимущества личного общения, которое обычно имеется при традиционной форме обучения. Отсутствие контакта с преподавателем и сокурсниками может привести к ухудшению коммуникативных навыков и социализации, а также ощущению изоляции и одиночества. Также появляется риск потери мотивации и склонности к проактивности [4].

Дистанционное обучение требует от обучающихся самостоятельности в планировании своего времени и организации учебного процесса. Некоторым сложно самостоятельно организоваться и выработать привычку регулярных занятий. Также у них может возникать трудность в организации рабочего пространства и поддержания дисциплины. Обучение может лишить обучающихся возможности получить непосредственную помощь от преподавателя и сокурсников. В процессе получения знаний возникают вопросы и затруднения, и отсутствие непосредственной помощи может привести к изоляции и снижению качества обучения [3].

Психологические факторы и повышенная нагрузка, некоторым может быть сложно адаптироваться к новой форме обучения, осознавать ответственность за свое обучение и самомотивироваться. Также, из-за отсутствия разнообразных активностей, возможно повышение уровня стресса и утомляемости обучающихся.

Однако одной из главных проблем, с которой сталкиваются учащиеся в этом формате обучения, является поддержание мотивации к учебе на дистанции. Важно понимать, что мотивация – это ключевой фактор успеха в обучении, и ее поддержка играет важную роль в достижении академических целей студентов.

Рассмотрим несколько инновационных подходов, которые могут помочь мотивировать студентов в дистанционном обучении:

  1. Использование интерактивных онлайн-платформ. В интересном и взаимодействующем онлайн-окружении студенты получают возможность решать задания, участвовать в дискуссиях, соревноваться и обмениваться идеями с другими учащимися. Такие платформы стимулируют активное участие и способствуют развитию интереса к изучаемым предметам [1].
  2. Персонализированное обучение. Адаптивные онлайн-курсы, которые учитывают индивидуальные способности и потребности студента, помогают мотивировать его к достижению успеха. Предоставление ученикам возможности выбора и саморегуляции в процессе обучения позволяет им чувствовать себя более ответственными и заинтересованными в достижении определенных целей.
  3. Использование геймификации. Игровые элементы, такие как баллы, достижения, уровни сложности и награды, могут быть внедрены в онлайн-обучение для стимуляции учащихся и повышения их мотивации. Они позволяют создать конкурентную и веселую атмосферу, стимулирующую достижение лучших результатов.
  4. Применение виртуальной и дополненной реальности: использование VR и AR технологий позволяет создавать увлекательное и интерактивное учебное окружение. Ученики могут исследовать виртуальные миры и вовлекаться в практические задания, что способствует повышению их мотивации и интереса к изучаемому материалу.
  5. Поддержка коммуникации и взаимодействия. Онлайн-форумы, виртуальные встречи и обратная связь от преподавателей на расстоянии способствуют установлению и поддержанию связи между студентами и основными деятелями в образовательном процессе. Активная коммуникация помогает студентам быть более мотивированными и чувствовать себя связанными с командой.
  6. Развитие навыков саморегуляции. Студенты, обучающиеся дистанционно, часто встречаются с препятствиями и отвлекающими факторами, такими как необходимость управлять своим временем и мотивировать себя. Помощь студентам в освоении этих навыков и предложение методов организации учебного процесса поможет им сохранить мотивацию и эффективность [2].

Популярным сейчас средством мотивации студентов является геймификация. При использовании геймификации, учащиеся могут зарабатывать баллы за выполнение заданий, уровень участника может повышаться, когда достигается определенное количество баллов. Это помогает учащимся отслеживать свой прогресс, а также стимулирует их к выполнению задач. Разработка игровых сценариев, где учащиеся играют роли и решают задачи в контексте учебной темы, может способствовать более глубокому пониманию материала. Выдача виртуальных или материальных призов и наград за достижения и успехи учащихся помогает им чувствовать себя поощренными и вознагражденными за свои усилия. Это может быть хороший стимул для поддержания мотивации и активного участия. Внедрение системы «достижений» позволяет учащимся продвигаться по карьерной лестнице, открывать новые навыки, получать новые уровни или «ачивки», и тем самым стимулирует их и стремиться к постоянному развитию.

Поддержка мотивации студентов в дистанционном обучении требует постоянного внимания и адаптации под уникальные потребности каждого учащегося. Использование инновационных подходов может помочь создать подходящую обучающую среду, способствующую росту и развитию каждого студента. Применение этих подходов в совокупности поможет достичь лучших результатов освоения материалов дисциплины обучающимися и поможет педагогу донести все в удобном и понятном формате для студентов.

Список литературы

  1. Горбатов, С. В. Образовательные платформы для дистанционного и самостоятельного обучения / С. В. Горбатов, Я. Е. Федорова // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09–29 марта 2023 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий и технологического образования. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2023. – С. 155-159. – EDN BGXIDL.
  2. Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii (дата обращения: 10.12.2023).
  3. Пятко, Л.А. Дистанционное обучение как инструмент повышения доступности и качества образования / Л.А. Пятко, Л.А. Стародумова, Н.А. Панова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-instrument-povysheniya-dostupnosti-i-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 10.12.2023).
  4. Федорова, Я. Е. Использование облачных ресурсов и цифровых платформ в образовательном процессе вуза / Я. Е. Федорова, Д. А. Чухнев // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 9. – С. 6-13. – EDN OMETHH.

Интересная статья? Поделись ей с другими: