УДК 376.3

Особенности логопедической работы по формированию и развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР посредством игры

Бобылёва Наталья Юрьевна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Андрусева Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР – важная логопедическая задача. Это связано с тем, что развитие данных навыков играет ключевую роль к подготовке ребенка к основам обучения грамоте. Актуальность данной статьи заключается в росте числа детей, имеющих нарушения речи в разной степени тяжести, что затрудняет дальнейшее обучение. Изучение особенностей логопедической работы позволит специалистам подобрать различные оптимальные методы коррекции для решения вышеуказанной проблемы.

Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, работа, коррекция, логопедия, дошкольники.

Проблемами формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР занимались различные отечественные и зарубежные исследователи: Г. А. Каше, Е. В. Новикова, Т. В. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т. Б. Филичева и другие. Как показывают исследования, успех в обучении детей с ФФНР основам речевой деятельности заключается в выборе актуального, своевременно намеченного пути коррекционной работы [3].

Р. Е. Левина отмечает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка вследствие недостатков восприятия и произношения фонем [3].

О. А. Денисова отмечает, что к этой категории относятся дети, имеющие нормальный слух и относительно развитый интеллект. Наиболее яркая отличительная сторона таких детей заключается по мнению автора в наличии специфического фонематического восприятия [4].

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеют свои особенности познавательного, личностного и социального развития:

  1. У значительного большинства детей с ФФНР отмечаются некоторые особенности речевого слуха так как при первичных фонематических нарушениях существенными недостатками остаются процессы узнавания и различения входящих в состав слова фонем. Также могут наблюдаться и нарушения музыкального слуха.
  2. При ФФНР возможно проявление двигательной расторможенности что проявляется в моторной неловкости и обособляется отклонениями в состоянии мышечного тонуса в виде тремора пальцев при вытягивании рук вперед, в виде подёргивания кончика языка.
  3. При ФФНР внимание менее устойчиво в отличии от нормы. У детей данной группы внимание отличается неустойчивостью и нарушениями переключения с одного объекта на другой. Данные особенности внимания прежде всего связывают с недостаточной подвижностью основных нервных процессов в КГМ. Процессы внимания часто характеризуются быстрой истощаемостью и низкой продуктивностью.
  4. Сложные речевые нарушения могут привести к возникновению патохарактерологических невротических реакций. Невротические реакции проявляются в таких аспектах как: энурезы, неврастения, расторможенность. Однако не смотря на данные обстоятельства, отмечается более лёгкая адаптация [4].

Средние и тяжелые формы ФФНР характеризуются дефектами как речевосприятия, так и речепорождения. Причинами таких отклонения выступают доречевые отклонения развития детей. На ранних этапах развития, долингвистический этап обуславливает искажённый путь речевого развития. Так, в результате того, что у детей в долингвистический период отсутствуют процессы порождения гуления и лепета – не формируется артикуляционная база звука. Данное следствие приводит к артикулаторно-фонематическим нарушениям речи [4].

Работа по развитию фонематического анализа имеет следующую последовательность:

  1. Формирование фонетической стороны речи;
  2. Формирование фонематического слуха и восприятия;
  3. Создание акустико-артикуляционного образа звука;
  4. Связь звука с буквой [1].

Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза может иметь различные формы и проводится как фронтально, так и иметь индивидуальный характер. Фронтальные занятие проводятся два раза в неделю и имеют обязательное условие – проводить занятия с теми звуками, которые правильно воспринимаются всей группой. Существует два основных этапа коррекционной работы:

I этап. Активизация слухового внимания и слухового восприятия. Данный этап характеризуется тем, что основная задача логопеда – научить детей вслушиваться в речь и выполнять задания согласно речевой инструкции. На первом этапе проводятся игры на активизацию внимания и развития слухового восприятия и памяти. Такие игры проводятся на материале неречевых звуков и ритмов [1].

Одной из наиболее популярных игр в дошкольном возрасте является игра «Кто позвал». Сущность данной игры заключается в том, что детей ставят в круг, а ребенок, который «водит» отворачивается. Его задача отгадать того, кто его позвал. Данная игра отлично подходит для детей дошкольного возраста и способствует развитию слухового восприятия [2].

Одной из не менее популярных является игра «Близко – далеко» Детям предлагают послушать как мяукает котенок, лает собачка, квакает лягушка. Задача ребенка – определить на слух близко или далеко находится звук.

В дидактической игре «Музыкальный оркестр» детям предлагается распознать какие инструменты присутствуют в мелодии.

В дальнейшем используются игры с применением упражнений «Хлопни в ладошки», «Потопай ногами, когда услышишь верный звук». Постепенно в игры вводятся слоги по типу: «папапа», «нанана», «пабапа» и так далее [2].

II Этап. На втором этапе происходит развитие фонематического восприятия, формируются простые формы звукового анализа.

Дидактическая игра «Внимательные ушки» Услышав определенный заданный звук в ряде перечисленных, дети должны хлопнуть в ладоши, либо поднять флажок:

  • из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
  • из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
  • из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

Дидактическая игра «Чудо дерево» В данной игре ребенку предлагают украсить дерево картинками, в названии которых есть заданный звук.

Дидактическая игра «Звуковое лото» В игре такого плана детям раздают цветные кружочки и карточки с изображениями, где в названиях встречается искомый звук. Задача ребенка закрыть кружочком нужную картинку.

Обучение детей звуковому анализу и синтезу начинается с изучения гласных звуков. Это объясняется тем, что гласные ударные воспринимаются детьми легче безударных. Так, в работе по формированию звукового анализа и синтеза целесообразно использовать и средства ИКТ [2].

Существуют следующие программные обеспечения, способствующие развитию навыков анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно».

В программе «Игры для тигры» происходит визуализация образов, ребенку кажется, что он путешествует по миру с главным героем тигренком, разговаривает с ним, помогает ему преодолевать препятствия в Стране Звуков и Слов. В процессе такого обучения ребенок учится, что помогает ему с легкостью преодолевать речевые нарушения [2].

Данная программа характеризуется массой дополнительный функций, включает в себя возможности с опорой на слух, что активизирует у ребенка устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Программа «Игры для тигры» имеет множество преимуществ в плане оформления:

  • Объемные изображения;
  • Звуковое сопровождение каждого действия;
  • Познавательный характер упражнений;
  • Игровая интерактивная форма.

Благодаря применению ИКТ у детей с фонетико−фонематическим недоразвитием речи происходит активизация познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на развитии фонематического восприятия. Программное обеспечение «Игры для тигры» помогает повысить мотивационную сторону учащихся и способствовать более легкому усвоению логопедических навыков. Данная игра позволяет определить зону ближайшего развития благодаря индивидуальным настройкам [2].

Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие / Р.И. Лалаева. — Санкт−Петербург: КАРО, 2019. — 256 с.
  2. Подвижные игры: теория, методика и практика: учебно−методическое пособие / составители Е.В. Невмержицкая, И.Е. Коновалов. — Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2017. — 136 с. 
  3. Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика : учебное пособие / Т.А. Ткаченко. — Москва: Владос, 2015. — 34 с.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико−фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. − М.: МГОПИ, 1993. − 72 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: